Ирина Мартусевич начала работать в Вышке в 2016 году. Она возглавляла аппарат университета, а в октябре прошлого года была назначена проректором. Чем ее новые полномочия будут отличаться от старых, она рассказала «Вышке для своих».
— В Вышке вы всегда занимались административной деятельностью, а до того работали в Институте экономики города, были экспертом. Как случился этот карьерный твист?
— На самом деле с самого начала я хотела работать в Аппарате Правительства Российской Федерации. Это желание во мне сформировалось во время прохождения практики после учебы в колледже при Министерстве иностранных дел России. А до этого было несколько необычных школ. Экспериментальная школа Владимира Мыскина — интересный московский проект: по особым методикам там развивали детей в разных направлениях (решая задачи по физике, развивают логику; историей занимаются через полемику и т.д.), а учили в основном преподаватели из высших учебных заведений. Необычные методики использовали и в классах при Колледже МИД России, и я перешла туда, затем логичным образом поступила в колледж при министерстве, а после планировала работать в правительстве.
— Почему это не сложилось?
— Так бывает, не сложились бюрократические процедуры. Я пошла работать в Фонд «Институт экономики города». Было начало нулевых, еще ощущались последствия кризиса 98-го года, и я считала, что должна помогать семье зарабатывать. Высшее образование решила получать параллельно — окончила Плехановскую академию. После этого у меня была развилка: двигаться по административной линии или по экспертной, и я выбрала последнюю. Я стала работать у Сергея Борисовича Сиваева, сейчас он профессор ВШЭ. Мы занимались тематикой совершенствования ЖКХ — в то время в этой сфере начали реализовывать много интересных проектов, и это был бесценный опыт: я узнала, как администрируются процессы в сложных тематиках, связанных с жизнеобеспечением городов. Самым крупным нашим проектом было совершенствование теплоснабжения в Республике Саха (Якутия). Я много туда летала, также возила республиканских специалистов в обучающие туры в Австрию, в Эстонию, мы знакомились с лучшими практиками. А потом у меня родился первый ребенок, и я ушла в декрет…
— У вас ведь трое детей? В декрете сидели с каждым?
— Каждый следующий декрет был короче предыдущего.
— Все-таки почему случился этот переход — от экспертной к административной работе?
— Наверное, это из серии «талант не зароешь в землю». Делопроизводство, административная работа всегда существовали в моей жизни, поскольку давались мне легко. Когда я работала с Сергеем Борисовичем, у меня был очень большой пул задач, связанный с администрированием договоров, различных процессов, отчетностью.
Я не люблю беспорядок, и мне нравится придумывать, как можно разные вещи упорядочивать. При этом я стремилась к экспертной работе, мне казалось, что это нечто принципиально другое. Однако постепенно пришло понимание, что администрирование тоже требует своей экспертизы. И творчество в администрировании есть, просто надо любить это дело, чтобы его там увидеть.
— Какие проекты из осуществленных в Вышке для вас самые любимые, творческие?
— Проект, которым я действительно горжусь, — переход административных процессов на онлайн во время пандемии коронавируса, то, как нам удалось это сделать быстро, качественно и очень организованно. Это глобальная командная работа. Административная работа заключается в том, что ты берешь на себя ответственность за все происходящее. Ты и внутри процессов, и одновременно снаружи: должен видеть всю картину целиком — от генеральной линии до мелких деталей. И в случае с ковидом важно было осознать это сразу, не упустить время. Это были первые числа апреля 2020-го, и многие были в шоке, не могли принять изменившийся порядок вещей. Но нужно было так много сделать, это было настолько новое — меня это драйвило. Это была слаженная работа многих команд: коллеги из Управления социальной сферы работали эффективно, запуск новой системы электронного документооборота цифровым блоком был реализован своевременно.
Также драйвит любая организация больших мероприятий. Для большинства участников этих мероприятий они ограничиваются сроками проведения. Для тебя же как для организатора все начинается задолго до и заканчивается сильно позже. Это десятки и сотни контактов и дел, которые нужно вписать в тайминг, навести порядок во всем, по окончании мероприятия ничего не бросить, все закрепить и зафиксировать.
И самая творческая, очевидно, — это работа вокруг Дома Дурасова…
— В чем основная идея проекта, связанного с историей Дома Дурасова? Почему вы занялись этим, что этот проект дает университету?
— Этот проект тоже родился, наверное, из моей любви к порядку. В августе 2019 года мы переезжали в новый кампус на Покровке, и этот переезд тоже был моей задачей как администратора. А я просто не могла взять и перевезти всех, мне нужно было разобраться, что это за здание, в чем его ценность, как мы можем эту ценность приумножить. Из общения с реставраторами здания, с сотрудниками музеев, историками у меня начала вырисовываться объемная картина. Я очень признательна Музею Москвы, который смог нам в ковидное время собрать хороший архив, и на его основе мы смогли уже дальше развивать историю про Дом Дурасова и про все, что здесь происходило.
В истории здания очень много пересечений: в XIX веке здесь располагалась Практическая академия коммерческих наук, колыбель бизнес-образования в Москве. Часть помещений в XIX веке находилась в аренде у Покровских казарм, а в XX веке здесь размещалась Инженерная академия им. Куйбышева, в ней работал Дмитрий Михайлович Карбышев. А история Инженерной академии начиналась в Санкт-Петербурге, в Михайловском замке, и сейчас студенты московской и питерской Вышки тоже работают по этой части проекта. В целом это получилась такая бесконечная история, в которой есть и образовательная часть: студенты МИЭМ создали AR-путеводитель, сейчас к проекту подключились пять московских факультетов, питерский и нижегородский кампусы делают свои проекты по схожей методологии. Мы надеемся сделать такой же AR-гид про дворец Кочубеев в Пушкине. И мне кажется, что мы в целом близки к тому, что в Вышке появится легко реализуемая методология по работе с объектами культурного наследия. Мы таким образом пускаем корни, заботимся о своих истоках, это очень важно. Кроме того, это значимый вклад в третью миссию университета.
— Как именно может этот вклад реализовываться — экскурсии, выставки?
— Да, в том числе. У нас уже серьезная коллекция исторических материалов по теме внутри университета, и сейчас мы пытаемся понять, как ее институционализировать и как сделать доступной тем, кому она может быть интересна. Но поскольку мы оцифровываем материалы, переводим их в виртуальную реальность, мы можем предоставлять доступ к ним онлайн, так они будут доступны в том числе маломобильным гражданам или людям в отдаленных точках.
В этой работе также может быть много пересечений, самых неожиданных. Например, я познакомилась с ученым секретарем Государственной публичной исторической библиотеки, и мы обсуждаем совместную выставку. Дело в том, что библиотека располагается в здании усадьбы Куманина — это крестный Достоевского, он известен тем, что давал стипендии учащимся Академии коммерческих наук. А позже в этом здании располагались мужская и женская торговые школы. И мы обсуждаем совместную выставку, посвященную учреждениям, которые давали коммерческое образование в XIX — начале XX века.
— Каковы будут ваши полномочия и функции в новой должности? Какие проекты для вас станут первоочередными?
— Бо́льшая часть вопросов, которыми я занималась раньше, остается и в моих новых полномочиях. Но добавляются новые задачи. Например, сейчас мы подходим к очень интересному вопросу — наладить кросс-функциональное взаимодействие между коллегиальными органами ВШЭ. В первую очередь я имею в виду взаимодействие между Ученым и Наблюдательным советами университета и нашими попечителями. Сейчас, на фоне формирования новой программы развития «Приоритет-2030», у нас появится возможность перезапустить эти процессы, сделать их более слаженными, работать с новыми попечителями, искать новые точки контакта с разными заинтересованными группами.
Ряд крупных проектов предстоит реализовать в рамках концепции «четыре кампуса — один университет». Мы уже запустили проект электронного документооборота, это был первый крупный проект в рамках нашей цифровой трансформации. Теперь нам предстоит большая работа, связанная с интеграцией всех кампусов ВШЭ в систему электронного документооборота. Сейчас они интегрированы лишь частично.
Необходимо упорядочить оргструктуру и ее тоже интегрировать в цифровое решение, а также интегрировать представителей наших кампусов в работу коллегиальных органов. В целом концепция «четыре кампуса — один университет» — это определенная перепрошивка корпоративной культуры, где мы все понимаем, что мы равные партнеры, мы имеем равные права, но и меру своей ответственности осознаем как равные партнеры. Это все довольно сложные процессы, требующие внимательного отношения ко всем параметрам, и мы уже вплотную к ним приблизились.
— Наступивший год — юбилейный для Вышки. Очевидно, вы имеете пул задач, с этим связанных?
2022 год будет очень интересным для университета, потому что, помимо 30-летия Вышки, одновременно исполняется 25 лет питерскому кампусу, 60 лет — МИЭМ и 10 лет, как он вошел в НИУ ВШЭ, 20 лет факультету мировой экономики и мировой политики, 25 лет исполняется МИЭФ. Но юбилей университета, конечно, будет ключевым событием года для нас! Это время для анализа достижений и поиска эффективных решений новых амбициозных задач.
Фото: Даниил Прокофьев