• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Расписание, обратная связь и взаимодействие с преподавателями

Как студенты оценили качество управления образовательными программами

Даниил Прокофьев

В этом году студенческая оценка качества управления образовательными программами (СОКУОП) проходила во второй раз. Результаты опроса позволяют увидеть общие и индивидуальные проблемные точки, которые необходимо учитывать и решать при назначении академических руководителей и менеджеров программ. Рассказываем об основных итогах.

С 1 по 28 июня студенты московского кампуса оценивали общую работу руководства программ по 12 критериям и работу отдельных сотрудников учебных офисов по трем критериям, а также писали текстовые комментарии. Все критерии оценивались по 5-балльной шкале.

В оценке приняли участие более 10,5 тыс. студентов — около 35% от общей совокупности. Студенты оставили 700 комментариев по работе академических руководителей, 496 комментариев по работе менеджеров программ и 1362 — по работе отдельных сотрудников учебных офисов.

Как в бакалавриате, так и в магистратуре лучше всего обстоят дела с административными процессами: реакцией на запросы по документам (4,58 баллов) и по формированию индивидуального учебного плана (4,56), доступностью менеджеров и академических руководителей программ для рабочей коммуникации (4,49).

С удобством расписаний (4,01), работой с обратной связью студентов по содержанию программы (4,23) и медиацией взаимодействия студентов и преподавателей в конфликтных ситуациях (4,32) ситуация немного иная: некоторое количество студентов настроено более критично.

При этом сравнение данных с 2019 годом позволяет видеть общее улучшение ситуации по таким критериям, как организация онлайн-обучения на программе, а также удобство составляемого расписания. На программах бакалавриата за год улучшились работа с обратной связью от студентов и своевременное информирование о дополнительных аспектах пребывания в университете. В то же время на программах магистратуры выросли оценки реакции на запросы по проблемам взаимодействия с преподавателями, по личным вопросам и жизненным ситуациям студентов.

Программы, которые показывают стабильно высокие результаты на протяжении последних двух лет:

В этом году в число программ с наиболее высокой общей удовлетворенностью студентов качеством процессов также вошли следующие ОП:

Раскрыть

Поговорили с некоторыми менеджерами и академическими руководителями о том, как они работают с результатами студенческих оценок.

Щербакова Алина Вячеславовна

Академический руководитель бакалаврской программы «Мировая экономика»

«Я считаю СОКУОП отличным механизмом проверки работы академического руководителя и учебного офиса. Мне было очень приятно увидеть такие высокие баллы, поставленные студентами моей программы, а также прочитать их позитивные комментарии и благодарности всем сотрудникам учебного офиса и мне. Всегда приятно знать, что работаешь и стараешься не зря, что ребята это ценят. Год выдался очень сложным: сначала аккредитация, потом переход в онлайн, поэтому вдвойне приятно было получить за нашу работу такие высокие оценки от студентов. Мы с коллегами внимательно прочитали все комментарии и те, в которых увидели критику, взяли на вооружение. Из пожеланий: хотелось бы разработать механизм более масштабного охвата студентов, чтобы выборка была максимально репрезентативной».

Зиньковский Кирилл Викторович

Академический руководитель магистерской программы «Управление в высшем образовании»

«Для магистерской программы «Управление в высшем образовании» обратная связь со студентами критически важна. УВО — программа для сотрудников вузов, которые совмещают учебу с работой. Студенты УВО приезжают в Вышку на короткие очные модули несколько раз в год, основное обучение идет дистанционно и довольно интенсивно. Студенты обычно выполняют 2-3 групповых проекта параллельно. Нам очень важно знать, как идет командная работа, с какими вопросами и проблемами сталкиваются студенты. Поэтому мы стараемся использовать несколько каналов коммуникаций и предпочтение отдаем «человеческим» без признаков «роботизации». СОКУОП и другие анкетные опросы нам необходимы как индикаторы возможных проблем, которые мы могли бы потом обсуждать с преподавателями и студентами. Мы благодарны нашим студентам за активное участие в опросах о качестве преподавания и управления УВО».

Соколов Евгений Андреевич

Академический руководитель бакалаврской программы «Прикладная математика и информатика»

«На программе “Прикладная математика и информатика” у нас есть несколько каналов для сбора обратной связи. Безусловно, очень важны СОП и СОКУОП. Мы внимательно смотрим на оценки и комментарии, стараемся по их итогам оперативно вносить изменения (иногда вплоть до замены преподавателей), а также менять процессы в сопровождении студентов. Итоги СОП мы обсуждаем с преподавателями и при необходимости намечаем пути по улучшению курсов и преподавательского мастерства. При этом такие опросы скорее подводят итог учебному году или конкретному учебному курсу, поэтому мы стараемся еще и общаться со студентами в процессе. Во-первых, это небольшие опросы через 1-2 месяца после начала каждой дисциплины, которые помогают заранее отловить проблемы и попытаться исправить ситуацию «на лету». Во-вторых, мы регулярно встречаемся со студентами в zoom, обсуждаем самые разные вопросы. Конечно, это всё очень помогает улучшать программу, находить проблемы и точки роста».

Яковлева Илона Александровна

Менеджер магистерских программ «Анализ данных в биологии и медицине», «Статистическая теория обучения», «Финансовые технологии и анализ данных»

«СОКУОП — отличная опция, которая позволяет проанализировать свою работу и взаимоотношения со студентами, чья оценка для сотрудника учебного офиса и академического руководителя является одним из самых важных показателей деятельности. При высоком балле и положительных комментариях, результаты дают мотивацию и стимул развиваться дальше. В то же время появляется возможность выявить и сложности, недопонимания в работе между студентами, учебным офисом и академическим руководителем. В этом случае мы смогли провести беседы и решить проблемы, о которых студент умалчивал или стеснялся сказать. СОКУОП помогает создавать и развивать на программе положительную атмосферу, выстраивать новые процессы и пересматривать или поддерживать установленные модели коммуникации».

Черемушкина Галина Андреевна

Менеджер бакалаврской программы «Политология»

«На нашей программе для решения проблемных вопросов, возникающих у студентов, не нужно ждать каких-то официальных опросов. Наши двери всегда открыты для студентов, и мы стараемся максимально оперативно решать все вопросы. Поэтому лично для меня СОКУОП — это возможность убедиться в том, что я нахожусь на своем месте и делаю все правильно».

 

Университет планирует и дальше развивать механизмы работы с обратной связью по образовательному процессу.

Мамонова Марина Алексеевна

Руководитель Центра поддержки и мониторинга образовательных программ

«Оценку работы учебных офисов студентами мы проводим достаточно давно, используя опросы Центра внутреннего мониторинга. Однако СОКУОП позволяет оценить качество управления программой в целом, посмотреть на общие результаты, увидеть индивидуальные проблемные точки и обсудить их с сотрудниками. Персональные оценки сотрудников учебных офисов учитываются в оценке результатов их работы. Также мы принимаем во внимание результаты оценки и комментарии студентов и при решении кадровых вопросов. Например, сотрудник с низкими оценками или большим количеством отрицательных комментариев от студентов не сможет претендовать на более высокие позиции в офисе, в некоторых случаях ставим вопрос о несоответствии занимаемой позиции. Отдельно проводим работу с руководителями программ, чьи результаты оценки ниже среднего значения. 

СОКУОП — относительно новый инструмент, эти два года мы проводили опросы студентов только московского кампуса, сейчас же планируем масштабировать задачу и подключать остальные филиалы, чтобы иметь представление о ситуации в целом по университету. Коллег, чьи программы показывают стабильно высокие результаты, мы будем привлекать к проведению мастер-классов для других руководителей и менеджеров программ».

Ефимов Дмитрий Борисович

Аналитик Центра внутреннего мониторинга

«Результаты СОКУОП очень хорошо показывают административную часть управления программой, но пока не в полной мере охватывают академическую. Развитие методологии проекта в будущем, скорее всего, пойдет в этом направлении. Сейчас мы уже начинаем изучать международный опыт проведения университетских опросов о качестве программ в целом, и на основе обзора этого опыта подготовим для 2021 года обновленный проект критериев, которые позволят оценить не только процессы, но и, например, целостность и связность содержания программы. Уверен, эта информация будет очень полезна академическим руководителям образовательных программ в дополнение к той, которую они уже получают из СОКУОП, СОП и иных опросов».

8 сентября, 2020 г.

«Вышка» в Telegram