Через две недели, 21 сентября, начинаются занятия второго набора Медиамастерской. Этот проект Центра медиапрактик задумывался как площадка, на которой студенты, желающие создать свои медиаканалы, смогут получить необходимые навыки: от работы с журналистским текстом до методик продвижения своего канала. Участники примут участие в мастер-классах, в ходе которых известные журналисты и блогеры расскажут о технологиях работы медиа, деловых игра, которые дадут представление о работе редакции, тренингах по командной работе.
Занятия в Медиамастерской проходят в три этапа. На первом студентам читают лекции журналисты и редакторы, работающие на рынке медиа. Второй этап посвящен тренингам и деловым играм, в ходе третьего этапа проводятся консультации по созданию и развитию медиаканала.
По итогам работы первого набора Медиамастерской, проходившего весной, выпускники создали полтора десятка проектов.
Существенные коррективы в работу внесла самоизоляция. В середине марта, когда ВШЭ перешла на «дистанционку», в Медиамастерской шел первый этап – установочные лекции. Важно было дать студентам базовые представления о методах сбора информации, жанрах и композиции, а также объяснить им, «что такое хорошо и что такое плохо»: рассказать о правовом регулировании социальных медиа. В общем, добиться, чтобы все участники, независимо от выбранного ими образовательного трека, говорили на одном языке.
Студентка 2 курса ФГН Дарья Чебакова – о том, насколько реально создать свое медиа, не имея журналистских навыков
Переход в онлайн, с одной стороны, упростил жизнь студентам. Например, исчезли логистические проблемы, когда за 10 минут надо успеть добраться с Ордынки на Покровский бульвар. То есть повысилась «доступность» образования. С другой стороны, к новым обстоятельствам надо было еще привыкнуть.
Примерно через месяц после начала самоизоляции среди слушателей Медиамастерской был проведен опрос. Им предложили оценить по 10-балльной шкале (где 0 – абсолютно не согласен, а 10 – совершенно согласен) возникшие трудности. Оказалось, что больше всего «напряг» рост нагрузки (6 баллов). С тем, что переход в онлайн ведет к снижению качества образования, студенты были скорее не согласны (4.3 балла). А меньше всего проблем у них возникло с техникой (пункт «нехватка оборудования» получил 3,4 балла поддержки).
Переход в онлайн потребовал от студентов больше собранности и дисциплины. К этому не все оказались готовы. Еще один опрос показал, что по состоянию на начало апреля треть опрошенных (32%) не прочитала ни одной книги, не ознакомилась ни с одним онлайн-курсом. 55% сообщили, что освоили 1-3 курса или книги. «Ударниками» учебы оказалось около 15% (из них 5% освоило от трех до шести книг или курсов, а 10% слушателей – более шести).
Трудности онлайн образования, связанные с получением обратной связи, с более быстрым падением интереса из-за отсутствия живого контакта мы старались компенсировать при помощи технологий геймификации и с использованием тех инструментов, которые дает онлайн. Использовали блок «Реакция» в Zoom, голосования на Mentimeter.com, эссе-отзывы. Была увеличена доля индивидуальных консультаций по проектам.
Второй и третий этапы мастерской предусматривали работу слушателей отдельными командами и создание собственных медиа. И вот тут оказалось, что обучаться взаимодействию через экран монитора гораздо сложней чем изучать теоретический материал.
Глеб Черкасов рассказал, как медиаграмотность станет новым трендом
К сожалению, не всем пяти командам, на которые разделились студенты на втором этапе, удалось наладить эффективную коллективную работу, хотя старались все.
Вот как описывает командный этап работы над проектом студентка 3-го курса ФСН Полина Алексеенко: «В условиях самоизоляции мы, тем не менее, уделяли время такому важному аспекту командной работы, как групповое обсуждение. В определенное и всем удобное время мы все собирались для того, чтобы обсудить то, что каждый из нас уже наработал и каким образом скомпоновать это в единый стилистический и логический формат».
Были и другие проблемы. Из-за пропускного режима оказались неосуществимы проекты, связанные с проведением фото- и видео-съемок. И это при том, что как раз визуальный контент в соцсетях во время самоизоляции пережил взрывной рост (видео стали публиковать на 148% больше, чем до коронавируса, объем фото-контента вырос примерно на 115% по данным сервиса «Амплифер»).
Опыт слушателей Медиамастерской подтверждает: для получения качественного видео-контента нужна очень тесная коллективная работа. И если проблему с компьютерным монтажом еще можно решить, переслав исходник по электронной почте, то помочь встретиться оператору с ведущим, которые разъехались в разные города с разными системами выдачи пропусков, – вряд ли получится.
К счастью, этот период закончился и, будем надеяться, не вернется. И это, конечно, даст новый импульс для творчества студентов. Во-первых, есть надежда, что теперь будут реализованы идеи видео-блогов и подкастов. Во-вторых, потому что рассказывать о многообразии мира проще. если ты не заперт в четырех стенах. А еще – потому что, как мы надеемся, офлайн Медиамастерская будет более эффективна, чем онлайн.
Представляется, что оптимальной было бы соотношение близкое к 50% на 50%, когда теоретический материал и разбор кейсов происходит онлайн, а вот индивидуальная и командная работа – очно. Этот баланс, на мой взгляд, позволит использовать те плюсы, которые дает дистанционное обучение, но при этом сохранить и плюсы живого наставничества.