• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Жизненно важно быть внимательным к своему состоянию»

Психологи ЦПК отвечают на вопросы вышкинцев

Анна Кайерова

1 октября мы предложили студентам и сотрудникам задать вопросы психологам университета. Сегодня публикуем последнюю часть ответов специалистов.

Учеба и стресс: как справляться

Зафесова Дина Юрьевна

Ведущий психолог Центра психологического консультирования

«Как быть счастливым студентом?»

«Как написать диплом без нервных срывов?»

«Что делать, если F-диагноз мешает учебе?»

«Я на 4 курсе и вообще не понимаю, что делать дальше. Меня постоянно кидает из стороны в сторону и при этом я не чувствую, что имею достаточно знаний, чтобы работать по специальности. Что делать в такой ситуации?»

Студенчество может быть прекрасным периодом в жизни человека, но и в нем есть свои сложности и проблемы.

Быть счастливым студентом, не доводить себя до нервных срывов, учитывать свои состояния, даже если это поставленный врачом диагноз, понимать, куда двигаться дальше, как выбранная специальность проявится в дальнейшей жизни или верх возьмет что-то другое — это только часть вопросов.

Чтобы быть счастливым студентом, не доводить себя до нервных срывов, мне кажется, в первую очередь нужно себе помочь в обретении самостоятельности и осознанности.

Когда ребенок переходит в состояние взрослого, основное, что происходит — это переход от получения представлений о себе и о реальности вокруг извне к составлению собственного мнения. И вот в какие-то моменты мы застреваем, остаемся зависимыми от того, какими нас видят другие, что о нас думают, как нас оценивают.

Хорошо бы самим начинать определять значимость запросов или событий —  насколько они стоят моих энергетических вложений (эмоциональных, физических).

А еще для жизни без нервных срывов очень важно позволить себе ошибаться и не знать чего-либо. Расстаться с идеализированным образом «хорошего» себя, который не делает ничего другого, кроме как раз за разом окунает нас лицом в реальность, в которой нет возможности все знать и делать без ошибок. Пришло время принять свои ограничения, которые не делают нас плохими.

Жизненно важным становится быть внимательными к своим состояниям:  усталости, отсутствию желания что-то делать, сил, напряжению, болезненности, психическому здоровью и т.п. Важно обращать на них внимание, а не делать вид, что мы машины и способны работать без отдыха и перерывов. И дело тут даже не во внешнем отдыхе, а во «внутреннем», когда мы на время позволяем себе отвлечься на что-то приятное, бесцельное, нерезультативное, процессуальное, снять ответственность и просто побыть вне нее. Это одно из наших естественных ограничений: мы, люди, нуждаемся в восстановлении ресурса, расслаблении, периодах безделья.

Тем более нужно обращать внимание на условия, которые на нас накладывают наши психические состояния. Определить, что мы можем и не можем, что нам легко или сложно в связи с ними, где мы можем справиться одни, а где нужна помощь.

И, наверное, последнее — понять, что я не точка на шкале «хуже-лучше», а движущийся объект на векторе развития. И что на этом векторе я нахожусь в каком-то периоде своей жизни, в котором обладаю вот такими знаниями. Может и действительно еще недостаточными, но у меня впереди еще куча времени, чтобы все узнавать и развиваться, становиться все лучшим и лучшим профессионалом. Всегда будет кто-то впереди меня, и будет кто-то позади, но основное, что определяет мое положение — это мое собственное отношение к себе и окружающим.
 

«В последнее время часто ловлю себя на мысли, что я живу не своей жизнью. Меня эта «чужая» жизнь устраивает, но мне кажется, будто профессия, которую я выбрала для изучения, — не мой осознанный выбор, а просто «так получилось». Как понять именно свои желания и абстрагировать их от стандартов общества? И стоит ли пытаться это делать, если пока тебе удобно то, что ты имеешь?»

«Помимо учебы в университете у меня есть одно страстное увлечение, которое уже стало больше, чем хобби. Учеба в университете для меня тоже довольно интересна, мне нравится получать информацию, но моя специальность не из прикладных, я все еще слабо понимаю, где смогу работать после выпуска. У меня неплохо получается на данном этапе совмещать учебу и это хобби-работу, но, размышляя о том, что я гораздо сильнее горю хобби, чем образованием, мне кажется, что я предаю свою специальность, предаю саму себя, обесцениваю тяжелый выбор. Стоит ли примириться с тем, что высшее образование я получаю скорее для души, и по возможности совмещать развитие в обоих направлениях?»

У нас есть очень важный период в жизни — конец школы-начало вуза, когда перед нами встает необходимость выбрать дальнейшее направление своей жизни. Сделать этот выбор иногда совсем непросто: мнение родителей, друзей, общества — все смешивается в голове, и нащупать именно свой ответ становится сложно.

Мы все живем в обществе, взаимодействуем с другими людьми. Хотим мы или нет, но эти отношения влияют на нас. Мнение близких, друзей, людей вокруг для нас важно, но часто эта важность становится сильнее нашего собственного голоса. И вот тут встает вопрос — как уметь слышать себя, понять именно свои желания?

IStock

Можно уходить в крайности, в противостояние другим людям. Но так мы попадаем в ту же самую ловушку — ограничения, несвободы и зависимости от чего-то. А можно искать путь во взаимодействии с другими, не теряя своей индивидуальности и способности выбирать свое.

Первое, что помогает в этом — это контакт со своими чувствами и ощущениями.

Отовсюду идет посыл, что есть разум, а есть чувства, между ними надо выбирать, и часто выбор делается именно в сторону разума. Именно в этот момент мы теряем возможность выбирать свое, то, что нужно именно нам.

Наш разум прекрасен — он обладает способностью видеть множество вариантов, знать множество мнений, предлагать те или иные направления, занятия, пути. Он может назвать множество преимуществ и недостатков чего-то, оценить риски, вынести предостережения. Но то, чем разум не обладает — это способностью выбрать то, что нужно именно вам. Этой способностью обладают наши чувства и ощущения. Именно у них есть контакт с тем, что наполняет жизнь смыслом, мотивацией и удовлетворенностью — это наши потребности и мотивы. Если соединить возможности нашего разума с чувствами, выбор «своего» будет сделать гораздо проще.

Второй важный момент в возможности сделать осознанный выбор, не идя на поводу у общества, — это способность выдержать недовольство или негативное мнение других. Родители могут иметь свое представление о том, что будет лучше для вас, друзья не понимать или не разделять ваших интересов и стремлений, общество иметь якобы четкие представления о том, как именно должна выглядеть достойная, счастливая жизнь человека.

Это, с одной стороны, система ориентиров для вас, но с другой — то, что может стать подменой, искусственным заменителем истинных желаний. Вы можете ориентироваться на них, а можете выбрать что-то совсем другое, основанное на ваших желаниях и потребностях. Главное, чтобы этот выбор был осознанным, ответственным.

Во втором случае вас могут не понять, не принять, осудить, посчитать ваш выбор неверным. Так могут возникнуть сомнения в правильности решения. Однако важно учитывать, что у всех, кто так считает, нет того, что есть только у вас самих — контакта с вашими потребностями.

Принять недовольство других сложно, в этом очень много риска — лишиться расположения, принятия, любви. Но в этом также очень важный вопрос к себе: буду ли я жить, обслуживая представления и эмоции других или следуя своему пути и возможностям? Чтобы принять недовольство других, нужно позволить им быть недовольными вами и не брать ответственность за чужие чувства.

И последнее, что хотелось бы отметить — люди гораздо сложнее и многослойнее, чем мы пытаемся представить. В нас одновременно может быть как потребность в принятии другими, так и в индивидуальности. Нет нужды выбирать между ними, можно их совмещать и находить свой путь реализации.

Анашкина Елена Владимировна

Психолог Центра психологического консультирования

«Как справляться со стрессом от вышкинской учебы?»

«Как перестать переживать перед семинарами?»

«Понимаю, что нужно учить английский. Есть репетитор. Но домашнее задание делаю в последний момент. Что делать? Понимаю, что это нужно и есть большие цели»

Обучение в высшей школе — это всегда стресс. Во-первых, потому что здесь требуется большая самостоятельность и самодисциплина, которой не требовалось в средней школе. Во-вторых, ВШЭ — высококонкурентный вуз, следовательно, очень требовательный к навыкам и умениям. Вам требуется помощь, чтобы разобраться в собственных ожиданиях и реальности, сильных и слабых сторонах, в том, как планировать свою деятельность и режим учебы и отдыха.

Зачастую студент излишне критичен к себе, предъявляет нереалистические ожидания, а реальные победы и достижения не видит и не ценит. Вы перегружены учебой, внеучебной активностью, желанием пообщаться с родными и друзьями — не лишним в данном случае будет адекватно распределить нагрузку и выделить для себя, что важно и ценно, а что второстепенно.

IStock

Самая вредная вещь, которые делают люди по отношению к себе — это страх совершить ошибку и сравнение себя с другими.

Это совершенно бессмысленное и вредное  действие. У всех людей разные способности и умения, бэкграунд (например, вы учите английский только четыре месяца, а кто-то с детства жил за границей). Поэтому совершенно бесполезно сравнивать свои результаты. Однако мы продолжаем сравнивать себя с другими, даже понимая, что это часто приводит к неуверенности, тревоге и заниженной самооценке.

Вместо этого сравнивайте себя с собой, чему вы научились, чему еще можете научиться, чем владеете хорошо, а что надо потренировать. Не ориентируйтесь на социальные сети, ведь там показывают не всю жизнь, а только то, что хотят показать другим и похвалиться. Используйте других для вдохновения, а не для зависти. Каждый идет своим путем, но на этом пути обязательно будут успехи и провалы, удачи и ошибки.

Как только сравнение перестанет быть плохой привычкой, исчезают многие проблемы, которые мешают вам с удовольствием и достаточно активно отвечать на семинарах.

Переживать, тревожиться, ошибаться — нормально. Это присуще человеческой природе. Если принять это как данность, не избегать и не ругать себя, когда это случается, а найти способ справиться с волнениями и тревогами, поддерживая себя, то вам станет намного лучше.

Напоминаем, что студенты могут записаться на бесплатные индивидуальные консультации к психологам ЦПК, а сотрудники Вышки — получить психологическую помощь на льготных условиях в Центре системной семейной терапии и других партнерских организациях. 
30 октября, 2020 г.

«Вышка» в Telegram