Студенческий журнал «ИКСТАТИ» — межкампусный научно-популярный проект, организованный в питерской Вышке Аркадием Набокой и Екатериной Ершовой. До 28 сентября в редакцию набираются новые участники. Мы поговорили с Аркадием и авторами текстов о формате журнала, создании курсов и академическом опыте, который они дают.
— Расскажите про структуру проекта. Как формируются курсы?
— Каждый участник проекта сам предлагает тему, на которую хочет писать. Он сам отвечает за содержание своего курса. Для нас важно, чтобы ребятам самим было интересно работать. Мы согласовываем все темы и обсуждаем их, если у нас появляются вопросы. Когда материалы готовы, мы берем на себя функции редакторов и верстаем материалы на сайте журнала.
Изначально нам очень хотелось избежать режима работы, в котором мы бы подгоняли авторов, ставили жесткие дедлайны. У всех участников свой темп, свой подход к работе. В результате тексты получаются живыми и в каждом чувствуется неповторимый авторский стиль. Будто вы сидите с другом и он увлеченно рассказывает вам о том, что любит.
Когда человек искренне хочет чем-то поделиться, он старается говорить максимально понятно, объяснять на пальцах, чтобы в глазах собеседника загорелся огонек интереса. Это интимный процесс и давление может только навредить.
Главное, в чем мы стараемся помочь ребятам — нащупать баланс между новым и общеизвестным. То есть материал должен быть, с одной стороны, на тему, которая может заинтересовать любого, вне зависимости от его специальности, но, с другой, содержать какую-то новую для большинства читателей информацию: им должны быть интересны содержание, детали.
— Как и почему вы решили сделать научно-популярный проект? На кого он ориентирован?
Когда мы задумывали этот проект, то судили по себе: нам очень нравился проект «Арзамас». По сравнению с курсами на Coursera и подобных платформах, он ориентирован на всех. Он отличается доступностью, простым языком. Курсы небольшие: можно за один вечер действительно узнать что-то новое.
Это был главный источник нашего вдохновения. Нам хотелось дать ребятам возможность попробовать себя в объяснении чего-то. На наш взгляд, это умение может пригодиться во многих сферах их потенциального трудоустройства — от преподавания до журналистики и блогинга.
Вообще мы начинали с мыслью сделать основой журнала видеолекции и ребята включались, но наша вышкинская студия оказалась настолько перегружена, что практически ничего не получилось смонтировать. В итоге мы решили пока публиковать курсы в текстовом формате, хотя подкасты или видеолекции мы будем только приветствовать.
Основная целевая аудитория журнала — студенты. На наш взгляд, «ИКСТАТИ» дает возможность интересно и полезно потратить время, например, в поездке на метро: доступно, как лента в соцсетях, но содержательно, как учебник.
— Каких участников вы ждете в команде? Как происходит отбор?
Мы ждем интересующихся, тех, кому не терпится поделиться чем-то с окружающими. Вы знаете таких ребят. Они могут рассказывать о чем-то часами, нащупав в разговоре свою тему, или, например, вести тематический блог.
Отбор будет вестись очень просто: каждый желающий должен предложить общую тему своего курса и не менее четырех небольших тем, на которые будут подготовлены материалы. Также нужно будет написать, почему эта тема потенциально интересна читателю.
Мы отберем те заявки, которые нам покажутся наиболее убедительными и соответствующими нашему представлению о научно-популярном контенте.
«Вышка для своих» поговорила с участницами проекта «ИКСТАТИ». Они поделились опытом создания курса и рассказали о своих любимых темах.
Тема моего курса появилась благодаря курсовой работе. Она была связана с драматургией, которую я давно хотела изучать. Однако ничего подобного не входило в мой учебный план, поэтому искала материалы самостоятельно. Вскоре я поняла, что хочу как-то отфильтровать, систематизировать и дополнить информацию, которую получила из книг и пособий. Также я хотела поделиться своими открытиями с теми, кому тоже интересен «путь героя». Так я нашла проект «ИКСТАТИ».
Самое большое удовольствие мне доставил текст про архетипы. Во-первых, на этой теме стоит вся литература, кинематограф, реклама, сторителлинг. Во-вторых, именно герои и их роль в повествовании являются «мышцами» и двигателями истории. В-третьих, меня всегда поражала пластичность архетипов и то, что они не потеряли «свежести» за эти сотни лет. Наконец, мне нравится рассматривать персонажей в разных плоскостях. Люблю выявлять особенности их поведения и характеров, которые дают героям «маски».
На мой взгляд, участие в таком проекте помогает не только углубиться в свою тему. Оно дало мне ощущение того, что мои знания действительно будут полезны другим. Я научилась продумывать работу наперед и видеть картину целиком. Это помогло мне составить структуру курса и опередить ключевые точки своих работ.
Благодаря «ИКСТАТИ» я также начала «чувствовать материал». Хотя в моих статьях иногда проскакивают языковые огрехи (да простят мою неопытность коллеги), я старалась сделать тексты максимально понятными. Проект подарил мне хорошую практику и опыт, которые стали полезными в будущем.
Моя любимая тема после драматургии — история анимации. Особенно меня интересует творчество советских, российских и европейских аниматоров, а также кукольная мультипликация. Год назад я увлеклась анимацией на YouTube, это направление сейчас очень быстро развивается. В будущем я планирую сделать обзор старых и новых картин и оценить их вклад в индустрию.
Выбор темы произошел очень естественно. Помимо интереса к политическим наукам, меня всегда привлекала история искусств. Мне захотелось показать окружающим, что эта тема тоже может быть интересной. Думала рассказать о чем-то понятном и современном — искусство плаката мне кажется таковым.
Признаться, мой любимый из подготовленных для журнала текстов — о школе «Баухаус» — он так здорово написан, рекомендую! Но любимая тема — однозначно дадаизм, авангардное течение начала ХХ столетия. Участники движения настолько эпатажны по своей сути, что у них, например, декламация «стихов без слов» обычно сопровождалась рычанием, свистом и громким стуком. Такие люди явно создавали нечто интересное.
Участие в проекте, во-первых — отличный способ заинтересовать других людей темой, которая близка лично вам, и поделиться с читателями своими знаниями. Во-вторых, это хорошая возможность для первой публикации, что очень ценится в академической сфере. Участие в проекте дало мне опыт написания научно-популярных текстов, что также является огромным плюсом.
При выборе темы курса я опиралась на философские вопросы. Долго думала: разобрать одну конкретную концепцию или рассказать о формировании человеческого познания в целом. Остановилась на втором варианте. Моей основной задачей работы было привлечение людей, которые не связаны с философией, но интересуются вопросами мироздания.
В курсе собраны основные философские идеи и деятели до 18 века. Благодаря материалам можно узнать об истории формирования философской мысли и даже открыть для себя новый мир, в котором пункт за пунктом разложен процесс становления наших мыслей. Философия — это не только полезно, но и интересно: это я и постаралась показать в своем курсе. Я за то, чтобы философия приносила практическую пользу каждому человеку!
Мой любимый текст — завершающий. Он о философии Иммануила Канта. Я разделяю идеи Канта, так как он объединил все предыдущие мысли философов и «докрутил» их до совершенства. Да, философия Канта не идеальна и имеет несколько противоречий, которые заметили его последователи и критики, но это уже совсем другая история. Однако благодаря его философской концепции можно выяснить многие причины своих поступков и действий. Философия Канта будет актуальна всегда, несмотря на время и поколения.
Для меня опыт создания курса — личный и академический. Невероятно приятно и ответственно рассказывать о сложном простым языком, тем более на большую аудиторию.
До 28 сентября подать заявку на участие в работе журнала «ИКСТАТИ» можно через Ярмарку проектов. Если решите присоединиться позже, напишите руководителю: Аркадию Набоке или Екатерине Ершовой.