Будучи профессиональным маркетологом, Анна Скоробогатова работала в крупнейшей аудиторской компании PwC, швейцарской «Сингенте» и в Ассоциации европейского бизнеса, но потом изменила свою жизнь кардинально, заняв год назад пост директора одного из крупнейших российских благотворительных фондов «Вера». В Вышке Анна преподает маркетинг на факультете коммуникаций, медиа и дизайна, а «Вышке для своих» она рассказала о своем видении поколения российских студентов.
— Анна, известно, что по масштабам благотворительности наша страна уже далеко не на последнем месте, но по количеству вовлечённых в филантропию людей мы всегда отставали. Меняется ли как-то это положение вещей?
— Действительно, во Всемирном индексе благотворительности (World Giving Index), который показывает уровень развития филантропии в разных странах, Россия занимает невысокую позицию. Этот индекс определяется на основе опроса, который проводится с 2010 года. Участникам задают три вопроса об их поведении за последний месяц: жертвовали ли они деньги на благотворительность, занимались ли волонтерской деятельностью и помогли ли незнакомому человеку, который обратился за помощью. Россия сейчас занимает 110-ое место из 144. За последние годы мы поднялись на 28 позиций, но в среднем за десятилетие держимся в списке стран с самым низким индексом благотворительности. При этом в десятке самых активных стран — не обязательно богатые: вместе с США и Новой Зеландией там находится, например, Мьянма.
—То есть русская сердечность — это всего лишь миф?
— Судя по реальной готовности помогать, получается так. Но важно, что у нас есть положительная динамика, и мы начинаем чаще помогать тем, кто в этом нуждается. Индекс показывает готовность регулярно помогать, а мы чаще спонтанно откликаемся на адресный призыв — например, на пост о больном ребенке в интернете, — но проходим мимо одинокой старушки в соседней квартире.
Кроме того, люди часто не знают, с чего начать. Или стесняются помогать, потому что «я не могу помочь много, мелочь – это несерьезно». На самом деле важна любая помощь.
— А что молодежь, студенты? Как меняется их поведение в благотворительности?
— Новое поколение формулирует запрос на честность, социальную справедливость, инклюзию. Для молодежи остро стоят вопросы «Как я могу менять мир?» и одновременно «Как мир может помогать мне в достижении моих целей?»
Консалтинговая фирма Delloite недавно провела большое международное исследование поведения миллениалов и зумеров (поколение Z). Оказалось, что российских студентов, в первую очередь, беспокоят вопросы коррупции, безработицы и личной безопасности. При этом в мире их ровесников волнуют темы защиты окружающей среды, безработицы и сексуальной дискриминации.
И если миллениалы из разных стран крайне обеспокоены вопросами экологии, изменений климата и окружающей среды, то молодое поколение в России, которое уже вышло на рынок труда, больше переживает из-за здоровья, неравномерного распределения доходов и коррупции.
— Получается, наша молодежь не сильно отличается от взрослых, она не очень-то альтруистична?
— У нашей молодежи тоже есть стремление менять мир – и своими руками. Например, молодёжь в России более позитивно, чем люди старшего возраста, относится к деятельности НКО. И они говорят о том, что видят вклад НКО — особенно на уровне местных сообществ. Молодежь более активно участвует в волонтерской и политической деятельности.
— А есть ли отличия в том, как помогает молодежь в России и на Западе?
— Причины, по которым молодежь помогает на Западе, исследованы: они довольно стандартные и не очень отличаются от мотивации взрослых. Если посмотреть американские и английский исследования, молодые люди, как и взрослые, говорят, что хотят помогать в силу внутренней потребности — помогая другим, они испытывают радость. Также люди помогают, поскольку доверяют конкретным фондам и верят, что их усилия не будут напрасны. Еще один из мотивов — личные причины, некие ситуации, которые они пережили сами и хотят помочь пережить другим.
Мы с Британской высшей школой дизайна проводили исследование на эту тему в России и можем сравнить: каждый третий из наших респондентов говорил, что помогает «потому что так надо» — в смысле, потому что так воспитан. Про удовольствие от благотворительности, к сожалению, у нас почти не говорят. Наоборот, многие обесценивают свой вклад — считают, что делают недостаточно, и не испытывают гордости от своей деятельности. В частности, поэтому о благотворительности не рассказывают — «я жертвую всего 100 рублей в месяц, о чем тут говорить». Я за то, чтобы рассказывать. Так мы даём возможность людям, которые хотят помогать, но не знают, с чего начать.
— Кому помогает молодежь в России?
— На эту тему есть исследование благотворительного фонда КАФ — «Частные пожертвования в России». Данные за 2019 год говорят о том, что взрослые и молодежь у нас помогают по-разному. Взрослые чаще всего жертвуют на помощь детям — сиротам или тяжелобольным. На втором месте — религиозные организации, на третьем — помощь животным.
Если посмотреть, на что жертвует молодежь, — здесь другая тематика. Российская молодежь помогает в большей степени бедным — 40% всех пожертвований. Ещё одна очень важная тема для молодежи — бездомные люди. 26% молодых людей, которые занимаются благотворительностью, жертвуют на помощь бездомным.
То есть молодежь в полтора раза чаще, чем взрослые, помогает нуждающимся взрослым. Это очень интересное открытие. Например, коллеги из фонда «Ночлежка», который помогает бездомным, рассказали, что их волонтёры — это, в основном, молодые люди до 27-28 лет.
— Как помогает молодежь? Это деньги или волонтёрство?
— Если речь о денежной помощи, то молодежь предпочитает агрегаторы, подписки, а люди постарше помогают либо офлайн, либо на конкретных сайтах. Молодежь по сравнению с более старшим поколением гораздо активнее занимается волонтёрством. Если из числа «серебряных волонтеров» — это люди от 50 лет и старше — помогают примерно 10%, то среди молодежи — почти 30%. Каждый третий говорит, что его вклад в благотворительность — это волонтерство.
Молодые люди охотно волонтерят в детских домах, в домах престарелых, в приютах для животных. На молодежи держалась акция «Мы вместе», когда в начале пандемии помогали незащищенным группам населения. Вообще, это очень классная деятельность — ведь помимо всего прочего, это нетворкинг, создание сети контактов. Это помогает выстраивать связи, знакомиться с очень интересными людьми. Ребята отлично понимают — те, с кем ты сегодня волонтеришь, завтра могут стать твоими бизнес-партнерами и друзьями.
Также волонтёрство — это хорошая информация в резюме, и этого не надо стесняться. Это действительно может помочь при трудоустройстве, потому что сейчас HR-специалисты обращают внимание на участие в благотворительных проектах. Когда я работала в коммерческих компаниях в сфере маркетинга, я всегда в резюме указывала опыт интеллектуального волонтерства.
— А если молодые люди боятся идти в детские дома, в дома престарелых, но желание заниматься волонтерством у них есть — что делать?
— На самом деле, возможностей очень много. К сожалению, вокруг хосписов много страхов и мифов. Фонд «Вера» делает всё возможное, чтобы их развеять. Например, Первый московский хоспис. Все, кто приходят сюда первый раз, не могут поверить, что это хоспис. В гостиной мягкие кресла, уютные пледы, полки с любимыми книгами. В чайном уголке — накрахмаленные скатерти и имбирное печенье. Здесь не говорят о смерти. Здесь радуются жизни — каждому новому дню. Потому что хоспис — это дом, где уютно и хорошо. Где каждый окружён заботой и чувствует себя нужным. Такое возможно, когда человек помогает человеку. Когда есть волонтёры и благотворители. Помогать не страшно.
Еще недавно было популярно приезжать в детские дома с подарками, а сейчас много написано о том, что так делать не надо — это больше вредит, чем помогает. Ребенку, который находится в детском доме, нужен не подарок на Новый год — ему нужна адаптация ко взрослой жизни. У некоторых фондов есть тренировочные квартиры, где ребятам помогают научиться ходить в магазин за продуктами и готовить еду, подключать интернет, оплачивать коммунальные платежи. Есть, например, фонд «Старшие братья Старшие сестры», который предлагает подбирать наставников подросткам из детских домов.
Второй важный вид помощи для детей в детском доме — это помощь в подготовке к ЕГЭ, потому что у таких детей меньше доступа к социальному лифту, и единицы из них могут поступить в вуз и построить более успешную жизнь. Фонд «Арифметика добра» организует онлайн уроки для детей в детских домах: преподаватели проводят занятия, готовят ребят к ЕГЭ. Помощь студентов тут очень нужна, и это прекрасная возможность помогать детям-сиротам.
Вообще, интеллектуальное волонтерство очень востребовано. У нас в фонде «Вера» есть большая база волонтеров, которые помогают нам интеллектуально: переводчики, юристы, фотографы. И даже когда волонтеры приходят в хоспис, допустим, на субботник — это вовсе не значит, что молодому человеку обязательно придется находиться рядом с тяжелобольным человеком. Не каждый этого хочет. У нас многие организации занимаются благоустройством территории. Например, компания «Лореаль» проводила субботник — сотрудники сажали цветы, разбивали красивые клумбы. Музыкальные коллективы, школьники, студенты любят приезжать с концертами. Это тоже очень ценится.
А с Вышкой мы уже начали разговор о том, чтобы сделать исследование как раз об участии студентов в благотворительности. Возможно, студентам-социологам будет интересно в качестве учебной работы помочь нам провести большое исследование, которое дало бы нам больше понимания — что важно для молодежи в сфере благотворительности.
— А что вы видите на примере студентов Вышки — готовы ли они помогать, что они вообще думают о благотворительности?
— В фонде «Вера» студентов немного — всего 10% от числа всех наших волонтеров. Чаще нам помогают более взрослые люди. Но поскольку я преподаю в Вышке, то имею возможность рассказывать о нашем фонде и других некоммерческих организациях, после чего ребята приходят волонтерами, подписываются на регулярные пожертвования. Уровень осознанности наших студентов достаточно высокий. Им уже не нужно объяснять, почему важна регулярность пожертвований — лучше перечислять каждый месяц по 100 рублей, чем 1000 один раз. Это даёт фондам стабильность, возможность планировать работу.
На примере Лицея при Высшей школе экономики мы видели, как активно он принимал участие в акции «Дети вместо цветов». Мне запомнилась студентка, которая пришла в фонд за наклейками для классов, в которых учатся её младшие брат и сестра. Она недавно сама была школьницей, много лет участвовала в этой акции, а теперь не хочет останавливаться, и вот придумала возможность участвовать дальше.
Фото предоставлены Фондом «Вера»