Студенты программы «Экономика» в первые дни обучения выбирают образовательную траекторию: они могут остаться на «базовом» потоке, а могут перейти в группы с повышенной академической нагрузкой — на «первый» поток. Чтобы облегчить непростой выбор будущим первокурсникам, Валерия Кодзаева, студентка 2 курса «Экономики», подготовила материал о различиях между потоками и поговорила со студентами об их выборе.
В отдельный поток группы с повышенной академической нагрузкой были выделены в 2011 году. Реформа позволила объединить наиболее мотивированных студентов с высоким исследовательским потенциалом в отдельные группы, чтобы более эффективно организовать учебный процесс.
Основное отличие первого потока состоит в том, что обязательные профильные дисциплины — математический анализ, микро- и макроэкономика, эконометрика и другие — читаются по углубленным программам, которые позволяют фундаментально разобраться в основах экономической науки.
Раньше первый поток формировался после первой зимней сессии. На него переходили студенты, сдавшие математический анализ и линейную алгебру на «отлично» и «хорошо». А с 2019 года отбор проходит с первых дней обучения в Вышке — студенты подают заявления на основе результатов ЕГЭ. Особое внимание обращают на результаты экзамена по математике.
Для тех, кто находится в процессе принятия решения, автор материала сформулировал достоинства и недостатки учебы на углубленном курсе.
Студенты выделяют следующие плюсы:
Однако студенты также отмечают, что необходимо ответственно делать выбор между потоками и адекватно оценивать свои силы, ведь учеба на первом потоке связана с некоторыми издержками:
Мы поговорили со студентами первого и базового потока о том, как они делали свой выбор.
Вопрос, идти ли на первый поток, был сложным. Я поступил в Вышку на коммерческой основе и мечтал перейти на бюджет или хотя бы сохранить скидку. Поэтому я боялся брать на себя дополнительную академическую нагрузку. Но я все же решился, и ничуть не жалею об этом.
Преподаватели здесь — профессионалы своего дела. Они не только отлично знают свой предмет, но и могут доходчиво его объяснить. Под их руководством я начал разбираться в весьма сложных вещах, знание которых определенно пригодится мне в будущем.
Спустя время я перевелся на бюджет, участвую в совместном проекте ЦБ и ВШЭ, а в следующем году хочу попробовать свои силы на финансовом рынке.
Исследовательский поток идеально подойдет тем, кто планирует не просто выучить непонятные формулы и благополучно их забыть, а тем, кто хочет разбираться в экономических процессах, находить их причины, понимать дальнейшее развитие и прогнозировать результаты.
Я определенно доволен своим выбором. Когда я поступал, то делал выбор вслепую, но риск оправдался. Мои родители считают, что образование должно основываться на математических началах, поэтому я пошел на базовый поток.
Думаю, этот поток подойдет тем, кто еще точно не знает, чем хочет заниматься: здесь можно получить хорошую базу для профессии. Вышка занимает лидирующие позиции в стране по экономическому направлению, и одного этого факта достаточно для получения преимуществ при трудоустройстве.
Изначально я хотел на первый поток, но меня не взяли. А когда сдал зимнюю сессию почти на все десятки, оказался здесь. Доволен выбором на 95%, потому что намного приятнее учиться, когда вокруг тебя мотивированные люди.
Надо понимать, что университет не только про знания, но и про людей. Это часто называют «связями». Важно учиться у своих одногруппников: иногда они знают больше тебя, лучше тебя, и вы вместе сидите после пар и что-то узнаете вместе. Так процесс идет гораздо быстрее и эффективнее.
Я очень многому научился у своих одногруппников, думаю, они у меня тоже. Этот процесс взаимообмена знаниями на первом потоке гораздо интенсивнее. Я считаю это ключевым отличием.
Люди приходят в университет по разным причинам, поэтому я бы советовал идти на первый поток тем, кто осознанно хочет стать хорошим экономистом. Многие ошибочно думают, что первый поток только для тех, кто хочет заниматься наукой. Но фундаментальное образование полезно всем — в том числе тем, кто ориентирован на карьеру вне академии.
Текст подготовила Валерия Кодзаева