В прошлом учебном году в анкету студенческой оценки преподавания четвертого модуля был добавлен блок вопросов, посвященных опыту участия в проектах в процессе обучения. Оценивались все проекты, которые были включены в состав индивидуальных учебных планов студентов на 2020-2021 учебный год.
Студентам было предложено пять критериев: полезность для будущей карьеры, полезность для расширения кругозора и разностороннего развития, новизна полученных знаний и навыков, сложность для успешного завершения и качество организации со стороны руководителя. Оценки были собраны по 1878 проектам, предполагавшим групповое участие.
Анализ показал, что студенческая оценка проектов значительно отличается от СОП по обычным учебным дисциплинам в двух критериях: полезность для карьеры и полезность для расширения кругозора и разностороннего развития. В среднем проекты положительно (на 4 и 5) оценивают по этим показателям на 5-7% больше студентов, чем дисциплины (82 и 88% против 75 и 83% соответственно). Средний балл по критерию полезности для карьеры у проектов составляет 4,33, в то время как у учебных дисциплин — 4,11. Если у учебных дисциплин критерий полезности для карьеры традиционно в среднем проседает по сравнению с остальными (кроме сложности), то у проектов ряд оценок более ровный.
Итоги Мониторинга студенческой жизни: материал о проектной деятельности студентов
В отношении полезности для расширения кругозора и разностороннего развития эффект чуть меньше, но тоже значительный — 4,53 против 4,35. В существенно меньшей степени, но присутствует аналогичный эффект и у новизны полученных знаний (4,34 против 4,27). При этом по критериям сложности и качества организации учебные дисциплины оцениваются несколько выше чем проекты.
Интересно, что оценка каждого из типов проектов (исследовательские, прикладные, сервисные) также обладает своей спецификой по разным критериям. Так, сервисные проекты качественнее всех организованы, прикладные — наиболее полезны для карьеры, а исследовательские одновременно наиболее полезны для общего расширения кругозора, содержат более новые знания и наиболее сложны.
Кроме оценок студенты также оставили около 1500 текстовых комментариев по поводу различных проектов, что позволит университету понять, в чем именно заключались сильные и слабые стороны организации конкретных проектов разных подразделений.
Данные Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ
Груздев Иван Андреевич
Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов
На мой взгляд, полученные результаты — очень хорошие новости для всех вышкинцев. Внедрение проектной деятельности в учебный процесс — серьезный вызов. Этот процесс еще продолжается, но уже сейчас мы видим его позитивные эффекты: студенты находят проекты полезными, их студенческий опыт становится разнообразнее и лучше готовит их к выходу на рынок труда. Вместе с тем, есть и повод для легкой тревоги — качество организации проектов оценивается ниже, чем качество организации обычных курсов (различия небольшие, но они есть). Эти данные еще раз говорят о том, что преподавателям, помимо других забот, теперь нужно уделять внимание и освоению практик проектного руководства.