Учебный блок проанализировал, как повлияло дистанционное обучение на качество образования. Для этого сравнили два учебных периода: 2019-2020 и 2020-2021. В прошлом учебном году первый семестр проходил полностью офлайн, в этом — преимущественно в гибридном формате. Результаты показывают, что ни работа преподавателей, ни качество изученных курсов не стали хуже, а средний балл студентов даже незначительно повысился.
Как студенты оценили качество реализации учебных дисциплин
По результатам студенческой оценки преподавания (СОП) за первый семестр текущего и прошлого учебных годов, можно сделать вывод, что в целом в период дистанта оценки студентов как работы преподавателей, так и курсов не стали хуже (небольшие различия в большинстве случаев в пользу этого года).
При этом доля тех, кто высоко оценил возможность обсудить с преподавателем учебные вопросы, увеличилась на один процентный пункт и составила 87%. В дирекции по основным образовательным программам считают, что это говорит об эффективности мер, предпринятых для сохранения и даже расширения консультационной поддержки студентов.
Оценка ясности и последовательности материала улучшилась на 2% (до 84%). Это показывает, что преподаватели Вышки провели серьезную методическую работу и в итоге изложение материала в дистанционном формате происходит во многих случаях более структурировано, чем в офлайн, — комментируют в Учебном блоке.
Как изменилась успеваемость студентов
Дирекция по основным образовательным программам также проанализировала, как пандемия повлияла на успеваемость студентов.
По итогам первого семестра этого года средний балл всех студентов всех кампусов (до пересдач) составил 7,77 балла против 7,52 балла за эквивалентный период прошлого года.
Для анализа успеваемости были отобраны студенты, получившие не менее трех оценок за два модуля. В выборку вошли оценки, полученные по дисциплинам и курсовым работам.
Средний балл по выборкам составил 7,8 в 2020-2021 учебном году и 7,45 в 2019-2020 учебном году. В 2020 году в два раза по отношению к 2019 году сократились доли студентов, получивших неудовлетворительные оценки (ниже 4-х баллов по 10-тибалльной шкале), а также на четверть возросла доля отличников. Доли хорошистов и троечников остались на прежнем уровне.
Сильнее всего вырос средний балл в Высшей школе бизнеса и на Факультете компьютерных наук — 0,64 и 0,66 балла соответственно. Единственное падение среднего балла — в МИЭФ — на 0,15 балла.
Самый высокий средний балл за рассматриваемые периоды у Школы иностранных языков — 8,32 (в 2019 был 7,94), наименьший — у МИЭФ — 5,88 (в 2019 был 6,03) балла. Средний балл на остальных факультетах преимущественно находился в диапазоне 7-8 баллов.
Мы в целом наблюдаем картину незначительного повышения среднего балла у всех студентов. Изменение технологии преподавания способствовало перераспределению категорий студентов: доля отличников возросла, доля двоечников уменьшилось.
Причинами наблюдающейся картины могут быть как улучшение качества методической работы преподавателей по подготовке материалов (оцифровка, более детализированный контроль за самостоятельной работой студентов с применением цифровых инструментов) и увеличение доли контактной работы со студентами, так и обратное: преподаватели ослабили контроль за результатами обучения студентов.
Мы уже приступили к более детальному изучению причин, повлиявших на улучшение картины успеваемости. Отдельные кейсы изменения тактики оценивания со стороны преподавателей будут проанализированы и обобщены в ближайшие недели.