• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Это вопрос о том, как нам строить качественное образование»

Студенческий совет и администрация Вышки обсудили вопрос инфляции оценок

© Даниил Прокофьев

Студсовет Вышки и Учебный блок встретились вчера, чтобы обсудить решение проблемы инфляции оценок. К каким последствиям приводит преобладание «девяток» и «десяток», какие механизмы решения проблемы существуют и как «нормирование» оценок может проходить на разных факультетах — в репортаже «Вышки для своих».

В начале 2020-го года, когда появился сервис для интерактивного контроля оценок, начали проводить исследования этой проблемы. Начавшаяся пандемия коронавируса и переход на дистант помешали активной работе, и к теме вернулись в феврале 2021-го после исследования причин сокращения стипендиального фонда. Недавно на ректорате были представлены результаты исследований Учебного блока и инициированы обсуждения на уровне подразделений.

Также читайте

почему это не так хорошо, как кажется

Вчера состоялось обсуждение проблемы с представителями студенческого совета и администрацией университета. Встреча началась с доклада представителей Комитета по качеству образования Тимофея Прибылева и Ивана Белокурова.

Даниил Прокофьев

Они перечислили основные последствия, к которым ведет инфляция оценок: сложности с оцениванием (преподаватель недостаточно позаботился о проведении элементов контроля), трудности в ранжировании студентов в рейтинге и девальвация достижений студентов в будущем для работодателей. Отдельно стоит выделить сокращение фонда повышенных академических стипендий из-за большого количества ГАС.

Также читайте

Павел Здоровцев о причинах изменения политики назначения повышенной стипендии и о том, какие еще возможности есть у студентов в Вышке

Представители студсовета рассказали, какие пути решения проблемы они видят. В первую очередь, необходимо усилить входной контроль программ учебных дисциплин — внедрить дополнительные требования проработки и согласования программы академическим руководителем. «Мы предлагаем добавить перечень пунктов, на которые нужно обратить внимание в программе, и призывать академических руководителей прорабатывать их с каждым преподавателем», — прокомментировал Тимофей Прибылев. 

Также предлагается ввести индикаторы на распределение оценок по курсу. Если индикатор срабатывает (например, при индикаторе в 30-50% отличных оценок преподаватель выставил 20%), руководитель департамента (или академический руководитель) обязан детально изучить происходившее на курсе и понять причины. В соответствии с ними руководитель может порекомендовать преподавателю поправить программу учебной дисциплины, пройти мастер-класс по организации оценивания курса или иным образом повлиять на дисциплину, если это будет необходимо.

Даниил Прокофьев

Среди других предложений — внедрение в конструктор программы учебной дисциплины возможности описать критерии оценивания автомата, KPI для факультетов — в виде процентного диапазона отличных и хороших оценок. Кроме того, ККО считает важным отделить оценки по дисциплинам общего цикла, практикам и онлайн-курсам от других оценок и отдельно отслеживать динамику по этим группам.

Представители студсовета отметили, что они против введения каких-либо нормировок или квот на отличные оценки в рамках всего университета. В том числе ККО опроверг некоторые мифы, о которых волновались студенты. Представители комитета отметили, что качественное внедрение реформы не приведет к ухудшению положения отличников и не изменит положение студентов в рейтинге, поскольку он относителен, а оценки абсолютны. Оставлять все оценки отличными тоже не представляется возможным, так как тогда полностью теряется смысл оценивания.

Полная презентация Комитета по качеству образования (PDF, 5,30 Мб)

Далее слово взял проректор Сергей Рощин. «Это важный разговор, потому что мы говорим о самом главном в университете — о качестве образования, в котором мы все заинтересованы», — начал свое выступление он.

Даниил Прокофьев

Он отметил, что на данный момент никаких конкретных решений у университета нет — до 10 июня необходимо на факультетах, департаментах, школах, подразделениях Вышки в диалоге со студентами обсудить меры по решению проблемы с учетом специфики предметного пространства.

Также читайте

Сергей Рощин отвечает на студенческие вопросы об инфляции оценок

Сергей Юрьевич также не считает, что борьба за «нормализацию» оценок негативно повлияет на студентов. Он привел в пример МИЭФ — один из немногих факультетов, где не наблюдается инфляция: «Мы гордимся этой программой, а Лондонская экономическая школа считает ее одной из лучших совместных программ». Он также рассказал, что борьба с инфляцией оценок весной 2020 года началась в Школе дизайна. Эта работа продолжается, но уже через год ситуация стала лучше. 

«Цель, которую мы преследуем, — это качественное образование. Наша задача — не просто сдвинуть кривую распределения, а сделать так, чтобы сдвиг кривой привел к качественным изменениям в образовании», — добавил директор Исполнительного офиса Кирилл Музыка, обратив внимание также на необходимость изучить влияние созданной в Вышке конкурентной атмосферы (в частности, неанонимных публикуемых рейтингов) на отношение студентов к оценкам.

Даниил Прокофьев

С вопросом выступила студентка ФКМД Олеся Яковлева — она говорит о том, что на программе «Медиакоммуникации» у большинства студентов «десятки» за проектные семинары. На этих дисциплинах большинство критериев относятся к техническим составляющим. Поэтому вопрос о снижении инфляции тут ставится с введением творческих критериев, считает Олеся, и ставит вопрос о субъективности в оценивании творческих предметов. 

Тимофей Прибылев отмечает, что проектная работа на ФКМД требует отдельной проработки. Например, в оценивание творческих проектов могут привлекаться сторонние эксперты для избежания субъективности. Сергей Рощин добавил, что для проработки мер по решению вопроса студентам уже сейчас можно обращаться к администрации программы.

Даниил Прокофьев

В конце встречи Сергей Рощин еще раз отметил, что на данный момент у университета нет никаких решений, поэтому сейчас важно не проектировать какие-то действия на уже «принятые меры» — дискуссия только началась, и участие студентов в ней необходимо.

Полную трансляцию встречи смотрите на YouTube:

2 июня, 2021 г.

«Вышка» в Telegram