В ноябре – декабре 2020 года Центр внутреннего мониторинга провел очередной мониторинговый опрос преподавателей и сотрудников научных подразделений. Один из крупных блоков анкеты касался перехода на преподавание в дистанционном режиме: влияние онлайн-формата на трудоемкость преподавания, изменения в учебном процессе, вовлеченность студентов и другие параметры. В исследовании приняли участие 784 преподавателя. Рассказываем о ключевых результатах опроса.
Преподаватели скорее отрицательно оценили влияние дистанта на нагрузку и распределение времени: только четверть из них согласились с тем, что преподавание в онлайн-формате не является более трудоемким, и только треть положительно оценили влияние дистанционного режима на распределение свободного и рабочего времени.
«Такие результаты, когда преподаватели оценивают новую технологию работы как более затратную по времени, свидетельствуют об их ответственном отношении к своей деятельности. В течение непростого учебного года приходилось изменять привычные технологии и методики преподавания. Преподаватели больше сил и времени тратили на освоение нового», — объясняет старший директор по основным образовательным программам Анна Коровко.
Могли возникнуть опасения, что в уязвимом положении окажутся наиболее возрастные работники, для которых, как можно предположить, более привычны традиционные форматы преподавания. Однако трудоемкость образовательного процесса оказалась в большей степени связана со стажем, а не с возрастом. Некоторым преподавателям было тяжело уходить от привычного способа преподавания и организации своего времени.
Наибольшее влияние на оценку опыта дистанционного образования оказали не характеристики респондентов, а такие аспекты, как оснащенность техникой и владение цифровыми инструментами. Те, кто отметил, что у них есть вся необходимая техника, заметно лучше оценивали свой опыт дистанционной работы.
«Эти данные наглядно показывают, что технически подкованные преподаватели намного более позитивно оценивают переход, чем их менее «цифровые» коллеги, и это вполне закономерно, так устроен любой человек, — отмечает начальник отдела цифрового стратегического развития и партнерства Олеся Клычихина. — Мы видим и по обращениям на Горячую линию Вышки повышенную тревожность преподавателей, связанную с любыми изменениями в части использования цифровых сервисов, например сейчас в связи с переходом от использования платформы Zoom, которую ППС хорошо освоили, на альтернативные платформы коммуникаций в рамках образовательного процесса. Этот факт еще раз подтверждает правильность выбранного курса университета на повышение цифровой культуры, постепенное внедрение Базового стандарта профессиональных компетенций сотрудников НИУ ВШЭ, в котором заложены требования к цифровой грамотности, разработка курсов повышения квалификации персонала, проведение постоянного обучения и консультаций по использованию цифровых сервисов в образовательном процессе».
Самыми популярными практиками среди преподавателей оказались объединение студентов в группы посредством Zoom и использование цифровых инструментов тестирования. Использование специальных цифровых инструментов для групповой работы (например, Miro) характерно всего для 11% преподавателей, а об использовании инструментов геймификации упомянули 18% преподавателей. Только небольшая доля преподавателей использует в своих курсах предзаписанные лекции (5% — свои собственные, 3% — лекции других специалистов).
«Учебные дисциплины в университете очень разные, поэтому преподаватели выстраивают образовательный процесс в цифровой среде по-своему, используя подходящие для них инструменты. И показатель 15% использования других цифровых инструментов, не перечисленных в вопросах, наглядно демонстрирует это. Мы видим, что происходит постоянная адаптация преподавателей и преподавательского мастерства: на наших глазах изобретаются новые техники преподавания в цифровой среде, выстраивается новая логика преподавания в онлайн- и гибридном формате», — комментирует Олеся Клычихина.
Примерно четверть преподавателей (23%) оказались консервативны в отношении цифровых инструментов и отметили, что при переходе в онлайн-формат изменений почти не требуется. Такая установка связана с возрастом: среди самых молодых сотрудников только 11% согласились с этим мнением, а по мере увеличения возраста доля разделяющих такую установку постепенно становится больше, достигая 32% среди преподавателей старше 60 лет.
Это заметно, например, по такому показателю, как участие в обсуждениях (в онлайне на 27% ниже, чем в офлайне). Доля преподавателей, отмечающих, что большинство студентов полноценно изучают материалы курса и выполняют самостоятельные работы, в дистанционном формате ниже на 16%. Хуже преподаватели оценивают и посещение занятий (на 14%), хотя можно было бы ожидать, что отсутствие временны́х затрат на дорогу до университета и обратно может улучшить посещаемость. Только 16% преподавателей отметили, что студенты включают во время занятий свои камеры.
По мнению Анны Коровко, помимо навыков самоорганизации у студентов, это отражает необходимость освоения новых методик построения преподавания в онлайн-среде. «Учитывая тренд на межкампусный формат реализации курсов и открытие границ для обучающихся из других университетов или просто желающих изучать дисциплины и модули в Вышке, нам придется накапливать опыт работы с увеличением вовлеченности студентов, обучающихся на одном курсе, но в разных городах, и распространять его среди департаментов. В НИУ ВШЭ в этом учебном году будут запланированы соответствующие мероприятия для преподавателей», — рассказывает Анна Валентиновна.
Практически неизменными остались оценки интенсивности, с которой студенты обращаются за консультациями.
«Полученные данные показывают, что наибольшим потенциалом повышения вовлеченности обладают именно консультации: по данному параметру была выявлена наименьшая разница между офлайн- и онлайн-форматом. Студенты заинтересованы в коммуникациях, они открыты и готовы коммуницировать с нами — и это очень полезный позитивный вывод проведенного исследования, над которым необходимо подумать каждому из сотрудников и преподавателей университета», — считает Олеся Клычихина.
Лучше всего преподаватели оценили включение в образовательный процесс проектной деятельности и включение в программы бакалавриата обязательных курсов по анализу данных.
28% преподавателей положительно оценили возможность совместного проведения курсов для студентов различных кампусов НИУ ВШЭ, но обязательный перевод общеуниверситетского пула дисциплин в онлайн одобряют несколько меньше — 24%.
Как и к онлайн-преподаванию в целом, наиболее скептично относятся к данной идее работники со стажем более 10 лет, поскольку у них уже сформировались свои подходы, которые, вероятно, хуже подходят к онлайн-формату.
Относительно использования прокторинга для проведения оценивания при онлайн-обучении четверть преподавателей высказались положительно, 39% — нейтрально (39%) и 17% затруднились ответить.