• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Люблю, чтобы все было по полочкам»

Елена Одоевская — о планах в должности проректора

Елена Одоевская была назначена проректором Вышки в октябре этого года. В сферу ее ответственности входит создание и реализация стратегии цифровой трансформации Вышки, партнерство университета с компаниями цифровой экономики и усиление позиций НИУ ВШЭ на внешних экспертных площадках по данной теме. Свое первое интервью в новой должности она дала «Вышке для своих».

— Вы по образованию — менеджер государственного и муниципального управления, по роду деятельности — управленец в образовании. Как так получилось? 

— Я из семьи госслужащих, но свою специальность я выбрала также в силу определенного внутреннего уклада. Я люблю порядок, чтобы все было по полочкам, а госслужба как раз тот институт, который сразу задает рамки институционального поведения. Когда я поступала в ГУУ, был 2006 год, это было очень популярное направление, большой конкурс. Я успешно там отучилась, прошла различные стажировки в органах госвласти, а затем начала работать в Высшей школе бизнеса своего на тот момент университета. Начала с маркетинга, потом занималась продажами дополнительного профессионального образования, позже основным моим проектом стало получение международной аккредитации AMBA. В итоге мы стали десятой российской бизнес-школой, получившей эту аккредитацию. Через четыре года после начала работы в ВШБ ГУУ я уже была заместителем директора, и я стала думать, в какую сторону мне развиваться дальше. 

За время работы в бизнес-школе я стала хорошо разбираться в том, как устроена финансово-хозяйственная деятельность университета, и следующим моим местом работы стал департамент финансов Министерства образования и науки. В министерстве действительно было важно, что я пришла «с земли», из реального бизнеса: я прекрасно понимала, что значит довести до 200% размер заработной платы преподавателя, я понимала, что значит соотношение преподавателей и студентов 1 к 12, понимала, как реально университеты управляют  целевыми показателями. В Минобрнауки я занималась формированием государственных заданий университетам, экономикой государственных услуг. Мы реализовали отличный проект, связанный с повышением квалификации работников сферы образования в области внедрения методик расчета нормативов государственных услуг. Проект охватывал все образование — сотрудников университетов, школ, детских садов. Через полгода после того, как я пришла в министерство, я уже должна была нормальным, человеческим языком рассказывать огромной аудитории работников сферы образования (помню, это было в «Орленке») о том, что и как они могут делать с деньгами в рамках государственного задания, где они самостоятельны, а где нет. Это был хороший опыт, колоссальное общение с системой, понимание ее специфики. Дальше в министерстве сменилось руководство, и мой директор, Михаил Юрьевич Алашкевич, позвал меня с собой в Вышку. 

В принципе, еще когда я работала в ГУУ, Вышка была нашим бенчмарком: мы подглядывали за локальными актами Вышки, за тем, как устроены программы ДПО, и я думала о том, как классно было бы работать во ВШЭ, как там все круто устроено, так что сомнений не было.

Здесь мы начали работать в команде Лилии Николаевны Овчаровой, в Институте социальной политики. Мы занялись работой над Стратегией-2030. Этот год в моей памяти остался как работа 24/7, ничего, кроме работы, но это было очень интересно. Результатом стал доклад «12 решений для нового образования», и экономика предлагаемых в этом докладе решений — моих рук дело. После того как мы завершили работы, команда, с которой я пришла, ушла в другое место, а мне Ярослав Иванович предложил остаться во ВШЭ в качестве его помощника по экономике образования. Собственно, вот так я и осталась в образовании в Вышке. 

«Возраст — это всегда преимущество»

— За несколько лет в Вышке вы прошли путь от помощника ректора до проректора. Каково это — стать проректором в 32 года? 

— Возраст мне доставил дискомфорт один раз в жизни. Я работала в Государственном университете управления и в свои 23 года должна была выступать перед ученым советом, средний возраст членов которого был далеко за 50. Хорошо помню свое состояние: лицо красное, ладони потеют, мысль одна: «Что я здесь делаю, я же для них какая-то девчонка». Пережив этот момент, больше я о возрасте никогда не задумывалась. В 30 лет, уже работая в Вышке, я пошла в магистратуру, на программу «Доказательная образовательная политика» в Институте образования. Я была там, очевидно, самая старшая, но для меня это не имело никакого значения — эти знания мне были необходимы для погружения в экспертизу в сфере образования. Возраст — это всегда преимущество. Молодость — преимущество в одном смысле, зрелость — в другом, вот и вся разница. 

В Вышке я была востребована, очевидно, во многом благодаря качеству работы и опыта, довольно разного. Госуправление, работа непосредственно в образовательном бизнесе — это все части серьезного такого пазла. Потому что, понимая экономику образования, намного проще понимать, как реализовать определенные идеи и донести их до регулятора. Я уже в должности помощника стала заниматься GR — представляла ВШЭ в ряде министерств и ведомств.

— В новой должности вы также будете отвечать за цифровую трансформацию. Означает ли это, что в дополнение к имеющимся частям «пазла» вы должны также стать айтишником? 

— Я занялась этой тематикой в 2018 году, когда начиналась работа над федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики». Мы готовили предложения по проекту «Цифровой университет», и с 2019 года я нахожусь внутри этой темы, коммуницирую со всеми нашими партнерами и внутри Вышки, и снаружи. Конечно, я не айтишник с профильным образованием и воспринимаю отсутствие образования в этой сфере как незакрытый гештальт. Как только появится время, обязательно закрою. Но, с другой стороны, это может быть преимуществом, потому что вопрос диалога между функциональными заказчиками и цифровым блоком — один из самых важных. История о том, что цифровиками часто недовольны, существует во многих организациях, потому что люди элементарно не понимают, о чем говорят айтишники, и считают, что «сделать кнопку» — это быстро и просто. Я не разработчик, но благодаря большому опыту в среде я все же понимаю, что мне говорят айтишники, и в состоянии это перевести именно как менеджер. Мне очень помогает цифровой блок и в целом университет в части погружения в эти тематики, потому что все заинтересованы в том, чтобы этот процесс был в помощь, а не в нагрузку.

«Выход цифрового блока за рамки Вышки»

— Проект цифровой трансформации, за который вы отвечаете в новой должности, начат четыре года назад. Какие задачи реализованы, какие еще осталось реализовать?

— Действительно, цифровая трансформация уже во многом изменила и улучшила многие процессы в университете, но осталось еще очень много. В первую очередь мы создаем сейчас в университете единую цифровую среду. Это заявлено в программе развития, в т.ч. в рамках «Приоритета-2030», и в нашей программе развития: все четыре кампуса должны быть объединены единой цифровой средой. Совместное целеполагание важно: мы вместе будем решать, что нам нужно, как мы будем действовать.

 

В следующем году у нас должно запуститься очень много проектов. Это и Smart LMS — новая LMS-система, которая запустится с января, и мы сейчас делаем все возможное совместно с блоком Сергея Юрьевича Рощина, для того чтобы создать максимально комфортные условия для преподавателей по вхождению в эту новую систему. У нас запускаются проекты по той части, которая не видна вовне, но очень важна для сотрудников, — по бэк-офису. Это тот фундамент, на котором стоит университет: здесь зарплата, кадры, бухгалтерия, финансовый учет. Это проект, которым управляет Алексей Владимирович Новосельцев, а цифровой блок его сопровождает. 

В первом квартале следующего года мы завершим работу над цифровой стратегией ВШЭ, и эта стратегия будет включать в том числе выход цифрового блока за рамки Вышки — внешние проекты. Сейчас цифровой блок работает больше на внутренние интересы университета, но его экспертиза должна быть востребована на уровне федеральных министерств, системы образования в целом. Например, развитие open source решений, платформы «Гостех», на которой будет размещен так называемый суперсервис «Поступи в вуз онлайн», — во всех этих проектах важно и нужно принимать участие. Это флагманские направления, а Вышка уникальна тем, что имеет большой методологический задел и понимает, как должен быть устроен процесс. Экспертиза по этим направлениям сосредоточена главным образом в Институте образования и на ФКН, и мы думаем над коллаборацией, совместными проектами, чтобы максимизировать полезность тех сервисов, которые мы здесь делаем, не только для ВШЭ, но и для отрасли в целом.

— Цифровые проекты Вышки отчасти реализуются силами студентов и бывших студентов. В чем плюсы и в чем минусы такого подхода и будет ли это как-то продолжаться?

— Здесь, конечно, больше плюсов. В Вышке учатся лучшие студенты, и грех было бы этим обстоятельством не воспользоваться. У студентов есть драйв, они знают, что нужно студентам, основной нашей целевой аудитории, и готовы это создавать. У них есть знания, но еще мало опыта, но это поправимо при правильном руководстве. Я считаю, что мобильное приложение Вышки, сделанное руками студентов, — одно из самых сильных на рынке. Наша задача — максимизировать опыт взаимодействия со студентами. Мы задумываем несколько линеек продуктов на следующий год, которые мы могли бы сделать совместно со студентами, мы обсуждаем развитие проекта «Цифровые ассистенты».

«В детстве хотела стать диетологом»

— Вы сами совсем недавно были студенткой магистратуры Вышки, тоже в области госуправления. В должности проректора ваш студенческий опыт пригодится?

— Конечно. Я посмотрела на Вышку изнутри, я активно давала обратную связь по той учебной программе, которую я проходила, — и позитивный, и негативный. Вообще, студенческие оценки — это одна из самых важных новаций в Вышке. Также в качестве студента я потестила LMS, узнала ее плюсы и минусы, и в результате система меняется, уступает дорогу новой.

— О каких новых направлениях развития для себя вы думаете? И каков ваш виш-лист на Новый год?

— Я уже много направлений попробовала и не буду зарекаться от дальнейших перемен. В детстве я вообще-то хотела стать диетологом! Но если серьезно, образование вошло в мою жизнь плотно, мне очень интересно в нем развиваться. Я думаю, что уровень вызовов в этой области выше, чем в госуправлении, чем в бизнесе, поскольку образование в нашей жизни присутствует всегда, мы всегда чему-то учимся, и здесь максимальное ощущение создания нового, здесь минимум рутины. 

В плане пожеланий на следующий год — в личном все просто: я очень давно не была на море. Я человек, который предпочитает все контролировать, и степень рисков, связанных с выездом с семьей к морю во время пандемии, для меня ощущалась как чрезмерная. Что касается профессиональной деятельности, наверное, это тоже связано с темой контроля. Мне сложно делегировать, я продолжаю этому учиться. Сейчас для меня начинается новый этап — выход из зоны комфорта. Это очень интересно и увлекательно. Ответственность меня никогда не пугала, ее всегда брала на себя. А вот в части делегирования — да, это очень важно, буду учиться дальше.

Фото: Даниил Прокофьев

 

Автор текста: Дранкина Екатерина Александровна, 15 декабря, 2021 г.

«Вышка» в Telegram