Индивидуальные образовательные траектории, дополнение аудиторных занятий онлайн-курсами, обратная связь и формирующее оценивание – руководитель Школы иностранных языков Екатерина Колесникова рассказала нам о новой Концепции развития англоязычной коммуникативной компетенции студентов.
— Что меняется в преподавании английского языка в Вышке?
— Мне видится, что инновацией первостепенной важности является входное онлайн-тестирование по английскому языку с рекомендациями по выбору дисциплин.
Для нас важно учесть, что в университет приходят студенты с очень разным образовательным и социальным опытом. Это делает задачу по формированию англоязычной компетенции многоаспектной, не имеющей универсальных решений.
Школа иностранных языков начинает строить систему обучения, в которой есть индивидуальные образовательные задачи, вариативное содержание образования, широкий перечень курсов, обратная связь и формирующее оценивание.
Компетенции, с которыми приходят первокурсники, будут меняться, нужен настраивающий систему механизм. Именно входное тестирование запускает работу системы для студентов каждого года набора. Нам важно уметь точно диагностировать уровень владения английским языком, а в будущем и учитывать различные характеристики академической среды или самого студента, которые могут определить выбор оптимальной образовательной траектории. Больше полезной информации на старте – больше надежных решений.
— Какие инновации появятся уже в ближайшее время?
— Для того, чтобы управлять портфелем дисциплин Школы иностранных языков, в нем важно поддерживать порядок. Каждая дисциплина теперь имеет уровень сложности и относится к определенному направлению. Это может быть английский язык для коммуникативных целей, английский язык для академической и деловой коммуникации, английский язык для специальных или научно-публикационных целей и так далее.
Так как на одной дисциплине у нас может обучаться более 1000 студентов, нам важно разработать и внедрить стандарты качества реализации каждого курса Школы. Сразу могу сказать, что одним из параметров будет достройка аудиторных часов онлайн-форматами и цифровыми ресурсами для самостоятельной работы и самоконтроля. Со временем, надеюсь, у нас будут интереснейшие по своему наполнению и форме подачи курсы, за места на которых будет конкуренция между студентами.
Уже началась разработка онлайн-курсов по академическому и профессионально-ориентированному общению на английском языке, деловой коммуникации и универсальным коммуникативным компетенциям. Сформировались творческие коллективы и рабочие группы, которые в этом учебном году буду апробировать материалы с тем, чтобы к лету представить курсы и внедрить их в учебный процесс с 2021 года. Сейчас идет много подготовительной работы, она пока не очень заметна, но скоро мы должны начать представлять руководителей проектов ШИЯ и результаты работы их команд.
— Как будут строиться образовательные траектории для набора 2020 года?
— Первокурсникам будут предложены дисциплины разного уровня сложности и содержания, перечень которых предварительно согласован с факультетами и образовательными программами. Каждая из дисциплин будет иметь пререквизит – результат входного тестирования для первого семестра и результат промежуточного тестирования (проводится в декабре) для второго семестра. Таким образом, если за осенний семестр студент сможет серьезно улучшить свой уровень владения английским языком, ему откроются дисциплины более высокого уровня сложности.
При этом мы не будем настаивать на смене уровня, если студенту будет более комфортно не повышать его, а остаться в той же группе. Промежуточное тестирование не идет в рейтинг, оно проводится исключительно для того, чтобы открыть новые возможности по выбору курсов или сигнализировать, что есть проблемы, и нужно корректировать образовательную траекторию подготовки к внутреннему экзамену.
— В чем смысл Концепции для Школы иностранных языков и ее преподавателей?
— Мне бы хотелось, чтобы новая Концепция стала системообразующим проектом ШИЯ, открывающим возможности для педагогического творчества, профессионального сотрудничества и исследовательской деятельности.
Она подразумевает развитие культуры создания новых идей и продуктов новыми способами, принятия решений на основе анализа данных и внимательного отношения к людям, командного выполнения сложных задач, поиска среди преподавателей лидеров и экспертов, готовых делиться своим опытом ради взаимного развития.