Проректор Елена Одоевская вскоре после своего назначения рассказывала «Вышке для своих» о планах цифровой трансформации университета. Несмотря на все сложности, которые таил в себе этот процесс, он в значительной степени завершен. Об этом мы поговорили с курирующим данный блок проректором.
— В своем октябрьском интервью «Вышке для своих» вы рассказывали о планах по цифровой трансформации университета. Что из этих планов удалось реализовать, что еще предстоит?
— В целом мы сделали все, что планировали. Состоялся запуск Smart LMS, с 1 января эта система стала нашей основной образовательной артерией. Мы также запустили наш большой комплексный проект с новыми цифровыми решениями для бэк-офиса: бухгалтерский, финансовый учет, закупки, кадры. Это очень важный процесс, фундамент, на котором стоит весь университет, и то, что запуск прошел успешно, хоть и не без сложностей, и в нужный срок, — это для всех очень важно. Это большая заслуга всей команды проекта. Сейчас основная задача Цифрового блока — обеспечить бесперебойность университетских процессов и работоспособность всех информационных систем, которые есть во ВШЭ. И эта задача, конечно, требует корректировки части ранее утвержденных планов — главным образом в свете импортозамещения в IT. Мы крайне ответственно подходим к работе в этом направлении, от нас зависят больше 50 тысяч студентов и 10 тысяч сотрудников во всех кампусах, мы несем ответственность за сохранение высокого качества образовательного процесса, который всегда был, есть и будет в Вышке, за обеспечение сохранности всех данных наших пользователей. В этой связи запустили дополнительные процессы по усилению мер безопасности.
— Какие процессы уже начаты и какие будут запущены в этой связи?
Большая работа в направлении информационной безопасности была проделана еще в 2020 году, когда мы утвердили соответствующую политику университета. В марте этого года мы выпустили приказ об усилении мер информационной безопасности, он доступен на портале Вышки и с ним может ознакомиться каждый. Все эти усилия направлены на то, чтобы IT-инфраструктура университета была надежно защищена и работала.
А к тому, чтобы уделить дополнительное внимание этой теме, нас подвигли, конечно, текущие события. Сейчас мы столкнулись с ситуацией, когда одни западные компании полностью прекратили сотрудничество с российскими партнерами, другие отказались от работы с новыми клиентами, но сохраняют обязательства перед старыми. Мы для себя приняли решение ускорить, насколько нам позволяют ресурсы, процесс импортозамещения: мы не можем себе позволить продолжать сотрудничество с партнерами, которые меняют решения в таком непредсказуемом режиме.
Основное изменение — это переход с сервисов Microsoft на «Яндекс-360». Переезд серверов — преемников экосистемы Microsoft мы осуществляем последние пару месяцев. Нам активно помогают наши студенты. Например, прежде чем дать старт процессу миграции студенческих почт и хранилищ на«Яндекс-360», Комитет по цифровизации Вышки несколько недель активно тестировал ресурсы «Яндекс-360», помогая адаптировать продукт под себя, создавая соответствующие пользовательские инструкции. Переход осуществляется в штатном режиме. Проблемы местами возникают, но мы вместе с «Яндексом» их решаем.
— А что будет происходить с персональными данными сотрудников и студентов? Будут ли тут какие-то существенные изменения?
Изменения в отношении персональных данных сотрудников будут происходить в направлении усиления безопасности. Касаться эти изменения будут главным образом портала Вышки. Это лицо университета, и нам важно, с одной стороны, чтобы информации на портале было достаточно и она была бы качественная, с другой — чтобы не страдала безопасность данных о сотрудниках. Мы уже начали менять подходы к стандартизации наполнения персональных страниц сотрудников Вышки. Работая над этими изменениями, мы продолжаем работу с регуляторами, в частности уделяем большое внимание ссылкам на внешние источники на личных страницах (в каких случаях эти ссылки возможны, в каких — невозможны). И в этом направлении мы будем продолжать работать.
— Вышка — университет с прекрасно развитой IT-инфраструктурой и цифровыми навыками ППС и сотрудников в целом. Это как минимум доказала пандемия, когда весь университет резко перешел в онлайн. Расскажите о проекте цифровых ассистентов: как он развивается внутри университета, какие у него перспективы и востребован ли сейчас проект?
— Цифровые ассистенты — это проект очень успешный. Начавшись как решение утилитарной задачи, как ответ на вызов коронакризиса, сейчас сервис цифровых ассистентов уже стал отдельным сообществом, которое, безусловно, нужно развивать дальше.
Изначально цифровые ассистенты — это те, кто помогает использовать цифровые сервисы и решения, которые существуют во ВШЭ, люди, которые являются мостиком между Цифровым блоком и остальным университетом: студентами, преподавателями, сотрудниками. Их появление стало необходимым, поскольку появилась нужда в помощи при использовании новых инструментов в образовательном процессе: например, систем конференц-связи, облачных хранилищ, хранения данных и обеспечения безопасности этого хранения. Проект был запущен в московском кампусе, но в этом году распространился на и на санкт-петербургский кампус, и мы надеемся, что и два других кампуса тоже присоединятся к нему. В этом году мы провели очную встречу ассистентов Москвы и Петербурга, сделали для них мастер-класс на тему того, как быть устойчивым в меняющемся мире. Нам очень важно поддерживать наших ребят, потому что они фактически являются голосом цифровой трансформации. Наши ребята занимаются цифровым волонтерством, они участвуют в крупных мероприятиях EdTech, например EdCrunch. Мы сотрудничаем со многими фондами, например с фондом «Старость в радость»: ребята обучали подопечных фонда работать с цифровыми инструментами, рассказывали о цифровом мире.
Другие университеты тоже обращаются к нам с просьбами рассказать об этом проекте, и вот тут мы как раз решили действовать более масштабно. Мы подумали, что пришло время расширять нашу программу университетского партнерства. Цифровой блок является одним из участников этой программы: мы организуем стажировки для представителей других университетов по тематикам цифровой трансформации. И мы решили запустить программу университетского партнерства как раз по транслированию опыта организации такого проекта, как цифровые ассистенты. Это будет расширение нашей миссии, поэтому для других университетов это будет бесплатно. Я надеюсь, что совет программы поддержит эту инициативу и мы сможем уже с осени предложить ряду университетов пройти у нас с начала до конца обучение тому, как организовать эти группы, встретиться с цифровыми ассистентами, которые есть у нас, понять, как имплементировать их деятельность в свои процессы, а также создать единое сообщество цифровых ассистентов, которые фактически могут стать неким кадровым резервом цифровых блоков всей высшей школы в стране. Успешные примеры у нас в Вышке есть. Кроме того, таким образом мы помогаем ребятам овладеть цифровыми навыками, которые будут нужны в любой профессии.
— Университет привлекает к работе большое количество IT-специалистов и имеет статус IT-компании. Как обстоят дела с кадрами сейчас, какие специальности для вас наиболее востребованы и кто может работать в IT-блоке Вышки?
— Кадровый вопрос в IT всегда был непростым, но сейчас мы, конечно, ощущаем его как наиболее острый. Это не наша локальная проблема, а общая: правительство оценивает дефицит IT-специалистов в 1 миллион рабочих мест. Поэтому существует большое количество инициатив по развитию IT-компетенций у тех студентов, кто не учится на программах, связанных непосредственно с IT, и это неотъемлемая часть будущего рынка труда. ВШЭ в этом плане не исключение. Мы являемся аккредитованной IT-компанией, однако по требованиям, которые зафиксированы в подзаконных актах, мы не можем претендовать на ряд льгот, на которые может претендовать IT-компания, поскольку наш основной бизнес — это в первую очередь образование. Кадровые проблемы мы стремимся решать за счет того, что стараемся привлекать разработчиков в интересные проекты, которые в других местах для них недоступны. Академическая среда ценна тем, что айтишники здесь не обречены на то, чтобы монотонно писать код, но могут создавать комплексные новые проекты, создавать более эффективную среду для студентов и сотрудников университета. Еще одно наше преимущество на рынке труда — у нас у самих растут ценнейшие кадры. Поэтому с 11 июля Цифровой блок объявил о старте стажировки «Цифровой кадровый резерв». Начиная с 1 августа, на протяжении одного-двух месяцев (в разных треках по-разному), студенты, которые пройдут отбор, будут работать над очень интересными проектами, смогут полноценно окунуться в жизнь Цифрового блока под руководством профессиональных наставников, пройти дополнительное обучение по выбранному треку, погрузиться в наши корпоративные информационные системы. Сама стажировка оплачивается, а лучшие из ребят по результатам стажировки получат оффер на работу в команде Цифрового блока Вышки.
Вообще формирование студенческих команд — это хорошая традиция Вышки, и она безусловно успешна. Мы считаем очень важным фокусироваться на том, чтобы давать шанс ребятам, которые еще учатся, работать в реальных проектах и внутри самого университета. Я надеюсь, что у учащихся будет больше мотивации, потому что они будут развивать цифровые сервисы университета для себя самих. Такой успешный опыт с командой отдела мобильных приложений у нас уже есть, и поэтому буду рада рассказать о первых результатах стажировки через полгода, когда, я надеюсь, мы пополним штат сотрудников Цифрового блока нашими талантливыми студентами.