Вышка первой из университетов выпустила отчет по третьей миссии университета. Рассказываем, что это за миссия и почему она важна университету и обществу в целом.
Это термин, обозначающий вклад университетов в развитие общества. Первая и вторая миссия университетов — это образование и наука. Но современный университет не ограничивает свою деятельность периметром стен, стремясь расширить границы образовательных, научных и многих других проектов, чтобы они служили на благо всего общества. Некоторые исследователи сводят третью миссию к социальным активностям университета, но в широком смысле третья миссия рассматривается как многомерный феномен, который на равных включает в себя социальное, культурное и научно-образовательное измерения.
Термин начали активно использовать в образовательных сообществах США и Европы начиная с 90-х годов прошлого века. В российском дискурсе эта тема является относительно новой. Вышка стала первым университетом, который выпустил отчетность по третьей миссии. Также мы инициировали ряд дискуссий и образовательных программ для вузов-партнеров в рамках этого направления.
На протяжении веков миссия университетов трансформировалась под влиянием поступающих извне вызовов. Современные вызовы таковы, что выполнение двух основных задач — образовательной и научной — невозможно без активного участия университета в окружающей жизни. Это диктуется новым форматом информационных и коммуникационных технологий, общественным устройством и общественными запросами. В то же время качество и масштаб третьей миссии университета определяются качеством образовательных и научных программ, то есть первой и второй миссии. Таким образом, третья миссия является естественным и необходимым способом развития университета в современном мире.
Третья миссия как концепт не устоялась. Каждый университет выбирает свой набор направлений, по которым взаимодействует с внешним миром. Исследователи лучших практик указывают на три основных аспекта деятельности: трансфер технологий и инноваций, продолженное обучение и социальное участие.
В отчет по третьей миссии вошли 180 проектов, в которых университет выступает инициатором или партнером, по 12 направлениям. В совокупности эти проекты включают около 1300 онлайн- и офлайн-мероприятий, участниками которых стали более 5 миллионов человек.
В Вышке открыт Центр реализации третьей миссии. Он будет выполнять аналитические и методические функции. На портале университета появится раздел, посвященный третьей миссии. Кроме того, будет создано мобильное приложение для вовлечения сотрудников в различные проекты в рамках третьей миссии. В личных кабинетах сотрудникам будет предложено активнее рассказывать о своей деятельности в этом направлении. Эта деятельность должна стать частью корпоративного бренда и личных характеристик каждого участника. Для того чтобы транслировать в образовательном сообществе наше видение третьей миссии, запущен проект для вузов-партнеров — стажировка «Третья миссия университетов».