Евгения Ним — социолог, Екатерина Лапина-Кратасюк — культуролог, Наталья Верещагина — философ, но их объединяет неожиданное для гуманитариев увлечение — космос.
Вдохновленные этим интересом, несколько сотрудников ФКМД в 2017 году создали научно-исследовательскую группу для изучения космического в культурном измерении. Популяризация космической науки, исследование медийных образов космоса, поиск новых подходов к осмыслению астрокультуры продолжились в проекте «Космос в медиакультуре: практики воображения и репрезентации». В прошлом году участницы проекта стали победительницами конкурса научно-популярных работ на русском языке по направлению «Медиа». «Вышка для своих» спросила создателей этого проекта, что исследуют гуманитарии в космосе и зачем это нужно.
Доцент Департамента медиа
Космос был мне интересен всегда — как философский, филологический, художественный концепт. Но также и как образ будущего, соединяющий в себе гуманитарное и естественно-научное. Вся история этого моего увлечения — история изживания «комплекса самозванца». Всегда казалось, что для того, чтобы заниматься космосом, нужно знать слишком много, а не будучи астрофизиком или инженером-ракетостроителем, лучше к космосу и не подступаться. Но в какой-то момент стало понятно, что гуманитарное знание соединяет многочисленные космические открытия воедино: мы изучаем то, что связано со смыслами, с антропологическими и когнитивными аспектами земного и внеземного.
У нас нетривиальная задача: мы не просто занимаемся популяризацией, но налаживаем диалог между представителями естественных и технических наук и гуманитариями. Мы и сами исследователи, поэтому крайне бережно относимся к формулировкам, чтобы ученые, которых мы привлекаем к сотрудничеству, понимали, что имеют дело не с дилетантами. И мы всегда встречаем со стороны ученых понимание и доброжелательное отношение.
Какие формы научной популяризации самые эффективные? Нам нравится идея трансмедийного просвещения, когда популяризация не отделяет себя от развлечения и науки и краудсорсинга, когда проект существует на нескольких платформах, с разной степенью сложности говорящих об одной теме. В этом смысле беспроигрышный вариант — «твердая» научная фантастика, например «Интерстеллар». Физик-теоретик и астроном Кип Торн придумал научно-фантастический фильм, который рассказывал бы про космос увлекательно, но так, чтобы ни один ученый не поморщился. Кроме фильма, который стал хитом, вышла его научно-популярная книга «Интерстеллар. Наука за кадром», растолковывающая сложнейшие концепции, положенные в основу сценария, появились визуальные инсталляции и многое другое.
Руководитель проекта, доцент департамента медиа
Мы какое-то время занимались космической темой инициативно, а с 2020 года факультет поддержал нашу активность, выделив финансирование. У нас проект многоформатный, зонтичный, в нем есть три направления: исследовательское, просветительское и образовательное. Мы публикуем научные статьи, проводим ежегодную конференцию «Медиакосм» (совместно с давним партнером — Музеем космонавтики), снимаем ток-шоу и организуем публичные лекции, ведем одноименный курс «Космос в медиакультуре» для студентов бакалавриата. Даже виртуальный показ космической моды готовим в сотрудничестве со Школой дизайна! Это будет завораживающее зрелище. Сейчас вот конкурс студенческих работ запустили, причем не только для вышкинских студентов, но и для всех российских вузов. В общем, пытаемся подавать космос в разных упаковках, извлекать из этой темы разные смыслы.
Что интересно для нашей аудитории? Мы видим, что наиболее привлекательны идеи, связанные с мечтами о том, как можно одомашнить космос, расселиться в нем, построить колонии и космические города. Поэтому, наверное, из всех наших мероприятий самым популярным было ток-шоу с онлайн-участием мировой звезды — китайского писателя-фантаста Лю Цысиня и съемочной группы блокбастера «Блуждающая Земля». Для меня это один из самых значимых и «сложносочиненных» проектов нашей команды. Лю Цысинь знаменит своей трилогией «В память о прошлом Земли», где изображено отнюдь не мирное взаимодействие человечества с внеземными цивилизациями. И кстати, лекция известного астрофизика Александра Панова «Проблема SETI и научная фантастика: теория темного леса Лю Цысиня» тоже пользуется успехом на нашем YouTube-канале.
Менеджер департамента медиа
Внутри нашей группы есть определенная специализация, и сейчас мое направление — условно «антропология инопланетян», изучение границ человеческого и инопланетного. Например, последний мой доклад был посвящен границам антропологического в сериале «Звездный путь». Меня интересовали постгуманистические и трансгуманистические расширения человека, возникающие в результате его обращения к космосу, как эти расширения представлены во франшизе. А начинала я свой путь в проекте совсем с другого нарратива. Это была такая большая архивная работа, связанная с изучением мифотворчества вокруг приземления космонавта Алексея Леонова в Пермском крае. История про то, как люди выжили в открытом космосе, но чуть не погибли конкретно вот на этой земле… Очень много появилось попыток осмысления того, что произошло, именно в мифологическом ключе — например, в фильме «Время первых».
Проект дает возможность развивать нетривиальные идеи, узнавать новых людей, новые места. Недавно мы съездили в калужский музей космонавтики (ГМИК), начали сотрудничество с ним. Провели там круглый стол «Космические миссии, постлюди и инопланетные миры: медийные репрезентации», были рады теплому приему, заинтересованной аудитории. Такое расширение горизонтов проекта — тематических, географических и человеческих — очень важно. И конечно, мы хотим это продолжать.