Анатолий Лысенко — один из создателей российского телевидения, человек огромного масштаба и при этом — редкого обаяния. В Вышке он работал с 2009 года, его уход — тяжелая утрата для университета. О своем коллеге вспоминают Андрей Быстрицкий, Лев Якобсон и Анна Качкаева.
Анатолий Григорьевич Лысенко бесспорно был одним из самых ярких людей в истории российских электронных медиа — телевидения и радио. Он причастен к созданию выдающихся программ советского времени — например, программы «Взгляд», а в постсоветское время он был создателем целой линейки программ на ВГТРК, как, впрочем, и самой ВГТРК.
Его отличала необыкновенная сила ума, ясность убеждений и творческий подход ко всему.
Все мы помним и любим Анатолия Григорьевича за умение придавать смысл, импульс, энергию и интерес любому начинанию. Творчество было действительно главным его качеством. Он всегда создавал новое. Это были новые телевизионные пространства, новые формы, он был предельно смел в своих экспериментах, умел убедить окружающих и зачастую начальство в своей правоте, а в тяжелые моменты проявлял необыкновенную твердость духа.
Я познакомился с Анатолием Григорьевичем в конце 90-го. Он был генеральным директором ВГТРК, а я пришел туда работать – изучали аудиторию компании. После этого я делал под его руководством телевизионные программы, в конце 90-х мы оказались вместе на ТВ-центре, потом сотрудничали в самых разных ситуациях и организациях, и в конце концов — в Вышке — так что я с гордостью считаю себя если не другом, то его близким знакомым.
Но когда я только пришел на ВГТРК, мы были еще почти не знакомы, и почти сразу случилось ГКЧП, а потом, через два года — путч 93-го года. Поведение Анатолия Григорьевича во время тех событий произвело неизгладимое впечатление, – он спокойно и четко работал, хотя угроза была реальна и чем все кончится никому не было до конца известно. В то время, как путчисты пытались захватить телевидение, Анатолий Григорьевич просто делал свою работу. Но демонстрировал при этом такую твердость позиции, мужество и энергию, какие, полагаю, редко встретишь.
И еще одно – Анатолий Григорьевич был необыкновенно обаятельным человеком, поразительно притягательным и вызывающим сразу и искреннюю симпатию, и уважение.
Не сомневаюсь, что не только в журналистском сообществе, но и далеко за его пределами смерть Анатолия Григорьевича Лысенко воспринимается как тяжелая утрата.
Люди моего поколения хорошо помнят и высоко ценят роль Анатолия Григорьевича в обновлении отечественного телевидения, которое произошло в конце 80-х годов. Неожиданно появилось живое, честное телевидение, поражавшее привыкших к советскому официозу. Оно стало не только следствием, но во многом предпосылкой и проводником перемен, которые начались в обществе. Тогда и позднее, в 90-е годы, телевидение занимало беспрецедентно большое место в общественной жизни, и рискну сказать, что вряд ли кто сделал для в этого больше, чем Анатолий Григорьевич. Причем он, в отличие от некоторых коллег, никогда не поддавался соблазну манипулировать сознанием зрителей.
Личность Анатолия Григорьевича в огромной мере определила характер его последнего проекта. Имею в виду Общественное телевидение России. Так получилось, что я вхожу в Совет ОТР. Естественно, слежу за этим каналом, хотя вообще-то давно перестал быть телезрителем. Знаю, что работают на нем настоящие энтузиасты. Бюджет невелик, аудитория не самая широкая, отнюдь не элитарная. Простые люди из разных регионов, которым канал не боится предоставлять прямой эфир, чтобы поделиться своими бедами, заботами, размышлениями и надеждами. Не боится приглашать самых разных экспертов, лишь бы их оценки были искренними. Искренность и доверие к зрителям - вообще отличительные черты канала, как и общественный темперамент и немного старомодное и очень симпатичное понимание профессионализма. Во всем этом узнается Анатолий Григорьевич, и я уверен, что эти черты канал сохранит после его ухода. Надеюсь, что и российская журналистика в целом будет следовать тем принципам, которые были для него столь значимыми.
«Ну вот, Анюта, теперь у тебя в подчинении три руководителя центрального ТВ», — подтрунивал Лысенко, когда я стала деканом Медиакома (в 2011- 2012 гг. одновременно работали Леонид Кравченко, Григорий Шевелев и Анатолий Лысенко). Шутя называл себя «телеископаемым». К обучению журналистике в университете относился с иронией, хотя и был одним из отцов-основателей отделения деловой и политичской журналистики, из которого родился факультет медиакоммуникаций и нынешний департамент медиа ФКМД НИУ ВШЭ. В неангажированность телевидения — любого — не верил, но всегда верил в его просветительский потенциал. Студентам симпатизировал. Не учил — разговаривал.
Легендарный. Основатель. Книжник, умница, заводила, придумщик. С чутьем на новое и новых. Профессионал.
Я познакомилась с Лысенко — уже и 30 лет назад телевизионным классиком — еще в аспирантуре журфака МГУ. Мои тогдашние профессора на кафедре ТВ и РВ работали с Лысенко, многие выпускники прошли школу знаменитой молодежки (молодежная редакция ЦТ). «Лысый», «Папа», «Дед». Это все прозвища Анатолия Григорьевича. Он про них знал и всегда посмеивался. За этими прозвищами – больше полувека нашего телевидения. Десятки судеб и биографий известных ведущих, продюсеров, нынешних теленачальников. Многих Анатолий Григорьевич в буквальном смысле «открыл» и «дал путевку в жизнь».
Лысенко начинал в молодежке Центрального ТВ во времена оттепели в 60-е. В 70-е в кадр не пускали — стал сценаристом, в том числе автором уникального документального цикла «Наша биография» и программ, вошедших в «золотой фонд» отечественного ТВ. Создатель перестроечного «Взгляда» (1987), нового телевидения новой России – ВГТРК (1991), ТВ Центра времен Лужкова. И, наконец, с 2012 года и до последнего дня – генеральный директор Общественного ТВ России.
Анатолий Григорьевич всегда был счастьем интервьюера! Блистательный рассказчик и собеседник. Восхищавший качеством ответов и изяществом неответов. Умудрявшийся в разные времена и эпохи сохранять ощущение удивительной внутренней свободы. После назначения в 2012 году, давая мне очередное интервью, говорил: «…Если мы научимся разговаривать, я твердо убежден, что это уже будет плюсом. Одна из наших трагедий в том, что мы не умеем разговаривать, мы не умеем спорить, мы не умеем прислушиваться к общественному мнению. А гражданское общество немыслимо без этого. Мы же живем все равно по принципу: кто не с нами, тот против нас, дави его, гада, обвиняй его в чем угодно. Даже если мы будем учить людей разговаривать…если мы научимся уважать другую точку зрения – уже общественному телевидению надо ставить памятник».
Прощание с Анатолием Григорьевичем Лысенко пройдет в среду, 23 июня в 11:00 в 4-й студии АСК-1 ТТЦ «Останкино» по адресу: Академика Королёва, дом 12 (подъезд №17)