«Вышка для своих» продолжает публиковать итоги Мониторинга студенческой жизни. С 2019 года один из блоков в опросе посвящен проектной деятельности. Рассказываем, как организованы проекты на факультетах, по каким критериям выбирают их студенты, какие типы предпочитают и как будет меняться Ярмарка проектов.
Программа развития Вышки до 2030 года предусматривает переход университета на проектную модель обучения. Несмотря на то, что внедрение проектной деятельности в обучение в Вышке началось еще в первой половине 2010-х, с 2019-2020 г. полномасштабную трансформацию под эту модель последовательно проходят все подразделения университета, все факультеты и кампусы.
Динамика данных по 2019-2020 гг. однозначно показывает, что в проектах стали чаще участвовать и магистры, и бакалавры.
График 1. Участие в проектной деятельности — сравнение по курсам (2019/2020)
Проекты могут быть организованы по-разному. Кроме «Ярмарки проектов», известной всем студентам, проекты могут существовать в разных организационных формах на уровне факультетов и отдельных образовательных программ.
В МСЖ этого года студентам предлагалось не просто заявить о своем участии в проектной деятельности, но и раскрыть способ и источник этого участия — проект на Ярмарке, собственный проект факультета, образовательной программы или иное.
Статистика по этому вопросу позволяет не только проранжировать факультеты по деятельному вовлечению их студентов в проекты, но и выявить модели проектной работы на разных факультетах: кто и в каком соотношении использует Ярмарку и собственные форматы.
Больше всего студентов задействованы в проектах на ФГН и МИЭМ. При этом студенты МИЭМ, ФЭН и ФКН больше ориентированы на участие в проектах на факультете, а учащиеся ФМЭиМП, например, активнее используют Ярмарку.
График 2. Участие в проектной деятельности — по факультетам
Коваль Елена Анатольевна
Заместитель проректора
Ярмарка проектов — общеуниверситетский сервис, функционирующий с 2014 года и позволяющий студентам активно вовлекаться в проектную деятельность и получать профессиональные навыки, а преподавателям и сотрудникам университета формировать эффективные проектные группы для решения прикладных и исследовательских задач. Свой проект на Ярмарке может предложить любой сотрудник НИУ ВШЭ, в связи с чем разнообразие тематик и востребованность студентов разных направлений подготовки очень велики. По данным проведенного опроса преподавателей, почти половина (48%) из них привлекали к работе над своими проектами студентов, используя Ярмарку. Только за 2019-2020 учебный год на Ярмарке инициировано 1049 проектов, на которые подано более 20 тысяч заявок и более 8 тысяч были утверждены руководителями. А за текущий учебный год на апрель в сервисе уже размещено 1310 проектов, поданы 21 тысяча и утверждены более 11 тысяч заявок.
В МСЖ 2020 года задавался вопрос о предпочтениях в отношении разных типов проектов. Студенты разных факультетов образовали пространство с двумя полюсами: на одном те, кто заинтересован в исследовательских проектах разного рода (ФГН, ФП, естественно-научные факультеты), а на другом — те, кого прежде всего привлекают прикладные проекты (ФЭН, ВШБ). Разные факультеты отвечают на эти запросы по-разному.
График 3. Предпочитаемые типы проектов — по факультетам
Пекарский Сергей Эдмундович
Декан факульета экономических наук
Начиная с текущего учебного года, образовательные программы бакалавриата и магистратуры ФЭН перешли на проектно-ориентированную модель обучения. Мы отказались от традиционного формата взаимодействия студентов и научных руководителей и перешли на новую модель проектной работы студентов, сопровождаемую исследовательским проектным семинаром, который объединяет нескольких студентов и преподавателей. Если в 2019/20 учебном году студенты ФЭН участвовали в 62 проектах, то в текущем учебном году на факультете реализовывались уже 158 проектов, в которых принимали участие более 80% студентов ФЭН.
Глущенко Ирина Викторовна
Доцент факультета гуманитарных наук
До сих пор не существовало факультетского механизма поддержки начинаний студентов. В прошлом году мы впервые провели конкурс студенческих заявок, и в результате 13 лучших проектов обучающихся получили финансовую и организационную поддержку ФГН.
Подавляющее большинство проектов — это или чисто научные, или научно-просветительские инициативы. Конечно, мы не отказывали в поддержке и социальным проектам, но, как оказалось, молодые коллеги сфокусированы прежде всего на научно-исследовательской работе. Мы рады, что наши студенты и аспиранты таким образом подтвердили репутацию факультета как центра фундаментальной науки.
Еще один из вопросов, который задавался студентам в МСЖ оба года, касался критериев выбора проекта. Интересно, что в этом году студенты значительно меньше отмечали как важные технические характеристики (количество зачетных единиц, продолжительность, сроки), и чаще выбирали критерии, связанные с содержанием проекта (тема, руководитель, команда). Проектная деятельность все чаще становится не чем-то призванным заполнить пустые кредиты в учебном плане, а важной для студента частью его образования в университете.
График 4. Критерии выбора проектов (2019/2020)
Тимофей Прибылев
Заместитель руководителя Комитета по качеству образования Студсовета НИУ ВШЭ, председатель Студсовета НИУ ВШЭ — Пермь
Проекты — это интересная и перспективная область для студентов. Для студентов-исследователей они являются возможностью углубленно поработать над развитием какой-либо темы не только в рамках курсовой, но и в рамках проекта, возможно вместе с кем-то, и их труды будут оценены не только научным сообществом, но и родным университетом. Для студентов-прикладников проекты позволяют попробовать себя в рабочей среде, самим разработать какой-то продукт от и до. Это очень полезный опыт, который пригодится во время работы.
В другом вопросе студентам предлагалось согласиться или не согласиться с рядом высказываний о своем опыте проектной деятельности в Вышке. Здесь также можно выделить значительный годовой рост степени согласия с высказыванием о соответствии содержания проектов собственной образовательной программе. Остальные показатели стабильны — проекты в своем большинстве полезны и интересны студентам, соответствуют их текущим навыкам и способствуют развитию новых. Все это тоже говорит о постепенно продолжающемся укоренении проектной деятельности в структуре вышкинского образования (как в целом, так и в рамках отдельных специальностей и программ).
График 5. Согласие с высказываниями о проектной деятельности (2019/2020)
Ефимов Дмитрий Борисович
Аналитик Центра внутреннего мониторинга
Проектная деятельность становится одним из ключевых элементов образования в Вышке, и это не может не отражаться на системе обратной связи, которую мы выстраиваем. Уже несколько лет мы предлагаем как студентам, так и преподавателям рассказать о своем опыте проектной деятельности в рамках регулярных мониторинговых опросов (МСЖ, МПНЖ). Проводилось и несколько качественных исследований по смежной тематике. Но сейчас мы уже вплотную подходим к тому, чтобы говорить не только об общем фидбеке про то, как проходит проектная деятельность, но и о специализированном подходе к каждому реализуемому проекту, включенному в учебный план студента (а значит — и возможности реагировать точечно).