В этом году в Вышке будет впервые присуждаться Премия для административных сотрудников, учрежденная в честь Бориса Рудника, видного ученого-экономиста, проректора ВШЭ, который внес большой вклад в развитие университета. Друг и коллега Бориса Львовича Лев Якобсон рассказал о том, каким человеком он был и какую роль сыграл в становлении Школы.
— Лев Ильич, расскажите, как появилась идея создания премии и почему было решено назвать ее в честь Бориса Рудника?
— Борис Львович был человеком разносторонним и в Вышке играл разные роли, причем очень успешно. Он пользовался заслуженным авторитетом как ученый и в то же время был эффективным администратором. Когда задумались над увековечиванием его памяти, естественно, возникло стремление отразить и то, и другое.
Сегодня мы говорим о премии, но еще раньше была учреждена стипендия имени Б.Л.Рудника для учащихся, которые специализируются в области бюджетных отношений и экономики культуры. Этой тематике Борис Львович посвящал исследования на начальном этапе своей деятельности и в последние годы жизни. А в промежутке были плодотворные занятия рядом других тем, особенно из области экономики и организации образования.
Вместе с тем Борису Львовичу были присущи качества отличного организатора. Он много сделал для формирования бэк-офиса университета. Поэтому и премию его имени учредили для административных работников бэк-офиса. Их не всегда видно, но от них очень многое зависит.
Этот конкурс для тех, кто не просто добросовестно трудится, но подходит к своему делу творчески, нестандартно, с большой ответственностью и самоотдачей — именно так работал Борис Рудник.
Административные сотрудники и коллективы могут подать заявку на соискание Премии на странице конкурса до 8 февраля 2021 года. Для участия необходимо рассказать об успешно реализованной инициативе, которая привела к значительным улучшениям в работе университета.
— Помните ли вы вашу первую встречу с Борисом Львовичем?
— Мы учились на экономическом факультете МГУ в одно время, но на разных курсах. В таких обстоятельствах люди, как правило, пересекаются, но не вступают в тесное общение. Для нас оно началось лет 40 назад, когда Борис Львович работал в одном из исследовательских учреждений Министерства культуры СССР. Я же после окончания факультета остался на нем сначала в аспирантуре, а потом в качестве преподавателя, и в какой-то момент сугубо ситуативно стал участником исследовательской работы, которую наша кафедра выполняла по заказу Минкультуры. Нашим ближайшим контрагентом со стороны Министерства оказался Борис Львович. Так мы встретились и с тех пор не расставались.
Сотрудничество с Борисом Львовичем оказалось для меня интересным не только в профессиональном плане, но и очень привлекательным — в человеческом. С ним хотелось общаться отнюдь не только по обязанности, и его личные качества делали это общение очень ценным.
— Какие черты характера вас в нем восхищали?
— Слово «порядочный» довольно часто употребляют, но бывают люди, которые воплощают собой порядочность, люди долга, предельно скрупулезные в выполнении всего, что обещали, на которых всегда можно положиться. Борис Львович был таким. При этом люди сверхответственные, крайне внимательные к делу, которым они заняты, часто бывают тем, что называется «сухарь». А у Бориса Львовича черты человека долга сочетались с безграничной доброжелательностью и юмором. Вокруг него всегда создавалась какая-то особая атмосфера юмора, с добрыми и умными шутками.
— Когда и при каких обстоятельствах Борис Львович пришел в Вышку?
— Это был 2000 год. Не буду скрывать, я уговорил его перейти на работу в университет. Тогда Борис Львович возглавлял отдел финансовой политики экономического управления Администрации президента. Это очень ответственная позиция. Она предполагала подготовку аналитики для президента по всем вопросам, относящимся к состоянию и перспективам бюджета и финансов страны в целом, а также к финансовому аспекту работы ключевых государственных органов. Понятно, сколь многое зависит от объективности и точности такой аналитики и основанных на ней рекомендаций. Борис Львович успешно справлялся со своими обязанностями, его не хотели отпускать.
Однако это был период, когда Вышка очень быстро росла, у нее появлялись новые факультеты и исследовательские институты, обновлялась научная повестка, расширялись международные контакты. Возникла необходимость в короткие сроки перейти от модели управления, характерной для небольшой организации, в которой почти все со всеми знакомы, а административные процессы довольно однородны и обозримы, к модели, которая эффективна для организации крупной. В ней не обойтись без тщательно проработанных регламентов и организационных решений, гарантирующих надежный контроль над ситуацией и своевременное реагирование на вызовы. При этом надо было в полной мере учитывать специфику университета, которая несовместима с грубым администрированием, и особенности организации, которая быстро растет, а потому нуждается в организационной гибкости.
На 2000-е годы выпало большое количество знаковых событий в истории Вышки: состоялась первая Апрельская конференция, учреждена премия «Золотая Вышка» (лауреатом которой дважды стал Борис Рудник), появилась Программа развития до 2020 года, создан Международный экспертный совет. Кроме того, начался эксперимент по введению ЕГЭ, и Вышка одной из первых присоединилась к нему.
Говоря коротко, в начале нулевых потребовалось создать в Вышке нечто бюрократическое по задачам, но без бюрократизма, который обижает людей и тормозит развитие. Борис Львович был очень подходящим человеком, чтобы включиться в решение такой, казалось бы, неразрешимой проблемы.
Но это было как бы во вторую очередь, а в первую — научная деятельность в области экономики образования. Именно в тот период Вышка стала без преувеличения основным разработчиком инноваций в образовании. Естественно, потребовалось в кратчайшие сроки резко нарастить потенциал исследовательских и аналитических работ в этой области. Борис Львович с его уникальным знанием бюджетных, финансовых проблем и здесь оказался очень нужным человеком.
— Какие достижения Бориса Рудника в качестве директора Института развития образования можно назвать основополагающими?
— Сейчас Вышка переживает период перехода к программной, проектной деятельности. Профессорам и преподавателям это дается непросто, потому что в последние десятилетия от них больше требовались индивидуальные публикации. А в начале двухтысячных годов почти не было публикаций в престижных международных журналах, зато на первом плане была коллективная работа. В особой мере она ориентировалась на выработку рекомендаций для правительства. Я уже упоминал, что в первую очередь речь шла о сфере образования, а дальше повестка постоянно расширялась.
Когда мы говорим о командной работе, однозначно выделить индивидуальный вклад вряд ли возможно. Пожалуй, скажу, что основным генератором идей был ректор, а Борис Львович — ключевой фигурой в аналитической проработке многих решений. Однако это очень условно. Шел совместный творческий процесс, обмен идеями, их обогащение, проверка и обоснование. Результат — очень многое из того, что сегодня определяет организационно-экономическое устройство российского образования.
— Продолжая тему индивидуального-коллективного, какие отношения с коллегами были у Бориса Львовича?
— Он был исключительно расположен к людям, никогда не выпячивал своего «я». Всегда был готов поделиться знаниями, в чем-то помочь. Люди, которые чрезмерно заботятся о признании личного вклада, как правило, не удерживаются в командах. Не потому что у них кто-то хочет что-то украсть, а потому что рабочие обсуждения не протоколируются, есть общая работа на результат. Но в командной работе вполне ощутимыми и ценными были отличительные качества Бориса Львовича. Имею в виду особую скрупулезность, внимание к деталям, к точности формулировок. Такие качества, пожалуй, чаще встречаются у юристов, чем у экономистов. А Борис Львович среди юристов воспринимался как свой. Он не только отлично знал нормы законодательства по вопросам, с которыми работал, но и, если можно так выразиться, чувствовал их контекст, имел вкус к правовой стороне дела.
— С 2008 года Борис Львович становится ректором Югорского государственного университета, а в 2010 вновь возвращается в Вышку и возглавляет Институт управления государственными ресурсами. Чем был обусловлен такой поворот в его карьере?
— Мы это с ним не сильно обсуждали, но одно определенно: речь не о том, что ему было некомфортно в Вышке. Он не искал иного места работы, но поступило неожиданное предложение возглавить перспективный университет. Почему поступило? Борис Львович был заметной фигурой в качестве специалиста в области организации экономики образования, его хорошо знали и в Министерстве, и в Государственной думе как серьезного ученого и хорошего организатора. А Югорский государственный университет — не рядовой вуз, а университет в одном из самых финансово обеспеченных и амбициозных регионов. Региональные власти были готовы очень серьезно инвестировать в него при условии, что придет энергичный и компетентный лидер и начнет назревшие преобразования. Это было новое интересное дело. Борис Львович за него взялся и за два года дал университету сильный импульс.
Однако он не планировал, что называется, осесть в Ханты-Мансийске. Надо сказать, что он — потомственный москвич, выросший в самом центре, в Лялином переулке, рядом с нашей Покровкой. Даже в период работы ректором он часто прилетал в Москву. Конечно, прилетал по делам, но здесь ему было комфортно.
По возвращению он сконцентрировался на двух важных для себя темах, в которых был силен — это бюджетные отношения и экономика культуры. Они и стали главными в деятельности Института управления государственными ресурсами, ныне преобразованного в Центр креативной экономики.
Борис Рудник имел государственные награды и награды НИУ ВШЭ, в том числе Почетный знак II степени за создание Института управления государственными ресурсами.
— Как вы узнали, что Бориса Львовича не стало? Помните ли вы тот день?
— Для меня это было тяжелейшим ударом. 28 апреля 2019 года, Пасха, солнце светит, весна... Мы с женой идем по Ордынке, и вдруг звонит жена Бориса Львовича Елена Юрьевна. Говорит, что только-только вышла из больницы и что Борис Львович умер. Еще накануне он чувствовал себя хорошо, вдруг утром стало плохо, привезли в больницу на скорой, но помочь не смогли. Умер от разрыва аорты.
— Какие планы и мечты были у него в последние годы? Чему удалось и не удалось сбыться?
— Борис Львович прожил 70 лет. По нынешним временам это немного, но все-таки возраст, в котором люди редко затевают что-то совсем новое. Разве что те, кому не нравится их жизнь: кого-то тяготит работа, он мечтает пожить в свое удовольствие на пенсии. У кого-то конфликты в семье или изнурительные болезни. Борис Рудник ушел из жизни счастливым человеком. Он не чувствовал себя старым. Занимался тем, что нравилось и хорошо получалось. Имел любимую и любящую жену и сына, который успешно работает в Вышке. Думаю, что он хотел продолжать также активно и плодотворно работать и жить полной жизнью.
Беседу вела Юлия Гиацинтова