Более полутора лет назад, в ответ на начало пандемии, в Вышке был создан проект Small-talk. Сотни волонтеров присоединились к проекту, созданному Волонтерским центром и Центром реализации третьей миссии университета совместно с «Московским долголетием», чтобы помогать пенсионерам продолжать изучать иностранные языки. Многие люди пожилого возраста не имели возможности ходить на прежние очные занятия, но студенты и сотрудники Вышки не остались в стороне.
Сейчас проект запущен уже в пятый раз, и это сотни счастливых пенсионеров и сотни волонтеров, нашедших себе друзей или призвание преподавателя. Мы поговорили с ребятами, организаторами и подопечными об их впечатлениях от проекта и узнали, что может дать людям 15-минутный smalltalk.
Ограничение социальной и интеллектуальной активности во время самоизоляции привело, как мне кажется, к общему ухудшению состояния здоровья наших долголетов, тем более полтора года назад еще не все бабушки и дедушки могли заниматься онлайн и пользоваться платформой Zoom. Для нас очень важно было не потерять связь с нашими слушателями и помочь им пережить этот нелегкий период, находясь дома. Так и родилась идея проекта Small-talk: студенты-волонтеры со знанием иностранных языков проводят небольшие телефонные разговоры с пенсионерами. Проект зашел на ура. Наши долголеты и студенты поддержали идею. В настоящий момент в проекте участвуют 140 слушателей «Московского долголетия» и 100 студентов-волонтеров.
Наши участники — очень благодарные люди. Были, конечно, случаи, когда бабушка и волонтер просто не сошлись, но все вопросы мы очень быстро решали. Сейчас некоторые волонтеры уже так сроднились со своими подопечными, что созваниваются с ними уже вне проекта.
Самое любимое в проекте для меня — когда наши слушатели и волонтеры находят друг друга, общаются вне проекта. И, конечно же, достижения наших участников.
Я второй год занимаюсь английским языком в рамках Small-talk. Замечательная практика! Имя моего волонтера — Альфия Кусаинова. Очень ответственная, внимательная и прекрасно объясняет, если что-то непонятно. Огромная благодарность за такую работу! И очень надеюсь на продолжение проекта.
О проекте я узнала от ВШЭ, от куратора. Мне это очень интересно и полезно, поэтому решила попробовать. Я люблю менять учителей в процессе изучения языка: у каждого своя школа, свой подход. Дарья буквально делает то, о чем я ее прошу. Например, у меня пять лет лежала книга, которую я не могла перевести самостоятельно: французские народные песни. Мы все перевели и все пропели с Дарьей, также прошли все диалоги уровня А1 на сайте francaisfacile.сom. К Новому году разучим еще десяток новогодних песенок. Мне наши уроки всегда поднимают настроение. Дарья добрая, пунктуальная, требовательная и спуску мне не дает: если я не готова, все равно спрашивает.
Идея возникла естественно. В городе начался локдаун, и какая-то часть населения оказалась более уязвимой, требующей внимания и заботы. А Вышка — это университет, у которого внимание направлено не только внутрь себя, но и на сообщество вокруг. Мы сразу решили быть открытыми и оказывать поддержку тем, кто нуждается. Так как Вышка сотрудничает с «Московским долголетием», мы узнали, что пожилые люди были вынуждены отказаться от очных занятий по иностранным языкам. А им это общение было важно: поддержание уровня знаний, общение, развитие. Кто-то из пенсионеров мог оказаться в локдауне в одиночестве, а значит, мы не только и не столько помогали со знаниями, сколько просто дарили (и продолжаем) человеческое общение и внимание.
Пандемия фактически создала условия для рождения этого проекта. Поэтому можно посмотреть на ситуацию с нового ракурса: ограничение способствовало появлению нового.
У нас был замечательный талантливый иностранный студент, который проявил себя как настоящий внимательный педагог. Карл подошел к проекту совсем не с формальным отношением: взял под опеку нескольких пожилых людей, начал придумывать для них домашние задания, а в конце проекта даже провел с ними «выпускной» экзамен. Это очень трогательно и живо. Есть много чудесных историй о том, как у подопечного и волонтера завязывалась теплая дружба.
Самое любимое — это читать отзывы волонтеров, которые сначала думали, что проект будет скучным, а потом открыли в себе способности к преподаванию, узнали бабушку/дедушку и привязались к ним. А еще читать отзывы старшего поколения: многие с большой радостью рассказывают о волонтерах, хвалят их, просят передать благодарности. Это очень теплый и эмоциональный проект.
Безумно интересно обсуждать различные темы с представителями старшего поколения, сравнивать свое восприятие и понимание проблематики с восприятием человека старшего возраста. Я бы сказал, что возрастная граница между нами практически не чувствовалась. Каждое занятие мы начинали с того, что делились своими новостями за прошедшие от предыдущего занятия дни.
Принимать участие в программе «Московское долголетие» в Вышке я начала с самого начала пандемии COVID-19 (тогда это еще не был централизованный проект на Ярмарке проектов). Повсюду вводились ограничения, никто не знал, как долго это продлится, и в онлайн-мир было необходимо добавить хоть капельку человеческого общения. До этого я не занималась волонтерством, но решила попробовать свои силы. До сих пор вспоминаю, как в первый день, наверное, 15 раз перечитала памятку волонтерам о том, как правильно строить общение. К счастью, все получилось, и уже полтора года мы занимаемся французским языком с моими тремя участницами проекта старшего возраста.
Помимо положительной обратной связи, которую я получаю в ходе занятий, я несколько раз встречалась с участницами проекта, мы гуляли, ходили друг к другу в гости. Порой мне кажется, что это мои подопечные дают мне больше: кругозора, жизненного опыта, новых знаний, уверенности в себе.
Мне повезло общаться с очень разносторонней женщиной, с которой мы обсуждаем любые темы: музыку и кино, литературу, архитектуру, языки, протесты во Франции и многое другое. В последнее время очень много говорили о кинематографе, она разбирается в нем гораздо лучше меня, и мы постоянно советуем друг другу понравившиеся нам картины.
Поначалу было тяжело брать на себя ответственность за построение занятия. Осознать, что это моя задача — выстроить расписание, подобрать тему разговора, лимитировать время. Это все было необычно, люди сильно старше меня никогда раньше не ждали, что я их чему-то научу и возьму на себя роль «руководителя». Хотя уже после пары занятий получилось принять нужную роль.
Анфиса Дмитриева о первом наборе волонтеров, service learning и проектах, в которых можно принять участие прямо сейчас
Волонтеры Вышки о работе с людьми с инвалидностью
Опыт Волонтерского центра Вышки