Евгений Ясин — системообразующий человек для Вышки. Масштаб его личности, моральные качества, интеллект, доброжелательность, чувство юмора легли в основу вышкинского кода, задавая высокую планку личного развития как для новых поколений вышкинских выпускников, так и для вузовских корифеев. Вышка поздравляет своего любимого основателя с 87-летием. По случаю дня рождения «Вышка для своих» попросила коллег Евгения Григорьевича ответить на вопрос: «Чему вас научил Ясин?»
Заместитель директора Института анализа предприятий и рынков
Я научилась у Ясина — надеюсь, не поздно, — что к экономике страны нужно относиться не только и не столько как к объекту исследования, сколько как к нескончаемому приключенческому роману, в котором ты — и рассказчик, и действующее лицо. Работа над курсом «Российская экономика» (2018-2019) заставила меня, как и многих моих коллег, существенно пересмотреть и отношение к тому, чем мы занимаемся, и оценку того, чему нас учили и чему учим мы.
Заведующий Международной научно-учебной лабораторией анализа и выбора решений
Я познакомился с Евгением Григорьевичем Ясиным достаточно поздно, в начале 2000-х, когда я пришёл в Вышку. Уже тогда я был совершенно восхищен его непрерывной жаждой узнавать новое, создавать новое. Я ходил на его семинары по российской экономике и хорошо помню, как они проходили, их атмосферу.
Как-то мы стояли с Евгением Григорьевичем на лестнице на Мясницкой, 20 и о чём-то разговаривали. Мимо проходил Григорий Гельмутович Канторович, который сказал нам, что мы выглядим как студенты, что-то очень горячо обсуждающие.
Мне очень нравится эта ясинская черта — быть студентом, всё время познавать что-то новое.
Конечно же, я хочу сказать об организации Апрельской конференции. Это замечательная конференция, которая собирает лучшие научные работы по всей стране, на которую приезжают очень мощные учёные со всего мира.
Я поздравляю Евгения Григорьевича с днём рождения. Желаю ему долгих лет жизни, здоровья и счастья до 120. Обнимаю вас, дорогой Евгений Григорьевич!
Вице-президент ВШЭ
Чему научил меня Ясин? Проще сказать, чему учусь у него и хотел бы учиться дальше. Я не слушал лекций Евгения Григорьевича, не сдавал ему экзаменов. Он стал работать в МГУ довольно поздно, к тому же по совместительству. Я же начал преподавать совсем молодым и несмотря на разницу в возрасте видел в нем коллегу. Симпатизировал и уважал, но тесного общения не было. Оно возникло позднее, когда присоединился к людям, строившим Вышку. Тогда, вероятно, и стал учиться у Евгения Григорьевича, по большей части незаметно для себя, но, надеюсь, ощутимо для окружающих.
В 1990-е годы Евгений Григорьевич, человек в ту пору уже немолодой, раскрылся, как никогда прежде. Мне кажется, что участие в создании Высшей школы экономики оказалось для него даже более органичным, чем работа на высоких постах (при всей ее значимости для страны). Строительство Вышки стало площадкой свободного коллективного творчества ради будущего, что предельно близко личности Ясина.
Позволю себе высокопарность (почему бы нет, когда речь идет о Евгении Григорьевиче) и скажу, что для него единство истины, добра и красоты – не тезис из истории философии, а нечто естественное, лично значимое и требующее воплощения в жизнь. Это свойство лучших шестидесятников, зачастую по-разному понимающих истину и добро, не говоря уже о красоте, но одинаково цельных, что редко встречается в последующих поколениях. Однако у Евгения Григорьевича цельность удивительным образом совмещается с чертами, не особо характерными для шестидесятников. Имею в виду широту взглядов и интересов, спокойную мудрость, терпимость, умение находить компромиссы там, где они совместимы с принципиальностью. Евгению Григорьевичу свойственно объединять всех, кто ценит свободу мысли и действия, стремление к познанию, к самореализации личности и к благу общества. Именно это Евгений Григорьевич называет либерализмом. Впрочем, если внимательно почитать его работы, перед нами предстанет либерал разве что в нынешнем американском понимании, сторонник социального государства с верховенством закона.
Итак, чему я учусь у Евгения Григорьевича? Цельности, мудрости, а еще оптимизму, который его никогда не покидал при вполне трезвом отношении к действительности. Учусь, пожалуй, не очень успешно, но с несомненной пользой для себя и, надеюсь, для общего дела, которым для нас является забота о Высшей школе экономики.
Директор Института анализа предприятий и рынка
Если отвечать на этот вопрос совсем коротко, наверное, можно сказать, что Евгений Григорьевич научил меня видеть за деревьями лес – или, иными словами, уметь за макроэкономической статистикой, данными по конкретным предприятиям или отраслям увидеть и понять более общие закономерности экономического развития. Этому способствует замечательная особенность Евгения Григорьевича – он может наглядно и убедительно показать, как конкретная и часто достаточно рутинная задача, которая ставится перед пришедшим к нему студентом или аспирантом, будет работать на цели экономического развития страны. Именно так было со мной, когда я пришел к Ясину в ЦЭМИ летом 1987 года обсуждать возможную тему будущей дипломной работы – и потом много месяцев собирал в разных главках Госснаба СССР данные о производстве отдельных видов промышленной продукции, на основе которых затем впервые были посчитаны индексы концентрации и сделана оценка степени монополизации советской промышленности. Думаю, что подобное было со многими студентами и аспирантами Евгения Григорьевича – включая тех, кто работал в его «теневом правительстве» в ВШЭ.
А еще Ясин традиционно дает своим ученикам заряд оптимизма – когда даже в самых сложных условиях он всегда старается смотреть в будущее и думать о возможных конструктивных решениях тех проблем, с которыми сталкиваются российская экономика и общество. Теперь я сам стараюсь в таком же ключе общаться со своими молодыми коллегами.
С днем рождения, Евгений Григорьевич!
Проректор ВШЭ
Евгений Григорьевич преподавал у нас в МГУ экономическую статистику, и поначалу никто из моих сокурсников не предполагал, что этот предмет со столь скучным названием может быть настолько увлекательным. В исполнении Евгения Григорьевича он вышел далеко за рамки и статистики, и даже экономики. А уж его спецкурс ИМЭКС («Имитационное моделирование экономических систем») в середине 80-х годов прошлого века выглядел вообще каким-то инопланетным. И, кроме того, Евгений Григорьевич был одним из самых элегантных преподавателей экономфака МГУ. Быть способными выходить за привычные рамки и обладать своим стилем — вот, наверное то, чему учил Ясин меня и моих товарищей по университету.