Полгода назад старший преподаватель департамента компьютерной инженерии МИЭМ Ирина Романова стала волонтером фонда «Старшие Братья Старшие Сестры», который помогает детям, оставшимся без попечения родителей, найти друга в лице наставника. Она рассказала нам, чем помощь наставника отличается от разовой помощи волонтера, приезжающего в детские дома, в чем состоит миссия наставника и о чем мечтает ее подопечный.
— Я пришла в эту программу, так как считаю наставничество единственным эффективным способом помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Конечно, за исключением опеки и усыновления.
Сейчас порядка 40 000 детей живут в государственных учреждениях, только 0,5%* — это дети от рождения до года (самый распространенный возраст для усыновления) и без родных братьев и сестер. Большая часть сирот — 83%* — это дети от 8 до 17 лет. К сожалению, подростков усыновляют редко, поэтому большинство из них выходит из детского дома в 18 лет, толком не разобравшись, как жить в социуме, не научившись ответственности, не имея опыта другой жизни.
Ребенку из детского дома сложно вырасти самостоятельным и уверенным в себе, научиться ставить цели и достигать их. Для этого ему необходим значимый взрослый, который будет поддерживать в сложных ситуациях, помогать доводить дела до конца и получать радость от результата.
*Статистика приведена в соответствии с данными на 1 августа 2021 года
— Мне кажется, что переход из детского дома в самостоятельную жизнь для многих ребят — очень драматичный момент. Много лет ребенок жил в коллективе 24/7, ел по расписанию, подстраивал свою жизнь под требования учреждения (какими бы разумными они ни были), а тут он впервые сам по себе. Сам решает, что и когда есть, куда и с кем идти, сам следит за своими финансами, сам распоряжается своим временем. Свобода! Но у этой свободы есть и обратная сторона: нет близких людей, которые в ежедневном режиме могут подставить плечо или посоветовать что-то.
Наставник — это как раз тот взрослый человек, который может стать опорой подростку. Он может показать, что в жизни есть много различных вариантов построения своего пути. Что можно выбрать профессию, которая тебе нравится, от которой ты будешь получать удовольствие, и тогда обучение будет не в тягость. Что можно жить той жизнью, которой хочется, главное — ставить цели и идти к ним.
У детей, живущих в государственных учреждениях, отсутствует возможность выбора (как в простых личных делах, так и в глобальных решениях — например, выбор колледжа и специальности), поэтому поддержка наставника здесь очень востребована.
Наставник — это человек, который может передать ребенку свои знания, поделиться жизненным опытом. Он учит делать выбор и нести ответственность за последствия.
Наставник может поддержать, выслушать, посмеяться за компанию, ответить на какие-то вопросы или создать ситуацию, чтобы эти вопросы появились.
— Ситуация каждого ребенка, безусловно, уникальна, но я заметила, что многие из воспитанников детских домов не любят учиться, не любят читать книги. Эти навыки должны закладываться в семье с ранних лет. Ребенок, постепенно подрастая, разглядывает картинки вместе с родителем, слушает сказки перед сном, задает тысячи вопросов и получает ответы от своего значимого взрослого. И это становится традицией. Ребенок будет ждать вечера, чтобы услышать, куда же улетел Карлсон, а обучившись грамоте, — читать сам, сначала по слогам, потом по словами, и на каждом шаге этого сложного пути его будет поддерживать и хвалить родитель. Он может обсудить с ним книгу, услышать его мнение, высказать свое.
У детей из детских домов нет такого опыта. Им читали сказки в Доме малютки, но не один на один. Они могут сносно читать, но их совершенно не научили трудиться. Кто похвалит за первую прочитанную страницу, главу, книгу? Мизерный процент детей сохраняет любовь к чтению. А ведь этот навык развивает концентрацию, память, кругозор и другие важные когнитивные способности, необходимые для успешной учебы.
Мне как наставнику важно постараться привлечь внимание моей Младшей к книгам. Но сделать это сложнее, чем кажется.
— Лучший способ помочь ребенку-сироте — забрать его в семью, но это очень серьезный шаг, и немногие к этому готовы. Как вариант, можно поддержать работу профильных фондов через пожертвования или интеллектуальное волонтерство. А можно стать одному ребенку наставником. Старший товарищ, близкий друг может закрыть большую потребность в общении, поддержке и принятии, стать источником новых знаний. Разовые поездки с подарками и праздничной программой не сделают дружбу с ребенком искренней и крепкой, не помогут установить доверительный контакт, а лишь усилят потребительское отношение со стороны ребенка. Поэтому подарки на встречах с подопечным в нашей программе нежелательны — ребенок должен видеть в наставнике прежде всего друга, а не того, кто решает его материальные проблемы.
Кроме того, наставничество предполагает постоянство, регулярные встречи. Это может быть час, два, проведенные вместе, но обязательно каждую неделю. Такое общение дает возможность постепенно создать доверительные отношения. При редких контактах это невозможно. А детям из неблагополучного окружения особенно необходим человек, который выделял бы его из числа других детей и полноценно уделял бы ему внимание.
Вместе с тем, я считаю, что разовые поездки (мастер-классы, встречи с интересными людьми, тренинги, игры и т.д.) особенно актуальны для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья — для этих ребят встреча с каждым человеком, несущим радость и новизну, важна, так как их шанс получить наставника не так высок.
— Наше первое знакомство с Дашей, как и предполагается правилами программы, проходило в Центре содействия семейному воспитанию (так сейчас называются детские дома), под чутким наблюдением психолога и куратора. Даше 13 лет, она умный, интересный подросток. Как и многие другие, не любит школу, но любит игры и развлечения.
Дарья хотела бы стать кинологом — она очень неравнодушна к собакам. Поэтому мы часто приезжаем в приют, чтобы поработать, погулять и пообщаться с животными. Мне кажется, такие поездки очень полезны: это и возможность «побыть в профессии», и прогулка на свежем воздухе, и забота о ближнем. Также мы ходим в кафе, парки, играем в настольные игры, болтаем обо всем и ни о чем. Я стараюсь приводить беседу к каким-то важным вещам и рассуждениям, создавать пространство для дискуссии.
Как и в любых отношениях, у нас возникают сложности. Далеко не всегда есть положительная обратная связь. У Даши случаются перепады настроения. В таких случаях я всегда могу обратиться к психологу программы, которая курирует нашу пару — с ней можно посоветоваться, обсудить то, что волнует, получить рекомендации о том, как мне лучше поступить.
— Для меня это огромный опыт. Опыт безусловного принятия и развития эмоционального интеллекта. После завершения программы я хочу увидеть, что ребенок полюбил удивительный мир книг, получил новые знания, научился переживать вместе с героями, постепенно развил эмпатию. И, конечно же, работа над уверенностью ребенка. Ведь все возможно, стоит только захотеть!
Мне кажется, что те, кто приходит в программу наставничества, не планируют что-либо получить. Они здесь, чтобы отдавать свой ресурс — время, внимание, опыт.
— К программе может присоединиться любой совершеннолетний человек, который искренне хочет помочь детям, заинтересован в общении с ребенком, понимает свою ответственность за построение взаимоотношений, психически и эмоционально стабилен.
Во время проведения обучающих тренингов на пути к наставничеству кто-то понимает, что это не для него или он пока не готов. Некоторым требуется много времени, чтобы принять решение. Уходит думать и потом возвращается — всему свое время. Тут не может быть давления и принуждения.
Прежде чем идти в наставничество, следует четко понимать, что данный вид помощи — минимум на год. Этого времени обычно бывает достаточно для создания доверительных отношений в паре, постановки небольших целей и их достижения. По итогам первого года в программе пара принимает решение, продолжают ли они отношения. Иногда через год пара «закрывается» по согласию всех сторон, но чаще всего наставник и Младший продолжают свое участие в программе. Если, что бывает очень редко, отношения в паре не складываются даже с поддержкой психолога-куратора и пара закрывается до истечения года, для Младшего это может быть очередной травмой потери. Он будет думать, что с ним что-то не так, что он не такой, раз от него отказались снова. Как следствие — заниженная самооценка, ощущение беспомощности. Поэтому если вы не уверены, что сможете уделить ребенку год, лучше выбрать другой вид помощи.
Тот факт, что ребенок остался без попечения родителей, сильно влияет на его жизнь и способность выстраивать отношения с окружающими, в том числе и с наставником. Кто-то раскрывается в дружбе с наставником быстрее, а кто-то — медленнее. Такому ребенку важно знать: что бы с ним ни происходило, наставник останется рядом. Ему необходимо любящее, искреннее, стабильное присутствие и внутреннее знание того, что его примут любым.
Если вы чувствуете в себе силы и желание помогать, заполняйте анкету и присоединяйтесь к команде наставников и волонтеров программы «Старшие Братья Старшие Сестры».