С этого года 19 ноября празднуют День преподавателя высшей школы. В свой новый праздник преподаватели Вышки рассказали о том, что для них главное в профессии, поделились страхами и дали советы студентам.
Мне всегда кажется определенным кокетством говорить о призвании: призвание быть врачом, призвание быть учителем, призвание быть переворачивателем пингвинов — есть такая профессия, представьте себе, довольно редкая. Призвание — это одна-две-пять минут за всю профессиональную жизнь, когда заслуги человека на каком-то поприще оцениваются социумом или коллегами, говорятся слова благодарности, ответные слова: «Это всегда было моим призванием!» Но большую часть времени это просто определенный вид труда, довольно непростого, который кем-то делается лучше, кем-то хуже.
При всем при этом одна мысль согревает меня: я занимаюсь работой, которая не только приносит мне достаток, но и, верю, позволяет сделать общество лучше, — и это мой персональный вклад. Мне кажется важным принимать участие в формировании мировоззрения студентов, будущих высококлассных специалистов. В первую очередь, конечно, профессионального, но не в последнюю — и общечеловеческого. Это, кажется, один из самых гуманных путей изменить мир к лучшему.
Страх был в начале и бывает каждый раз, когда начинаю новый цикл занятий с новой группой студентов. Страх того, что тебя не поймут или не захотят понимать. Такое иногда случается, и тогда работа, которая подразумевает довольно тесный человеческий контакт, превращается в муку, причем для обеих сторон. Похоже, как-то застраховаться от этой ситуации невозможно.
В мире с таким разнообразием этических, нравственных, религиозных, поведенческих и прочих ценностей что-то советовать — занятие достаточно неблагодарное. Есть большое число клише, которые можно повторять опять и снова и которые в той или иной отточенной формуле постулируют какую-то отдельную максиму. Мне нравится такое: «делай что должен, и будь что будет». Кажется, в наше темное время, когда с каждым днем ощущение сгущающегося мрака все больше и больше наполняет всех и каждого, это еще и такая психологическая уловка, которая позволяет человеку, несмотря ни на что, действовать в соответствии с внутренними убеждениями, не растворяясь в безверии и разочаровании от всего сущего по причине невозможности что-либо изменить к лучшему.
Поэтому вопрос только во внутренних убеждениях.
Преподавание дает мне прилив энергии от общения и счастья, когда я вижу, как студенты приобретают новые навыки и применяют их в работе. Я вообще очень люблю общаться со студентами, узнавать их точку зрения на одни и те же вопросы и развиваться вместе с ними. Некоторые студенты до сих пор пишут мне, как на работе они используют модели, которые мы разбирали на семинарах, и как они им помогли. Очень радуюсь каждый раз их успехам.
В самом начале был большой страх, особенно первые месяцы. В большей степени я боялась, что студенты зададут вопрос, на который я не смогу ответить. Со временем я поняла, что неординарные вопросы — самое интересное, так как позволяют взглянуть на привычный тебе предмет под новым углом. Именно благодаря им я и учусь у студентов.
Я бы порекомендовала по возможности больше отдыхать и не пытаться заполнить работой и учебой все свободные часы в сутках. Важно стараться пробовать новое, искать себя в новых хобби и видах деятельности, общаться с друзьями, а не только работать 24/7.
Самое ценное в преподавании — атмосфера живой дискуссии. Студенты всегда метко отмечают слабые стороны той или иной аргументации, у них часто есть свое мнение по проблемным вопросам.
Страха в начале преподавания не было. Были бессонные ночи и штудирование сотен страниц литературы.
Верить в себя и в свои силы.
Думаю, что для меня приятнее всего возможность рассказать о каких-то интересных и технически сложных штуках заинтересованным студентам, которых они тоже увлекают, как и меня. Нравится, когда на курсе складывается сообщество, студенты начинают советовать другу другу и мне варианты решения задач, обмениваться ссылками на материалы по теме, новыми задачами. Компьютеры и вычисления устроены очень увлекательно и красиво, если задуматься. А еще очень приятно узнавать о профессиональных успехах выпускников нашей академической программы.
Попробовать вести практические занятия по программированию для студентов отделения программной инженерии мне предложил его руководитель профессор Авдошин. До этого я занимался инженерной работой и не имел опыта преподавания. И в самом начале я, конечно, опасался, что не смогу донести до студентов все те важные моменты, которые, как мне казалось, им следовало бы понять. Но надо сказать, что мне очень повезло со старшими коллегами на самом первом учебном курсе. Его читал профессор Подбельский, работа и учеба под началом которого дали мне понимание того, каким должно быть методичное и результативное взаимодействие с аудиторией. А группу семинаристов возглавляла Ольга Максименкова. В такой команде шансов чего-то бояться у меня просто не было.
Студентам я бы посоветовал не занимать все свое время каким-то одним занятием, работой, увлечением, а вместо этого потратить университетское время на то, чтобы попробовать разные виды деятельности, понять, что действительно интересно и приносит удовольствие. Хотя сейчас нельзя сказать, что профессия всегда выбирается один раз и на всю жизнь, но поиск своего призвания — важнейшая и все еще трудная для решения задача. Университетская жизнь дает время, друзей, силы, наставников, ресурсы, настроение для того, чтобы хотя бы начать эту задачу для себя решать. Дальше времени и сил будет поменьше, дел побольше, а наставников найти труднее. Еще посоветовал бы не забывать почаще испытывать радость. Это нужно и важно в любые времена.
Для меня лучшее — это возможность обсудить интересные идеи, концепции и предложения. Студенческое сообщество представляет собой прекрасную комбинацию нестандартных взглядов и неожиданных заключений. Это позволяет мне расти и развиваться.
Однозначно был. Я очень боялся, что я чего-то не знаю или чего-то не умею. Но дружеское и теплое отношение студентов, их поддержка помогли мне в самом начале и продолжают помогать.
Я бы советовал объективно решить для себя, чего ты хочешь. Возможно, для достижения поставленной цели необходимо скорректировать траекторию обучения.