Высшая школа экономики накануне своего 30-летия обновляет фирменный стиль и переходит на новый брендбук, разработанный Дирекцией по связям с общественностью НИУ ВШЭ при поддержке Школы дизайна. Для чего Вышке нужны эти изменения, почему визуальная преемственность важна для позиционирования университета, а также о том, придется ли поменять все вывески в один день, рассказывает Андрей Лавров, старший директор по коммуникациям НИУ ВШЭ.
— Зачем Вышка обновляет фирменный стиль?
— Высшая школа экономики за 29 лет своего существования прошла несколько стадий развития. Начиналось все с того, что был создан вуз, который учил своих студентов рыночной экономике по лучшим мировым стандартам. Затем страна, а вместе с ней и Вышка изменились, перешли на новый уровень развития, и появилась потребность в собственной социально-экономической науке. И Высшая школа экономики стала исследовательским университетом, то есть вузом, который не по чужим учебникам работает, а самостоятельно занимается наукой, разработками, экспертизой, опираясь в этом на своих ученых, исследователей, преподавателей и студентов.
Синхронно менялся и фирменный стиль ВШЭ. Нынешний логотип как раз внедрялся около 10 лет назад, когда была принята десятилетняя программа развития, зафиксировавшая переход к научно-исследовательскому треку. Сегодня университет стоит на пороге очередной трансформации. Программа развития ВШЭ до 2030 года предполагает, что Вышка станет проектным университетом, ориентированным на решение практических задач в партнерстве с индустриальными лидерами, а наша наука будет работать в междисциплинарных областях.
Де-факто формируется новая идентичность университета, и визуальные коммуникации не могут игнорировать этот тренд. Поэтому сегодня мы и начали модернизацию фирменного стиля. Видоизменяется логотип, корректируется цвет в сторону более насыщенного и глубокого синего, разработана линейка фирменных шрифтов.
Документ не отменяет того, что уже есть, а призван актуализировать, дополнить и развить существующие визуальные коммуникации университета
— Почему было решено не проводить полноценный ребрендинг, а ограничиться модернизацией фирменного стиля?
— Мы сознательно не делаем новый логотип, так же как и не делали это раньше, сохраняя преемственность. Вышка — молодой вуз, но за 30 лет она прошла большой путь, заработав такую репутацию, которая позволяет ей сегодня конкурировать на равных, и даже опережать университеты с гораздо более длинной историей. В этих условиях ребрендинг, то есть полный отказ от прошлого и движение в какую-то новую реальность, на мой взгляд, был бы сейчас вреден. Бренд, в том числе его визуальные элементы, для любого университета, тем более молодого, — это большая ценность, к нему надо относиться максимально бережно.
— Как быстро будет внедряться новый брендбук? Надо ли менять все вывески в один день на всех зданиях и отправлять заказанные партии мерча под нож?
— Конечно не надо. Внедрение обновленного фирменного стиля будет постепенным. Приказ, которым он утверждается, предусматривает переходный период до двух лет. Все, что было ранее заказано, можно спокойно получать и использовать. А вот все новое надо уже делать с учетом брендбука и в сотрудничестве с Дирекцией по связям с общественностью и Школой дизайна.
Мы вместе с модернизацией фирменного стиля применяем и новый подход по внедрению фирменного стиля: запущен специальный лендинг, на котором есть все ключевые элементы нового брендбука, лучшие практики и многое другое. В Дирекции по связям с общественностью создается отдел визуальных коммуникаций, который вместе со Школой дизайна ВШЭ будет помогать подразделениям Вышки работать с брендбуком.
Хотел бы также отметить, что новый брендбук и фирменный стиль не стоили университету практически ничего, поскольку Вышка обладает в данной области отличным высокопрофессиональным внутренним ресурсом в лице Школы дизайна. Поэтому к работе практически не привлекались внешние подрядчики, все ключевые работы были сделаны своими силами, без привлечения дорогостоящих креативных агентств.
— Будет ли новый брендбук догмой для всех подразделений университета?
— Будет, но лишь в очень небольшой части. Сегодня Вышка — один из самых больших университетов страны с четырьмя кампусами в разных городах. Если говорить современными терминами, то Вышка — это платформа, на которой существует и развивается огромное число факультетов, институтов, лабораторий, исследовательских центров, научных коллективов и студенческих инициатив. Их объединяют общие ценности, миссия, принадлежность к одной интеллектуальной корпорации, но они все разные, и у них зачастую свои коммуникационные и маркетинговые цели.
Поэтому мы сделали новый брендбук тоже как платформу: есть общая часть, которая четко артикулирует то, как в целом выглядит Вышка (очевидно, что фирменный знак может быть только один, без вариантов), есть конкретный набор визуальных элементов и того, что можно и нельзя делать. При этом там зашиты огромные возможности кастомизации фирменного стиля под конкретные задачи. Со студентами, бизнесом, госорганами, экспертами, зарубежными партнерами необходимо разговаривать на своем языке, в том числе и с помощью визуальных коммуникаций.
Необходимо также подчеркнуть, что брендбук, как и любая платформа, — это живой организм, который будет меняться, дополняться лучшими практиками, которые есть и будут появляться в университете. Если вы сделаете крутой мерч — мы включим его в брендбук и будем предлагать другим подразделениям. Все вопросы и предложения по брендбуку необходимо направлять в отдел визуальных коммуникаций ДСО на адрес visual@hse.ru.