• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Наукой здесь можно заниматься с самого первого курса»

Итоги Мониторинга студенческой жизни: материал о научной вовлеченности студентов Вышки

«Вышка для своих» продолжает рассказывать об итогах Мониторинга студенческой жизни — 2020. Еще один блок этого ежегодного опроса посвящен участию студентов в научной жизни университета и их взаимодействию со своими научными руководителями.

Вовлечение студентов в науку и академическую жизнь — одна из важных задач университета. Научные подразделения Вышки приглашают на работу стажеров-исследователей, предлагают участвовать в своих проектах и мероприятиях — конференциях, семинарах, круглых столах и др.

Также читайте

Итоги Мониторинга студенческой жизни: материал о проектной деятельности студентов

Стажеры-исследователи — это самая младшая научная должность в университете, чаще всего это студенты и аспиранты, которые привлекаются для реализации конкретных научных проектов. Стать стажером-исследователем можно в научно-учебных и международных лабораториях, центрах и иных научных подразделениях Вышки. Работа на такой позиции позволяет студентам получить опыт исследовательской деятельности в научном коллективе еще до выпуска из университета и продолжить ее сразу после.

22% студентов Вышки в той или иной форме участвуют в деятельности научных подразделений. Логично, что заинтересованность в этой деятельности возрастает в процессе обучения в университете, но некоторые студенты начинают работу стажерами-исследователями уже в конце первого курса.

Кроме того, студенты участвуют в исследовательской работе и вне научных подразделений Вышки. Это собственные проекты их научных руководителей или преподавателей, проекты на Ярмарке проектов или в студенческих организациях. Наконец, они могут участвовать в исследованиях за пределами университета — в партнерских научных организациях, во внешних грантах и т.д.

Таких людей — 18%. Некоторые из них участвуют сразу в нескольких научных проектах вне институтов, центров и лабораторий Вышки.

График 1. Участие в любых формах исследовательской деятельности

Маргарита Сулейманова

Вышка предоставляет много инструментов научной интеграции студентов. Наиболее известный среди них — конкурс научно-исследовательских работ (НИРС): более двух третей студентов что-то слышали или осведомлены о нем. Этот конкурс проводится осенью — ежегодно с 2003 года.

Хорошо известны вышкинцам студенческие travel-гранты для поездок на конференции и конкурс на формирование проектных групп сотрудников и обучающихся, впервые проведенный в 2020 году. Но о других возможностях — например, подробном справочнике исследователя (по ссылке информация о его содержании) или «Республике ученых» — пока что знают куда меньше.

График 2. Осведомленность об инструментах интеграции студентов в научную жизнь Вышки — сравнение по инструментам

Маргарита Сулейманова

Фалькович Юлия Валериевна

Фалькович Юлия Валериевна

Директор Центра научной интеграции

Вышка — исследовательский университет, и наукой здесь занимаются с первого курса. В Вышке нет деления на «студенческую науку» и «науку вообще». Студенты вовлекаются во «взрослую» научную деятельность с соответствующими стандартами и принципами, в том числе этическими, при проведении исследований. Не существует дисциплинарных ограничений и барьеров между направлениями подготовки и образовательными программами. Приветствуется участие студентов в работе подразделений других факультетов и направлений. 

Результаты мониторинга показывают, что студенты осведомлены о традиционных для них форматах исследовательской деятельности — проектах и конкурсах НИРС. Но далеко не всегда знают о возможностях заниматься наукой на более интересном и серьезном уровне. Например, студенты могут работать на позициях стажеров-исследователей в лабораториях, становиться участниками научно-учебных групп и ассистентами. Низкая степень осведомленности связана с тем, что студенты часто не задумываются о возможностях участвовать в исследованиях и приобретать ценные знания для дальнейшей карьеры, в том числе в бизнесе или консалтинге. А помимо науки можно заниматься другими видами внеучебной деятельности, участвовать в творческих или социальных проектах.

Читать далее 

Факультеты по-разному вовлекают студентов в научную жизнь. Так, наиболее вовлечены в научную деятельность внутри подразделений студенты магистратур Института образования, студенты естественно-научных факультетов — химии, физики, математики, а также студенты больших факультетов — ФГН и ФСН. А вот в проектах вне рамок университетских лабораторий и других научных подразделений чаще участвуют студенты ФЭН, МИЭМ и ФП.

График 3. Участие в исследовательской деятельности — сравнение по факультетам

Маргарита Сулейманова

Стукал Денис Константинович

Стукал Денис Константинович

Заместитель декана ФСН по науке, заместитель директора Института прикладных политических исследований

Данные опроса показывают, что велика доля студентов образовательных программ ФСН, участвующих в деятельности различных научных подразделений. Мы уделяем этому показателю большое внимание: в этом году выделили вовлеченность студентов в отдельный критерий оценивания заявок на конкурс факультетских проектных групп работников. Этот же показатель важен и при отборе заявок на создание научно-учебных лабораторий, столь же научных, сколь и учебных. Поэтому высокие значения этого показателя в опросе не удивляют, хотя и радуют. Впрочем, пространства для дальнейшего развития еще достаточно.

Читать далее 

Около четверти студентов активно вовлечены в научную деятельность, однако с наукой в целом так или иначе сталкиваются все вышкинцы. Например, они пишут курсовые и дипломные работы. Дальше — больше: для многих студентов именно взаимодействие с научным руководителем становится воротами в академический мир.

Студенты находят научных руководителей по-разному. Они:

— сначала определяются с темой и под нее ищут подходящего руководителя, как это предпочитают делать студенты Института образования и МИЭФ; 

— могут, наоборот, с изначально понравившимся преподавателем определить тему научной работы, как это зачастую делают студенты ФГН, ФМЭиМП и большинства естественно-научных факультетов;

— и, наконец, ищут их одновременно, в комплексе, — так чаще других делают студенты ВШБ, ФКН, ФЭН и ФСН (для них в этом комплексе чаще более значима персона научного руководителя), а также ФП (а для них, напротив, важнее тема).

Иногда выбора нет вовсе, — в такой ситуации часто оказываются студенты ФББ и ФКМД.

График 4. Последовательность выбора научного руководителя и темы курсовой работы — сравнение по факультетам

Маргарита Сулейманова

Обычно научного руководителя бывает мало найти — с ним необходимо периодически встречаться (хотя бы в Zoom!). Однако на каждом факультете свое понимание периодичности. Так, очень часто — раз в неделю и чаще — общаются с научными руководителями студенты естественно-научных факультетов. На другом полюсе — раз в месяц и реже — большинство студентов ВШБ, МИЭФ, ФМЭиМП и ФП.

График 5. Частота общения с научным руководителем — сравнение по факультетам

Маргарита Сулейманова

Федор Клюев

Руководитель научного комитета Студсовета факультета химии

Студенты факультета химии активно участвуют в деятельности научных лабораторий. 

Дело в том, что вовлечение в науку происходит почти сразу. В учебном плане начиная с первого курса специально выделяется день для научной работы, а затем — по результатам работ — мы публикуем статьи и пишем отчеты, в зависимости от которых выставляется оценка в диплом. Также на базе некоторых лабораторий создаются научно-учебные группы, что является плюсом.

Читать далее 

Конечная цель взаимодействия с научным руководителем — подготовка курсовой или дипломной работы — выполняется в разные сроки. За месяц до финального срока сдачи работы готовы больше чем наполовину у большинства студентов. К этому времени они почти и полностью готовы у большинства студентов ШИЯ и чаще только прорабатываются на МИЭФ и ФМЭиМП.

График 6. Готовность курсовой работы за месяц до финального срока сдачи — сравнение по факультетам

Маргарита Сулейманова

Во время работы над курсовой студент и научный руководитель взаимодействуют по-разному. Чаще всего научные руководители комментируют результаты и выбор методов работы студентов, помогают с литературой и определением методов и редактируют тексты получившихся работ. С каждым курсом научные руководители больше вовлекаются в работу студентов, но объем отредактированных текстов снижается.

Паттерны взаимодействия по факультетам также различаются: в большей степени взаимодействуют с научными руководителями студенты естественно-научных факультетов, ФГН и ФСН, в меньшей — студенты МИЭФ, ФКМД и ФП, но и там это взаимодействие происходит активно.

График 7. Что делают научные руководители в рамках взаимодействия со студентами по поводу написания курсовой/дипломной работы и ее защиты — сравнение по видам взаимодействия

Маргарита Сулейманова

Терентьев Евгений Андреевич

Терентьев Евгений Андреевич

Директор Центра социологии высшего образования

Научный руководитель и взаимодействие с ним — один из важнейших факторов интеграции студентов в академическую среду университета. В хорошем варианте руководитель не просто помогает студентам с подготовкой ВКР и дипломных работ, но и выступает своеобразным проводником в академический мир, включая студентов в свои профессиональные сети, помогая ориентироваться в научной среде университета и, шире, российского и глобального академического сообщества. С руководителем студенты, как правило, проводят больше времени в совместных обсуждениях и дискуссиях, чем с другими преподавателями и сотрудниками. Это подчеркивает важность ответственного подхода к формированию пар «научный руководитель — студент», выстраиванию конструктивных взаимоотношений, основанных на ясных взаимных ожиданиях сторон.

Читать далее 

Наконец, важнейшим фактором успешности совместной деятельности студента и научного руководителя является удовлетворенность взаимодействием. 63% студентов хорошо или отлично оценивают взаимодействие с научными руководителями. Хуже их оценивают студенты ФКМД, лучше — студенты ШИЯ, ФГН и ФМ. 

Кроме того, в целом выше оценивают это взаимодействие студенты образовательных программ магистратуры и студенты, обучающиеся за счет бюджетных средств.

График 8. Оценка эффективности взаимодействия с научным руководителем — сравнение по уровню и форме обучения и по факультетам

Маргарита Сулейманова

Шершаков Сергей Андреевич

Шершаков Сергей Андреевич

Доцент ФКН, академический руководитель программы «Системная и программная инженерия»

Проектная работа на ФКН, к которой относятся и курсовые работы, и ВКР, чаще всего носит практический характер. Во многом это связано со спецификой образовательных программ и тематик работ, предлагаемых на ФКН. Студенты ФКН известны мотивацией к получению образования по выбранному направлению, и они четко представляют себе, чем хотят заниматься. Будь то изучение новой технологии разработки ПО и информационных систем, языков программирования или фреймворков; новых алгоритмов в конкретной предметной области, например в машинном зрении или анализе процессов; новых подходов в машинном обучении и т.д. Обычно конкретной тематикой на факультете занимаются отдельные специалисты или рабочие группы, поэтому студенты одновременно выбирают и тему, и научного руководителя, который является в ней признанным экспертом.

Те ребята, которые выбирают для себя исследовательскую работу, также часто делают выбор более или менее осознанно. Исследовательская работа требует еще большего взаимодействия с научным руководителем, так как в этом случае недостаточно просто выполнить некоторый заранее определенный объем работы методично и в срок: необходимо регулярно верифицировать полученные результаты, критически их осмысливать. Без участия эксперта в предметной области делать это оперативно и качественно невозможно. Личная практика показывает: исследовательские работы, к которым студенты приходят самостоятельно, осознанно и мотивированно, получают в результате либо «отлично», либо «неудовлетворительно». 

Читать далее 

Рефлексируя над курсовыми или дипломными работами, 58% студентов отметили, что не меняли бы тему и (или) научного руководителя. Из тех, кто все же что-нибудь хотел бы поменять, чаще хотят сменить тему работы юноши, а научного руководителя — девушки.

График 9. Желание сменить тему и (или) научного руководителя — сравнение по полу и по курсам

Маргарита Сулейманова

Груздев Иван Андреевич

Груздев Иван Андреевич

Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов

Студенческий контингент в Вышке очень неоднороден. У нас учится почти 50 тысяч студентов по самым разным направлениям подготовки. Поэтому мы стараемся максимально разнообразить формы поддержки студенческих научных и научно-популярных инициатив, чтобы они максимально попадали в существующие запросы. 

Например, участники проекта «Республика ученых», будучи еще студентами, могут создать свой научный коллектив и получить поддержку для реализации инициативного исследовательского проекта. В рамках конкурса инициативных коллективных исследовательских проектов Центр академического развития студентов рассматривает самые разные идеи обучающихся, увлеченных наукой.

Помимо этого, для тех, кому мало просто проводить исследования, существуют различные инструменты для популяризации своей работы. Так, в следующем году будет новый виток развития проекта «Научные бои», который существует в Вышке с 2017 года. Организаторы очень ждут стажеров-исследователей, готовых поделиться результатами своих исследований не только в академической среде, но и с более широким кругом людей. 

Мы надеемся, что эти и многие другие механизмы помогут максимальному числу студентов приобщиться к науке.

20 августа, 2021 г.

«Вышка» в Telegram