Евгений Терентьев назначен директором Института образования. «Вышка для своих» поговорила с новым руководителем института о его планах на этой должности и об инновациях в образовании.
Евгений Терентьев окончил факультет социологии НИУ ВШЭ и работает в университете с 2012 года. В 2016 году защитил кандидатскую диссертацию, имеет ряд публикаций в международных рецензируемых научных изданиях. Среди профессиональных интересов Евгения Терентьева — социология образования и методология онлайн-исследований.
— Каковы ваши взгляды на развитие Института образования, который вы только что возглавили?
— Два года назад Институт образования совместно с приглашенным стратегическим комитетом провел ревизию того, чем мы занимаемся, и сформулировал новую стратегию развития. Стратегия в основе своей предполагает триединство задач. Первая задача — реализация передовых научных исследований в сфере образования на глобальных фронтирах в этой области. Вторая — подготовка самых лучших кадров для системы образования. Это связано с реализацией наших образовательных программ, которые покрывают разные уровни образования и занимаются подготовкой как управленцев, так и практиков от образования. И третья задача связана с продвижением «умных решений» в сфере образования. Это лучшие практики, проектирование образовательных программ, реализация педагогической деятельности, управление образованием и так далее — все, что может помочь, с одной стороны, нашему университету двигаться в правильном направлении, с другой стороны — в целом российской системе высшего образования.
У нас сформировался большой и очень крутой коллектив сотрудников, вместе с которыми мы можем продолжать идти по этому пути, а также решать новые задачи, которые встают перед нами.
Масштаб задач определяется высокими компетенциями коллектива: в последние годы мы усилили наш исследовательский потенциал, и мы видим результаты: мы вошли в первую сотню мировых рейтингов в сфере образования, в этом году это произошло впервые. И мы планируем дальше усиливать свои позиции за счет привлечения новых молодых кадров, в том числе из числа наших магистрантов и аспирантов.
— Какие конкретно проекты Института образования вы бы сейчас могли назвать стратегическими?
— Я бы начал с Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». Это масштабнейший проект, который мы реализуем совместно с коллегами из ряда российских академических институтов, в рамках НЦМУ проводятся сотни исследований, они вписаны в международный контекст и очень серьезно представлены на мировых конференциях и т.д. Кроме того, у нас есть серия комплексных исследовательских направлений, которые дополняют и расширяют то, что мы получаем в рамках НЦМУ. Таких направлений три. Первое связано с изучением неравенства в системе образования и факторов его преодоления. Второе — с изучением универсальных компетентностей и новых грамотностей, новых образовательных результатов, которые особенно востребованы в современном мире. Внутри этого направления мы изучаем и такие вещи, как критическое мышление, креативность, финансовая грамотность, цифровая грамотность и так далее. Мы пытаемся разработать методологические подходы и конкретные модели, которые позволят оценить индивидуальный прогресс в развитии этих качеств и навыков. И третье большое направление связано с изучением агентности, самостоятельности человека в современном мире. Мы смотрим, каковы барьеры и как мы можем стимулировать развитие агентности, как мы можем оценивать эффекты агентности в траектории человека как на индивидуальном уровне, так и на социальном. С точки зрения важных проектов, на которые надо обратить внимание, я бы еще выделил так называемые проекты социального воздействия. Мы в 2019 году запустили первый такой проект с Республикой Саха (Якутия), который был нацелен на комплексное повышение образовательных результатов школьников. Проводились исследования, посвященные изучению тех проблем, с которыми сталкивается система школьного образования. Мы предлагали решения этих проблем, проводили обучающие программы для педагогов, для управленцев системы образования, и глобальная цель, которую преследует реализация этого проекта, — развитие системы образования в конкретном регионе и повышение достижений школьников. У нас сейчас в активной стадии находится обсуждение аналогичного проекта с Камчаткой, и мы надеемся на то, что в будущем эта идея проектов социального воздействия на уровне регионов будет активно развиваться.
— Какие новые направления работы вы планируете?
— Мы не просто планируем, а уже запускаем новый большой междисциплинарный проект «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Это такое многомерное изучение факторов, влияющих на поддержание самостоятельности человека в условиях изменений социально-экономической реальности. Здесь мы сотрудничаем с социологами, психологами, когнитивистами, нейробиологами, управленцами, экономистами и вместе с ними будем разрабатывать решения, направленные на поддержание человека, изучать, как разные институты развития человека, формальные и неформальные, могут способствовать укреплению человека в условиях высокой степени неопределенности.
И наша цель — предложить инструменты для повышения индивидуальной успешности человека. Это не только педагогические, это технологические, экономические решения.
Мы также хотим делать большой центр внутри института, который будет посвящен изучению трансформации систем образования на постсоветском пространстве. В этом году исполнилось 30 лет с момента распада СССР, и очень важно правильно отрефлексировать, по каким путям пошли страны, какие модели показали большую, а какие меньшую эффективность. Мы хотим здесь создать большую группу, которая будет анализировать и проектировать дальнейшие изменения на разных уровнях образования. Собственно, у нас уже есть группа, которая занимается изучением трансформации национальных систем на уровне школьного, дополнительного высшего образования, и мы хотим развивать это направление дальше.
Что касается собственно образовательных практик, мы стремимся стать экспертным и методическим центром, который будет помогать совершенствовать преподавание и обучение в Вышке. Да, мы остаемся исследовательским и образовательным центром в масштабах России, но хотим усиливать интеграцию с Вышкой и делать трансфер наших исследований и разработок в реальную практику ВШЭ, стать институтом развития ВШЭ. В мире это нормальная практика: институты образования, созданные при университетах, становятся важным ресурсом для развития и совершенствования процессов внутри этих университетов.
С этим посылом, в частности, мы запускаем большой проект по педагогическому дизайну в дистанционном и смешанном обучении. Это делается в сотрудничестве с лидирующими мировыми специалистами. В частности, сейчас обсуждаем создание международной лаборатории по педагогическому дизайну под руководством профессора Университета Маастрихта Йеруна Ван Мериенбура. Мы планируем для редизайна курсов активно использовать данные учебной аналитики из цифровых сред обучения, и это такое абсолютно революционное направление — по нему еще мало научных работ, но оно, безусловно, перспективное. Сателлитом этой программы будет экспертно-методический центр по педагогическому дизайну, который нацелен на разработку и внедрение конкретных решений педагогического дизайна в ВШЭ.
В этом же ключе выстроен проект, который мы запустили совместно с Томским государственным университетом и группой из 14 ведущих университетов по изучению ситуации с качеством высшего образования в условиях пандемии и проектированию решений по повышению качества высшего образования после пандемии. Это очень большой проект, который мы уже два года ведем и дальше будем развивать.
— Институт образования анонсировал новое направление в аспирантской школе — программу для управленцев в образовании. Какие задачи должна решить эта программа?
— Программа позволит повысить практическую значимость тех исследований, которые ведем мы, которые ведут наши партнеры, и помочь довести их до широкой публики.
Дело в том, что традиционно диссертации, которые выполняются в аспирантуре, посвящены фундаментальным научным открытиям и не всегда легко перекладываются в практику. При этом в сфере образования много людей, у которых есть отличные ноу-хау, разработки в части управленческих моделей, в части практики ведения занятий. И цель программы — помочь управленцам и практикам в системе образования оформить их разработки в соответствии с академическими канонами.
— В конце прошлого года по инициативе Инобра ВШЭ и Миланского политеха была создана Обсерватория трансформаций высшего образования. Расскажите о промежуточных результатах работы проекта и о том, как он будет развиваться.
— Обсерватория — это глобальная дискуссионная экспертная площадка для обсуждения того, что происходит с системой высшего образования в условиях пандемии и, главное, как ее нужно трансформировать после. В условиях пандемии фактически произошел слом всех базовых общественных процессов, и сейчас идет пересборка социальной и общественной жизни, и это очень сильно касается образовательных процессов.
Мы хотим для начала сформировать глобальную сеть исследователей и экспертов в сфере образования и общими усилиями наблюдать за этими изменениями, как в телескоп, выделять тренды и перспективные решения. Глобальность взгляда здесь действительно очень важна. Потому что есть разные контексты в разных странах и регионах, и эти процессы могут внутри по-разному преломляться в разных контекстах. И для того, чтобы мы видели глобальную картинку, нужно участие широкого круга людей, этих самых «наблюдателей в телескопы», которые потом обсуждают это между собой, и коллективным разумом мы придумываем, как можно с этим работать, какие эффекты мы видим от того, что происходит, и как нам лучше проектировать систему образования, с тем чтобы она адекватно отвечала на вызовы, которые перед ней стоят.
— Высшая школа экономики в этом году вошла в топ-150 предметного рейтинга ТНЕ по образованию. Куда мы можем двигаться дальше?
— Действительно, это огромное достижение. Мы уже входили к этому моменту в топ-100 рейтинга QS, теперь вошли в топ-150 ТНЕ. Если же посмотреть на рейтинг QS по европейским странам, то мы входим там в топ-20 и обходим все другие страны на постсоветском пространстве. Я бы подчеркнул личный вклад в это Исака Фрумина, а также всего коллектива Института образования, но и других подразделений Вышки, Вышки в целом.
Я думаю, что наша задача состоит в закреплении этого лидерства на пространстве Восточной Европы. Что же касается собственно рейтингов, это довольно сложная история. Конечно, нынешние достижения — это не предел наших амбиций. С учетом наращивания темпов, которыми мы сейчас идем, мы можем войти и в топ-50 по QS, и в топ-100 по General Education в ближайшее время. Но мне кажется, что здесь важно не ставить во главу угла исключительно достижения показателей в рейтингах, потому что международная репутация состоит не только в этом. Есть и другие формы признания, на которые тоже нужно обращать внимание. Научные публикации, участие в деятельности международных ассоциаций — это тоже показатель. Например, Исак Давидович — один из немногих в истории российской системы образования людей, кто вошел в состав Международной академии образования, самой престижной международной ассоциации в нашей сфере. Попасть туда можно только по приглашению со стороны ассоциации, и тот факт, что Исака Давидовича туда позвали, что он стал одним из наиболее активных членов ассоциации, — это большое достижение. Конечно, мы рассчитываем, что после саббатикала Исак Давидович продолжит работать вместе с нами в этом же направлении.
— Вы практически всю жизнь в Вышке — здесь и учились, и работали. В чем наши сильные стороны, что бы вы назвали здесь главным?
— Университет всегда отличали высокое качество и сильные наработки по части организации образовательного процесса, взаимодействия со студентами, мощный кадровый состав, и эти акценты, конечно, нужно сохранять и усиливать. Сила Вышки была, есть и, я надеюсь, будет во многом в том, что мы не боимся экспериментировать. Да, у нас случаются неудачи, но у нас очень много удач, которые потом становятся примерами для подражания для всей системы высшего образования. В этих поисках и рождаются новые решения и формы. Вторая важная специфика Вышки, которую, как мне кажется, нужно только усиливать, — у нас очень сильное позиционирование университета как единого организма, который включает в себя преподавателей, студентов, административный персонал, управленцев. Внутри университета каждый ощущает свою сильную корпоративную идентичность, и все могут коллегиально решить значимые вопросы. В частности, у нас очень сильный студенческий совет. Очень мало университетов, где студенты действительно вовлекаются содержательно в деятельность, связанную с организацией образовательного процесса, управлением им. Третье обстоятельство связано с тем, что Вышка растет: она начиналась с фокуса на социально-экономических науках, а сейчас охватывает чуть ли не все научные сферы, и это создает возможности для построения новых мощных междисциплинарных исследовательских команд. В этой междисциплинарности, в коммуникации между разными департаментами и разными исследователями рождается прорывное новое знание, в производство которого можно вовлекать студентов и которое потом можно транслировать во внешний мир. Большие возможности для этого открывает в том числе то, что Вышка выиграла в конкурсе «Приоритет-2030» — программе поддержки университетов, и я возлагаю большие надежды на то, что стратегические проекты, зафиксированные в этой программе, действительно станут точками глобального роста Вышки в исследовательском плане, которые позволят еще более амбициозно взглянуть на то, как мы делаем исследования, как мы делаем образование, на то, как мы делаем конкретные разработки, и получить эти новые уникальные знания.