Ситуационный центр, созданный администрацией университета по инициативе Студенческого совета, работает уже больше месяца. Центр показал высокую эффективность в решении проблем студентов и сотрудников Вышки, нуждающихся в поддержке в связи с последними мировыми событиями. Оказание психологической помощи, обеспечение непрерывности обучения, финансовые вопросы — с такими запросами работают волонтеры и сотрудники центра. О том, как организована эта работа и что она дает вышкинцам, рассказывают руководители Ситуационного центра.
Самое позитивное в этом деле — то, как быстро и четко удалось все реализовать. Впервые мы озвучили идею создания Ситуационного центра вечером 24 февраля, а уже 25-го он начал работу. Мы действовали достаточно слаженно: быстро договорились с администрацией университета о его создании, выделили помещение, а из Студсовета в Ситуационный центр делегировали людей, имеющих опыт работы по конкретным вопросам: иностранные студенты, общежития, психологическая помощь и т.д. Начали работу с обращениями студентов и обзвон. Но обзванивали, конечно, не всех подряд (50 тысяч студентов прозвонить невозможно), а конкретные группы (в первую очередь иностранных студентов). Наши звонки достаточно точно попадали в цель: часть студентов не могут добраться до университета и не знают, что делать, часть пострадали финансово, многие испытывают психологические трудности. И из этого понимания проблем родилось очень много важных инициатив, которые нашли отклик у администрации и были реализованы: единовременная помощь студентам из ДНР и ЛНР, «подвешенные» обеды, усиление ЦПК, допсихологическая помощь. Для себя мы поняли, что эта институция, созданная для экстренного реагирования, на самом деле очень жизнеспособна и важна. Сейчас мы видим, что количество обращений снижается, и мы думаем, что в перспективе Ситуационный центр может быть преобразован из формата штаба экстренного реагирования в более спокойный формат работы, при котором члены Студсовета могут работать со студенческими запросами системно и в индивидуальном режиме.
Ситуационный центр стал отличным решением для всех: одни студенты испытывали желание помогать, другим нужна была помощь. В результате все сложилось очень быстро: было делегировано 9 представителей Студсовета и 9 представителей администрации, очень быстро появились волонтеры — всего у нас поработало 72 человека. Работа велась круглосуточно, в результате за месяц сделано более 500 звонков, обработано около 700 заявок. Но суть даже не в цифрах, а в том, что эта деятельность оказалась реально полезной. Удалось выявить и частично решить очень важные проблемы: финансовая помощь нуждающимся, перевод из зарубежных университетов, перевод на другие формы обучения, психологическая помощь. И все, кто в это вовлечен, чувствуют, что делают что-то очень важное.
В Студсовете я занимал должность уполномоченного по правам студентов. Соответственно, в Ситуационном центре я тоже преимущественно занялся решением проблемных вопросов — главным образом они связаны с ситуациями, когда студенты не могут в моменте времени продолжать очное обучение. В ходе обзвонов стало ясно, что ситуация эта довольно массовая, и мы вместе с администрацией выработали общий подход к решению вопроса: студентам последнего курса разрешают перевестись на дистанционное обучение, более ранние курсы могут взять академ. Когда удалось поставить работу с обращениями на поток, появилась возможность решать проблемы с обучением на локальном уровне факультетов, через заместителей деканов. Конечно, часть проблем по-прежнему необходимо решать в индивидуальном порядке, поскольку ситуации бывают очень разные. Но я вижу, что эффективность решений сейчас на порядок выше, чем до создания центра. И это заслуга и студентов, которые вышли с этой инициативой, и администрации университета, которая инициативу поддержала и тоже решает возникающие вопросы в режиме 24/7 и очень быстро, как того требует ситуация. Этот полезный опыт мы готовы перенимать для совершенствования студенческого самоуправления.
Я возглавляю в Студсовете группу по психологическому благополучию студентов и в Ситуационном центре возглавила это же направление. Направление очень большое. Не могу точно озвучить пропорции, но определенно бо́льшая часть запросов, которые мы получаем по почте и в ходе обзвона, — это запросы на психологическую помощь. Иногда студенты даже не сразу формулируют эту проблему. Допустим, они звонят в центр с просьбой о переводе на академ, а волонтеры по голосу понимают, что человеку плохо, и обсуждают психологическую помощь тоже.
Нам удалось реализовать несколько проектов в этом направлении, вполне, на мой взгляд, успешных. Во-первых, мы выступили с инициативой усилить ЦПК — например, открыть еще один кабинет в «Дубках». Во-вторых, это проект допсихологической помощи. В рамках проекта студенты, не являющиеся квалифицированными психологами, после соответствующей подготовки будут оказывать помощь во время обзвонов. Когда мы создавали этот проект, мы знакомились с опытом других вузов, встречались с представителями МФТИ, где такой проект уже был реализован. ЦПК помог нам отобрать волонтеров и провел их обучение.