В эти дни десятки и сотни людей вспоминают, как именно Лев Львович Любимов изменил их жизни, жизнь университета, во многом изменил ландшафт российского образования. «Вышка для своих» собрала некоторые из этих воспоминаний в короткий рассказ.
Как и многие другие вышкинцы первого поколения, Лев Львович Любимов вышел из лучшего социально-экономических института АН СССР ИМЭМО. К началу 90-х годов он сделал там более чему успешную карьеру: помимо высоких научных степеней он носил ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР, поскольку именно он, в должности заведующего отделом международных проблем Мирового океана ИМЭМО, от имени СССР провел все дискуссии и согласования в ООН, обеспечившие заключения «Конвенции ООН по морскому праву», по сей день регулирующей использование шельфа мирового океана.
«ИМЭМО воспитывал видение Родины в глобальном мире, где были понятны недостатки и слабости советской системы, крайняя ограниченность «казарменного марксизма» и советской экономической и социальной науки. Но одновременно ИМЭМО закладывал в лучших своих сотрудниках глубокое понимание государственных интересов нашей страны, «чувство Родины», давал сопричастность к большим проблемам и большим делам. Именно таким и пришел Любимов в только складывавшийся тогда коллектив Вышки: человеком с обостренным чувством необходимости экономической и политической свободы, необходимости настоящей науки, — и при этом яростным патриотом…
Тем, кому сегодня меньше 45, просто невозможно понять, с какой гидрой бессмысленности и оболванивания боролся тогда профессор Любимов. Вся социальная наука СССР вплоть до самых последних лет Союза была по большому счету не наукой. И дело здесь не в марксизме — просто тексты классиков и решения съездов в этой науке занимали место фактов и доказательств. Именно отсутствие реальной экономической и социальной науки привело СССР к тому, что он — как государство — не смог противостоять распаду. Перестройка 80-х свелась к тому, что рассуждения и лозунги о рынке сменили рассуждения и лозунги о планировании. Факты уже видели, но не умели оценить их, не умели моделировать будущее. Обратной связи с реальностью, как и раньше, не было, и корабль напоролся на рифы»
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор НИУ ВШЭ
Будучи человеком глубоко неравнодушным к судьбам отечественного образования, он создал Российский центр гуманитарного образования (РЦГО). Центр создавался для массового переучивания преподавателей гуманитарных и общественных дисциплин — Любимов поставил себе задачу, которая выглядела невыполнимой для всех, но не для него: перековать носителей марксистско-ленинской идеологии по образцам носителей передовой мировой науки. Его книги «Основы экономической теории», «Введение в экономическую теорию» сделали этот процесс возможным, и на удивление многих, он не забуксовал, а стал набирать обороты.
«Лев Львович был одним из тех, кто во времена глубокого застоя Советского Союза думал и говорил о будущем страны, верил в неизбежность перемен. Он не был «шестидесятником», но по духу был им. А когда я снова встретил Льва Львовича в начале 90-х, казалось, он стал еще выше ростом. Распрямил плечи и взялся за строительство Вышки вместе с нами. В том, что наш университет с самого начала принял самые высокие стандарты и стал уникальным воплощением самых передовых идей, значительная заслуга Льва Львовича Любимова. Высшую планку он ставил и когда создавал филиалы Вышки»
Ясин Евгений Григорьевич
Научный руководитель ВШЭ
С этим же революционным настроем он пришел в Вышку, возглавив по сути весь образовательный процесс. Он начал с самого необходимого — подготовки педагогов и специалистов, проводящих фундаментальные исследования. Он также заложил важнейшие принципы существования университета. Инновации, заложенные им, определили качество образования Вышки на долгие годы и сделали университет лидером на отечественном поле.
«На звездном небосклоне Вышки Лев Львович относится, несомненно, к числу звезд первой величины. И не только потому, что был одним из отцов-основателей нашего университета.
В нем сочетались многие качества, которых нам порой так недостает. Эрудиция. Широкий кругозор. Одаренность. Принципиальность в оценках. Прямота и искренность. Невероятная работоспособность. Энергичность. Целеустремленность. Стремление сделать мир лучше. Ответственность за свои дела, главным из которых он считал преодоление отсталости системы российского гуманитарного образования. И постоянная забота о воспитании у молодых людей четкой гражданской позиции»
Данилевский Игорь Николаевич
Профессор Школы исторических наук
Традиционно университетское образование делилось на два семестра, не предполагало рейтингов — он предложил и отстоял модульную и рейтинговые системы. Им были написаны несколько образовательных программ магистерского и аспирантского уровня, которые задали планку — самую высокую, планку «русского Гарварда», как он с гордостью говорил.
«Удивительно, как много человек сделал для того, чтобы вышкинская система и многое смежное рядом были такими, какие они есть сейчас, и сильно отличающимися от всего, что было до этого и за ее пределами. Как трепетно и одновременно жестко он это защищал. Невероятно, как при таком объеме дел его тепла хватало на всех нас»
Гагарина Динара Амировна
Декан социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ (Пермь)
При нем и благодаря его энергии университет начал рост: сначала расцвел экономический факультет, потом было создано 12 новых, потом их стало 28. Он являлся инициатором и создателем Лицея Вышки в 2013 году, и первые два года он два он приходил, общался с учениками на их языке, поддерживал, вселял уверенность, подавал пример.
Особые отношения сложились у Любимова с регионами. Фактически собственными руками он создавал всю региональную сеть Вышки — филиалы в Нижнем Новгороде, Перми, Санкт-Петербурге. Вырос этот проект из затеянных им же крэш-программ для региональных экономистов, проводимых в Вышке в рамках программы TACIS.
Возвращаясь в свои регионы, участники этих программ становились амбассадорами Вышки, носителями ее духа, они стремились к созданию собственных кластеров и Любимов помогал им со всей силой и страстью. Невозможно поверить, какое количество людей в каждом городе считали его своим другом и наставником. Он не хотел ограничиваться университетским образованием: появилась идея университетских округов на базе филиалов, нужно было подтягивать школы, колледжи, институты культуры — и он проводил каждый день десятки встреч, семинаров, учил и вдохновлял.
«Лев Львович Любимов запомнится как выдающийся ученый, профессионал высочайшего класса и эрудиции, один из основателей Высшей школы экономики. Его деятельность в области исследования международных экономических отношений, подготовки специалистов, проводящих фундаментальные исследования и образовательные программы магистерского и аспирантского уровня, развития присутствия университета в регионах являются ценнейшим вкладом в становление, развитие и укрепление позиций Высшей школы экономики»
Шохин Александр Николаевич
Президент НИУ ВШЭ
Он стал инициатором проведения олимпиад для учителей школ в университетских округах, организованных на их базе. А на всероссийской олимпиаде по экономике для школьников он был бессменным председателем жюри в течение многих лет.
«Мне посчастливилось поработать вместе с Львом Львовичем в 2010-х в жюри Всероссийской олимпиады школьников по экономике.
Каждый год на итоговом заседании жюри возникают острые вопросы, которые вызывают бурную дискуссию и порой требуют формального голосования для принятия решения. Цена решения в таких случаях высока как для отдельных школьников, так и для организаторов олимпиады. Когда Лев Львович присутствовал на этих заседаниях, он всегда уверенно расставлял приоритеты и объяснял свою точку зрения так, что у большинства коллег отпадали все сомнения в правильности выбора»
Дагаев Дмитрий Александрович
Заведующий научно-учебной лабораторией исследований спорта, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по экономике
Во многом благодаря Любимову Вышка стала не просто одним из университетов Москвы, она обрела миссию — распространение образования, обеспечение лучших его стандартов по всей стране. Любимов постоянно читал и учился новому – и вовлекал окружающих в «свое» чтение, в «свое» новое. Его неравнодушие и харизма делали его центром притяжения для всех — и он для всех находил время, совет, разговор, критику или утешение.
«Он был интеллектуалом, который жил духовными интересами российского общества. Его интересы распространялись не только на экономику, но и на философию, историю, литературу, психологию, политологию и так далее. Его в не меньшей степени интересовала математика, физика, биохимия, компьютерные науки…
Он был энциклопедистом и человеком воистину возрожденческого размаха. Слово «этос» никогда для него не было пустым, более того — часто определяющим. Глубоко верующий человек, он никогда не снижал планку человеческих отношений и дружбы. Увлекающийся, с горячим сердцем и неуспокоенной душой, страстный, жгущий словом, иногда превращающий свою речь в напалм. Его полемический задор многие коллеги испытали на себе. Имя Лев, данное при рождении, казалось, было нарицательным. Оно говорило о породе, сильных генах, благородстве души, доминировании и готовности постоять за свой прайд»
Андрей Александрович Борисов
Генеральный директор Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
В 2008 – 2014 годах – заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ (Пермь)