Автор сценария Евгения Абелюк и актеры спектакля, студенты Медиакома Ксения Андреева и Анна Мишанина, рассказали о том, как создавалась постановка и в чем ее актуальность для современного зрителя.
Идея поэтического перформанса родилась в вышкинской Проектной лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Основой спектакля стали найденные ее сотрудниками эксклюзивные варианты поэтической композиции Вознесенского и переписка театра с проверяющими организациями (Управлением культуры Мосгорисполкома, министерствами культуры РСФСР и СССР, райкомом КПСС и даже ЦК КПСС).
Премьера спектакля Юрия Любимова состоялась в 1970 году с участием Владимира Высоцкого. Тогда он впервые спел со сцены «Охоту на волков». Постановку высоко оценили зрители, однако уже после трех показов ее запретила цензура.
Новый спектакль — это попытка переосмыслить творческую задумку поэта и режиссера, а также понять, чем не угодила постановка советским цензорам. Проект получил грант Центра поддержки студенческих инициатив НИУ ВШЭ, а также был поддержан Центром Вознесенского (учредитель — Леонид Богуславский, сын вдовы Андрея Вознесенского). 29 января 2021 года состоялась премьера спектакля с участием студентов Вышки.
Любопытно было присмотреться к пьесе, потому что это единственный спектакль Любимова, который после запрета не был возобновлен. Тогда шла борьба за каждый спектакль, ведь советская театральная цензура была гораздо жестче литературной, а Любимов, пожалуй, единственный режиссер, который умел «пробивать» свои спектакли. Но несмотря на это, «Берегите ваши лица» так и не пошли...
Некоторое время назад мы с Еленой Леенсон, сотрудницей нашей лаборатории, обнаружили в архиве Театра на Таганке текст пьесы, по-видимому, один из первых ее вариантов. Интересно, что в РГАЛИ (Российском государственном архиве литературы и искусства) я потом не нашла ни одного варианта, при том, что там очень богатый фонд Театра на Таганке. Зато обнаружила большое число документов, рассказывающих об истории постановки и запрета этого спектакля.
Сам текст пьесы мне показался страшно интересным, я увидела Вознесенского в новом свете — как драматического писателя. Ясно было, что о «Лицах», о том, как их ставили и запрещали, надо рассказывать. А поскольку у нас есть пьеса, можно сопроводить рассказ показом фрагментов спектакля. Так появилась мысль, что стоит привлечь к этой работе студентов. Это было в начале 2019 года. Тогда нам помог Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю.П. Любимова, благодаря которому удалось пригласить ученицу Юрия Петровича, режиссера Дарью Денисенко.
Я подала заявку на «Ярмарку проектов», и к нам пришло около 60 студентов с разных факультетов. Наверное, это выглядит дико, но мы решили взять всех. Ребята прошли отличную школу: занятия по движению, сценической речи, слушали лекции об истории Театра на Таганке. Работать приходилось напряженно, и до финала проекта дошло 34 человека. В июне мы показали готовые сцены — они сопровождали мой рассказ. Всё происходило в актовом зале на Басманной; пришло много зрителей, не только студенты и преподаватели, но и режиссеры, и даже фанаты старой Таганки — все очень тепло восприняли тогда еще не совсем готовую постановку.
А летом 2020 года произошла фантастическая история. На меня вышел человек, который назвался сыном помощницы Фурцевой и сказал, что у него есть сценарий пьесы «Берегите ваши лица». Как выяснилось, совсем не тот, что у нас, а очень серьезно переработанный поэтом. Это был цензурный экземпляр; точнее, его копия — и потому пометы красным карандашом, показывающие автору и режиссеру, что следует вырезать, выглядели как черные. И я купила этот текст — это были небольшие деньги, но очень важный материал.
Параллельно студенты, занятые в прошлом проекте, захотели продолжить работу, написали концепцию и подали ее на конкурс Центра поддержки студенческих инициатив — и получили грант. Это позволило нам снова пригласить Дарью Денисенко для работы над постановкой, а еще оплатить костюмы и театральные программки. Мы сделали совершенно новый оригинальный сценарий, куда вошли и стихи Вознесенского, и документы, рассказывающие о цензурном запрете произведения.
Центр Вознесенского очень заинтересовался нашим проектом. Поскольку в этот раз задача была сложнее — постановка настоящего спектакля — мы решили устроить кастинг. Набрали 11 актеров. И с конца сентября началась плотная работа над постановкой, студенты участвовали в театральных тренингах, я читала им лекции о творчестве Вознесенского, поэтическом буме 1960-х. В конце концов, получился спектакль, на который журналисты обратили серьезное внимание. Мы очень хотим показать его в Вышке, когда это будет возможно. В Центре Вознесенского небольшой зал, и нам бы хотелось, чтобы постановку увидело как можно больше студентов и преподавателей.
Сегодня этот спектакль, актуальный в 1960-е, очень современен. Например, в тексте Вознесенского есть упоминания о гонконгском гриппе, который бушевал в то время. Поэтому актеры Таганки на знаменитых фотографиях спектакля, сделанных Генриэттой Перьян, как и мы сегодня, в масках. Смысл названия спектакля — «Берегите ваши лица» — и в этом. Но это поверхностный его смысл. Главный посыл пьесы в том, что надо оставаться человеком, какой бы ни была ситуация. Любимовский спектакль кончался очень интересной мизансценой — актеры выносили огромное зеркало, поворачивали его к залу, и зрители видели себя и понимали, что призыв «Берегите ваши лица!» обращен к ним. Как важно и сегодня оставаться собой, все мы тоже очень хорошо понимаем.
На «Ярмарке проектов» я искала то, что будет совпадать с моими интересами и от чего я получу что-то помимо кредитов. Так я попала на кастинг. С самого начала подразумевалось, что мы не актёры, и нас учили сценической пластике, ставили голос, знакомили с историей Театра на Таганке. Сценарий нам показали где-то спустя два месяца. Нам не говорили, что делать, мы просто ставили этюды на самые разные темы, и потом как-то постепенно они вошли в спектакль — это была наша совместная работа с режиссером.
В день кастинга у меня было четыре пары, я ничего не успевала и пришла одна из последних, это было очень нервно — нас снимали на камеру, просили петь (а у меня вообще нет голоса), комиссия, которая нас оценивала, казалась очень строгой. Поэтому сначала мотивацией для участия в проекте были кредиты. У многих ребят был театральный бэкграунд: кто-то пробовал поступать в театральные вузы, и им было чуть-чуть проще.
У нас проходило много тренингов и репетиций, теперь мне кажется, что я практически живу в Центре Вознесенского. Даже друзья и близкие уже особо не спрашивают, где я. После сессии я выходила на репетицию с ощущением того, что мне этого не хватало, я бы хотела продолжать играть.
Если говорить о постановке, мы пытались перенести ее в сегодняшний день: мы не жили во времена репрессий и «оттепели», но в наше время тоже очень актуальна тема потери собственного «я». Даже текст пьесы начинается со слов: «Действие происходит в 1970-м и вне времени» — история циклична, это как круг по воде, и мы в этом круге существуем. Мне кажется, этот спектакль про борьбу механизма власти с творцом, мастером, про разницу между свободным созидательным началом и разрушительной структурной машиной.