На платформе «Открытое образование» стартует курс «История Запада», созданный преподавателем факультета гуманитарных наук Александром Мареем. Мы поговорили с автором о работе над онлайн-курсом и о том, кому точно стоит подать заявку на участие.
— Чем этот курс отличается от других онлайн-курсов по истории и в чем его особенность?
— Самое парадоксальное — аналогичных курсов по истории просто нет. Еще на этапе составления заявки, перед непосредственной записью курса, я анализировал конкурентную среду — это необходимое условие для старта: вы должны показать, какие еще курсы есть на платформах «Открытое образование» и Coursera и чем то, что предлагаете вы, будет отличаться.
Но на онлайн-платформах «общих» курсов по истории нет. Мне неловко говорить такое про то, что я делал сам, но приходится признавать: этот курс на сегодняшний день не имеет аналогов. Сделаю оговорку: это называется «легко быть великим на ровном месте». Речь не о том, что курс лучший. Он просто единственный, пока без альтернатив.
— Как бы вы описали его особенности?
— Курс делался по договоренности с тогдашним руководителем образовательной программы «Культурология» Ольгой Олеговной Рогинской. Этот курс я обычно читал у культурологов в очном формате, а в этом году его вторую половину я вел в условиях пандемии, то есть онлайн. Договоренность о переносе курса в онлайн — с необходимой корректировкой программы, разумеется — была связана с рядом изменений в образовательной стратегии, предпринятых университетом. Первое изменение — вывод истории из числа обязательных дисциплин общего цикла, второе — решение о переводе 25% курсов каждой образовательной программы в онлайн.
И, поскольку курс изначально делался «под заказ», то есть под культурологов, появились некоторые особенности, связанные с углом зрения, с методологическими позициями, которые я старался последовательно реализовывать.
В курсе мало истории культуры, нет истории искусства или литературы. Я не уделял этому времени по ряду причин: помимо того, что это было невозможно по соображениям объема, это было продиктовано особенностями программы «Культурология». Культурологам читают большие курсы по истории и теории культуры, истории литературы, истории театра и кино. Соответственно, дублировать их в своих лекциях я счел нецелесообразным. Таким образом, курс «История Запада» посвящен, прежде всего, политической, политико-экономической или социально-экономической истории.
В центре внимания курса находятся социальные структуры регионов Европы и Америки разных периодов своего существования, формы их политической организации и институционализации. Там, где это было возможно, я старался уделять больше внимания анализу наиболее важных документов, формирующих те или иные структуры.
Например, когда я говорил про проекты послевоенного устройства мира в лекции по Второй мировой войне, я делал акцент именно на анализе соглашений Тегеранской и Ялтинской конференций, двух «малых встреч»: конференций в Бреттон-Вудсе и в Думбартон-Оксе, а затем и Потсдамской конференции, разумеется.
Мой товарищ и коллега Илья Бер задал мне в Facebook вопрос о том, какие методологические основания были у курса. Понятно, что в лекциях, ориентированных на первокурсников, я не проговаривал методологию истории, это немного другое. Но я могу сказать, что курс сделан в рамках двух методологических парадигм — функционализма и структурализма. Меня интересовали, прежде всего, институты и их функции: как они взаимодействуют, как пересекаются друг с другом.
И, конечно, нельзя отрицать пропедевтической, общеобразовательной роли этого курса. Я очень хотел, чтобы студенты знали, к примеру, что такое Тридцатилетняя война, и спокойно отличали ее с одной стороны от Столетней, с другой — от Первой мировой. И чтобы они не напрягались, отличая друг от друга английскую, американскую и французскую революции.
— Кому бы вы рекомендовали этот курс? Каков портрет идеального слушателя?
— Я бы начал с того, кому я бы не рекомендовал этот курс. К примеру, студентам, получающим то же профильное образование, что было у меня: студентам исторических факультетов. Им этот курс может быть полезен только как ориентационный, потому что каждая из ветвей и блоков этого курса у них превращается в семестровый, а то и в годичный отдельный курс.
Но есть целый ряд специальностей — политология, экономика, социология, философия культурология, весь ФМЭиМП — все те, кто в в дальнейшем будет работать с тем, что происходило, происходит или планирует происходить в странах Европы и Америки. Им бы я рекомендовал этот курс или подобные ему, если они будут. Именно курс, в котором фокус делается на Западную историю. Предпочту оговориться, что Западная история — это определение, построенное по принципу исключения.
Почему она западная? Потому что я не рассматриваю в курсе историю Востока: Японии, Китая, средней Азии, Индии. Я не рассматриваю подробно историю Африки. Я упоминаю ее неизбежно, когда говорю про знаменитую схватку за Африку, разразившуюся между Англией, Францией, Германией, Италией и Бельгией в конце XIX века. Я безусловно упоминаю историю Турции, когда рассказываю о противостоянии Европы и османов в XVI веке. Разумеется, говорю про основные вехи экспансии Османской Империи. Но внутренней ее политики я не касаюсь вообще. История России привлекается для пары сюжетов в XIX и XX веке, где без этого обойтись совсем нельзя. Вот и получается, что «Запад» в названии курса — это понятие, в которое входит все, что не относится к Востоку.
Возвращаясь к вопросу об идеальном слушателе. Мы можем посмотреть и за пределы высшего образования. Тогда я бы сказал, что потенциальной аудиторией курса могут быть школьники двух последних классов обучения. Не сдать ЕГЭ — с ЕГЭ этот курс не поможет — но послушать, пройти тесты и «восполнить картинку», потому что она в школьной программе очень часто деформируется.
Также слушателями курса могут быть те, кто давно закончил университет, люди различных профессий. Мы можем обобщить аудиторию до тех, кому хочется узнать, как оно было. Я сознательно не говорю «как оно было на самом деле», я на это не претендую никогда.
Цель курса — дать картину мировой истории от крито-микенского периода до начала 21 века. И здесь возможная аудитория расширяется до самых широких групп — мало ли, кому захочется послушать.
Курс «История Запада» стартует на платформе «Открытое образование» 31 августа. Подать заявку можно на странице проекта.