«Я равнодушен к своей работе». «Преподавание больше не приносит мне удовольствия». «Студенты и коллеги меня бесят». В этом не принято признаваться, но многие преподаватели сталкивались с признаками профессионального выгорания и депрессии. На вопросы, которые вы давно хотели задать, но не решались, отвечают клинический и кризисный психолог Фатима Багаева и клинический и семейный психолог Мария Швец.
Оно существует реально. Термин «выгорание»/«burnout», а точнее «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. Этот термин описывает психологическое состояние здоровых людей, испытывающих крайнее физическое и психическое истощение при работе с людьми. Проявляется синдром профессионального выгорания в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на стресс. Человек в этом состоянии включает «режим энергосбережения», у него нарастает безразличие к тому, что происходит на работе.
Можно. Принято говорить о триаде «Педагог-Врач-Социальный работник/Психолог». Представители помогающих профессий по роду деятельности основную часть своего времени находятся во взаимодействии с людьми, требующими пристального внимания, участия, лечения, сочувствия, заботы и поддержки длительное время. И в результате сами помогающие часто не имеют возможности защитить себя от интенсивного воздействия, не успевают позаботиться о себе.
Признаками ПВ могут являться:
Эмоциональное истощение, быстрая утомляемость, накопленная физическая усталость;
Телесное недомогание;
Бессонница;
Негативное отношение к своим подопечным/клиентам;
Негативное отношения к своей работе в виде стойкого нежелания ходить на работу;
Скудность и рутинность репертуара рабочих и профессиональных действий;
Агрессивные чувства – раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев;
Упадническое настроение и связанные с ним проявления: цинизма, пессимизма, чувства безнадежности, апатии, депрессии, чувства бессмысленности происходящего с человеком;
Переживания чувства вины.
Более серьезные симптомы ПВ, свидетельствующие, что процесс уже достаточно запущен, могут проявляться в виде разочарования в профессии, деморализации, а также ухудшения психического здоровья. На этом глубоком уровне синдрома случаются состояния, которые на первый взгляд не связаны с ПВ, но в то же время являются наиболее тяжелыми его проявлениями. Это может быть снижение устойчивости браков, развитие склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя.
Тут есть разные мнения. Одни исследователи синдрома «сгорания» (Х.Фрейденбергер) характеризуют подверженных, как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на помощь другим, и одновременно неустойчивых, интравертных, одержимых навязчивой идеей (фанатичных), пламенных и легко солидаризирующихся людей. Другие же относят к этой категории, наоборот, людей с низким уровнем эмпатии и склонных к авторитаризму.
Психологи, со своей стороны, утверждают, что к профессиональному выгоранию быстрее всего приводит позиция профессионала, которые верят и следуют четырем мифам:
Мне нельзя ошибаться.
Я должен быть сдержанным.
Я не имею права быть предвзятым.
Я обязан быть во всем примером для подражания.
Депрессия может сопровождать синдром ПВ, или ПВ может вести к депрессии. В этом помогут разобраться специалисты, психологи или психотерапевты.
Нет, решение собственных проблем за счет других людей — это всегда провальный путь. К сожалению, проблема использования власти для получения прямых выгод (рентное поведение) — это распространенная практика в образовании. Задача университета — не допускать подобного поведения преподавателей, поскольку оно наносит вред как студентам, так и всему рабочему коллективу, разрушая систему, в которой все находятся в равных условиях и достигают успехов и признания благодаря способностям, таланту, труду.
Иногда человек исповедует такой «рентный» подход неосознанно, пытаясь «уйти» в работу от внутриличностных проблем, трудностей в семейной жизни. Им движет надежда, что работа залатает «дыры» в тех сферах, где он чувствует пустоту, эмоциональный дефицит. Но вернуть себе чувство авторства в жизни и творчество в профессии помогает только внутренняя работа с собой.
Важно, чтобы в университете была возможность диалога преподавателей между собой на тему этических вопросов и чтобы это не выглядело как «морально-воспитательные» беседы, где отклонение от этических стандартов автоматически карается, а нарушитель порицается. Это должно быть пространством для безоценочной дискуссии, где преподаватель, столкнувшийся с этической дилеммой, может получить поддержку и разные взгляды от коллег на проблему.
Сейчас во всем мире происходят положительные изменения, направленные в сторону дестигматизации психических расстройств. Особенно это касается депрессивных расстройствах, которыми по статистике ВОЗ в Европе страдает каждый четвертый житель, обратившийся к семейному врачу или участковому терапевту, Если говорить о протяженности всей жизни, то, возможно, что каждый второй житель сталкивается хотя бы раз с этим состоянием, требующим медицинского вмешательства.
Получить профессиональную помощь, взять больничный по причине депрессии и при этом не страдать от отсутствия понимания этих событий со стороны окружающих становится возможным и в нашей стране. В Вышке, например, в студенческой среде достаточно распространенной является ситуация, когда академический отпуск выдается по причине обострения или дебюта ментальных расстройств.
Преподаватели такие же живые люди и также могут столкнуться с ментальными проблемами. Важно об этом разговаривать, менять стереотипы. Например, разделяемый большим количеством педагогов с большим стажем стереотип о том, что преподаватель – взрослый, высокообразованный человек, который может сам справиться со всеми проблемами через логику и рационализацию. Психологические проблемы редко имеют в своей основе рациональные корни, чаще всего простые рецепты вроде «займись спортом» или «перестань запариваться» для их решения не работают.
На первой стадии, когда появились лишь первые «звоночки», что что-то идет не так, справиться самостоятельно еще можно.
Прежде всего, следует ограничить время, проводимое за работой, определенными временными рамками и найти занятия, которые будут восполнять эмоциональные ресурсы и приносить чистое удовольствие. Можно организовать себе посещение интересных творческих мастерских, вокальные и танцевальные классы, приобщаться к прекрасному — театры, концерты, выставки.
Позаботьтесь о своем теле: займитесь спортом, увеличьте время прогулок, принимайте согревающие и успокаивающие ванны с аромамаслами, сходите на массаж. А также восстановите баланс сна и бодрствования.
Также следует попытаться изменить свои внутренние установки. Разрешить себе выйти из замкнутого круга установки «быть лучшим всегда и во всем». Принять факт ограниченности своих возможностей в решении грандиозных профессиональных задач в короткие сроки времени. Позволить себе обратиться к коллегам и друзьям за поддержкой.
На будущее важно выработать собственный алгоритм выхода из затянувшейся стрессовой ситуации. Составить список своих излюбленных поддерживающих занятий, в которых можно «пережить тяжелые времена».
Сразу — не пить. Обратитесь к психологу. Это нужно сделать, если вы чувствуете, что коллеги или студенты стали вызывать раздражение, вы высказываетесь о них с пренебрежением, каждое утро начинается с мысли «как же все бесят», «все достало». Вы сможете разобраться в причинах своего гнева, выделить триггеры: ситуации, которые, вызывают у вас негодование, обсудить способы повышения саморегуляции и улучшить межличностную коммуникацию, исследовать более глубинные причины профессиональной неудовлетворенности, посмотреть на проблему системно.
Но если помимо эмоциональных, появились физиологические нарушения — расстройства сна, нарушение аппетита, появление спонтанной недифференцированной тревоги, а также развитие психосоматических расстройств: панические атаки, головные боли, и т.п. – в этой ситуации без подбора медикаментозной терапии восстановление жизненного тонуса, нормализация настроения и физиологических функций затруднительна. Работа с психологом может не иметь того эффекта, так как у человека просто не будет жизненных ресурсов для восприятия более полной картины реальности, более адекватной оценки себя и окружающих. Как правило, в этих ситуациях психолог может назначить медикаментозное лечение.
Icons made by Eucalyp from www.flaticon.com
18 марта в 18:00 состоится киновстреча с психологами ЦПК ВШЭ