• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Слышать голос студентов, знать об их проблемах, взглядах и настроениях»

В Вышке запущен Мониторинг студенческой жизни 2020

© Даниил Прокофьев

В этом году Мониторинг студенческой жизни (МСЖ) проводится в 20 раз: впервые он был запущен студентами в 2001 году. Он давно стал источником информации, который помогает университету принимать решения, связанные со студентами. Рассказываем о том, как разные подразделения университета используют данные опроса.

Когда-то в Вышке существовал студенческий клуб «Город» — организация, сформированная инициативными студентами-социологами для углубленного изучения своей научной дисциплины. Одно из их исследований после создания в Вышке Центра внутреннего мониторинга стало официальным университетским проектом и прообразом современного МСЖ.

Индивидуальные ссылки на заполнение мониторинга студенческой жизни пришли всем студентам московской Вышки на электронные почты. Также в ближайшие дни они будут отображены в приложении HSE App и в LMS. Заполнение анкеты займет около 20-30 минут.

При необходимости вы можете заполнить МСЖ за несколько «сеансов». Прогресс заполнения полностью сохранится при новом открытии той же индивидуальной ссылки, вы сможете начать с того места, на котором остановились. 

Студентам кампусов в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми ссылки на опрос придут до 30 ноября.

Груздев Иван Андреевич

Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов

В это сложно поверить, но в нашем постоянно меняющемся университете есть кое-что неизменное. Забавно, что к таким вещам относится и ежегодный мониторинг студенческой жизни, проект, который был придуман и сделан студентами впервые еще в 2001 году. Проекты студентов принято считать недолговечными, но здесь мы явно имеем дело с исключением из правил. Студенческий мониторинг, сокращенно МСЖ, укоренился в Вышке в качестве одного из важных институтов обратной связи. На мой взгляд, это результат двух встречных движений: энергии тех, кто в разные годы организовывал этот опрос, и желания руководства «слышать голос» студентов, знать об их проблемах, взглядах и настроениях.

Без преувеличения можно сказать, что сейчас в Вышке нет обсуждений, касающихся жизни обучающихся, которые проходили бы без опоры на данные мониторинга или специальных исследований. Значительная часть данных МСЖ — оценка различных условий пребывания в университете, внеучебная активность, вторичная занятость студентов и другие темы — стали важным элементом самоописания Вышки, представляются ректором в рамках ежегодного отчета о деятельности университета на Ученом совете и размещаются на портале в разделе «О Вышке».

Чернявский Иван Андреевич

Помощник ректора

Пару лет назад в МСЖ появился блок вопросов о медиапотреблении. В нем студенты рассказывают, как они узнают новости Вышки, к кому прислушиваются и как оценивают разные корпоративные ресурсы. Эти данные стали фундаментом создания отдела внутренних коммуникаций и, думаю, крайне полезны ежегодно для «сверки часов» и анализа в динамике эффектов.

Например, эти данные наглядно показывают, что студенческое сообщество (несмотря на весь скепсис старших коллег) обитает преимущественно во ВКонтакте, там общается, узнает новости, создает сообщества. Так, была сделана ставка на наращивание присутствия Студлайфа именно во ВКонтакте, а Телеграм стал точкой пересечения аудиторий студентов, сотрудников и выпускников. Данные МСЖ показывают, опять же, казалось бы контруинтуитивную значимость для студентов корпоративных рассылок и не раз помогали нам с коллегами аргументировать необходимость наведения порядка с ними и «бережного отношения» к почте студентов.

Как преподаватель департамента интегрированных коммуникаций я часто рекомендую студентам обращаться к первичным результатам МСЖ (которые ЦВМ предоставляет по запросу студентов), если они берутся исследовать университетские коммуникации, так как эти данные позволяют проверить гипотезы о взаимосвязи между медиапотреблением, лояльностью, академической вовлеченностью и т. д.

Здоровцев Павел Александрович

Директор по развитию студенческого потенциала

Мониторинг студенческой жизни — это один из ключевых инструментов обратной связи со студентами. Именно их оценка студенческих сервисов определяет направления нашей работы. Так было и с трансформацией психологической службы в Вышке, которую мы провели исходя из предложений студентов, и с развитием инструментов поддержки студенческих инициатив или инфраструктуры для творческой реализации. Уверен, что мониторинг и в этом году даст нам важные идеи для улучшения университета.

2020 год стал не самым простым для наших студентов, проживающих в общежитиях. Пандемия коронавируса заставила нас по-новому взглянуть на ситуацию в рамках борьбы с ее распространением: весной этого года были введены существенные ограничения на посещение общежитий, перевод занятий в онлайн-режим выявил недостатки в работе интернета, с которыми пришлось бороться в кратчайшие сроки, в ряде общежитий вводились карантинные меры, что также не способствовало созданию нормальной атмосферы во взаимоотношениях администрации и проживающих. Узнать у студентов о том, как они восприняли эту ситуацию, как они ее переживают и сегодня, считаю крайне важным и полезным для того, чтобы попытаться вместе решать наши проблемы.

Марданова Ксения Викторовна

Начальник управления развития карьеры и взаимодействия с выпускниками

Одной из приоритетных задач университета является мониторинг карьерных траекторий студентов и выпускников. Опросы ЦВМ, и в первую очередь МСЖ, для нас — это возможность узнавать и быть в курсе профессиональных успехов наших студентов и выпускников.

Благодаря им мы понимаем интересы студентов с точки зрения карьеры, какие работодатели и сферы их интересуют, благодаря этому мы можем создавать ценностное предложение для ребят и знакомить их еще в период обучения с лучшими работодателями.

Недавно мы запустили сервис — карьерные карты, проект, призванный помочь студентам в построении своего карьерного трека. Проект знакомит студентов с карьерными возможностями после окончания вуза, позволяет сравнить зарплаты, узнать, в каких компаниях и на каких позициях они смогут работать. Кроме того, на сайте отображены примеры задач и требования к кандидатам, чтобы ребята сразу понимали, какими навыками и компетенциями необходимо овладеть, чтобы иметь конкурентное преимущество на рынке труда в будущем.

Его реализация стала возможной благодаря многолетним стараниями ЦВМ и сбора данных, для того, чтобы наши абитуриенты и студенты точно знали, какие у них возможности для карьерного роста.

Градусов Евгений Александрович

Директор Исполнительного офиса Студсовета НИУ ВШЭ, первый заместитель председателя студсовета Высшей школы бизнеса

Комитеты студенческого совета, как и студсоветы подразделений, стараются опираться на результаты МСЖ для понимания сфер, которые требуют улучшений. Так, например, Социальный комитет запрашивал результаты по опросам о качестве питания в столовых и качестве Wi-Fi соединения, которые потом были использованы в проектах по улучшению качества комплексных обедов и интернета в корпусах Вышки; Комитет по качеству образования всегда запрашивает результаты опроса по образовательной части МСЖ для прикладного использования этих данных в своих проектах.

Ценны результаты МСЖ в нашей практике тем, что это репрезентативные готовые результаты по множеству важных вопросов. В текущем году всему университетскому сообществу пришлось столкнуться с неожиданными новыми вызовами, переходу на смешанный и дистанционный форматы обучения. То, насколько качественным оказался этот переход, поможет ответить МСЖ, именно поэтому он как никогда важен для всех участников университетской жизни.

26 ноября, 2020 г.

«Вышка» в Telegram