В начале августа были подведены итоги выборов лучших преподавателей. В московском кампусе по результатам студенческих оценок и конкурса НИРС лучшими были признаны 630 человек. «Вышка для своих» поговорила с теми, кто в этот раз завоевал победу после некоторого перерыва. Мы спросили у них, что они думают о своей победе, о сложностях этого года, а также о студентах и системе студенческих оценок преподавания.
То, что я стал лучшим преподавателем аж в двух номинациях — у студентов и у выпускников, — было полной неожиданностью. До 2016-го меня выбирали лучшим преподавателем практически каждый год, но затем у меня прибавилось административной работы, и вместе с почти полной переделкой курса это, видимо, снизило эффективность преподавательской деятельности.
Может быть, дело в том, что я несколько освоился с форматом. Основной курс по истории России новейшего времени на первом курсе бакалавриата «Политология» пришелся на первые два модуля (сентябрь — декабрь 2021 года), и это были еще ковидные времена. По прошлому году я уже понимал все плюсы и минусы онлайна, формат стал привычным. Другое дело — переход от преподавания первокурсникам к обучению учителей: я вел научно-исследовательский семинар на магистерской очно-заочной программе «Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе». Но тут помог опыт работы в предшествующие годы в качестве академического руководителя этой программы и проведения проектного семинара.
По поводу системы студенческих оценок. Как преподаватель старой школы, я, конечно, сторонник как можно меньшей формализации оценки. Но с учетом требований дня осознаю и необходимость более тонких настроек при расчете оценок. На сегодня, по-моему, сложился баланс этих двух подходов, и главное — не дойти до абсурда, пытаясь померить все, включая творческое начало.
Студенческие оценки этого года в принципе не очень сильно отличаются от оценок прошлых лет. Другое дело, что хороших преподавателей, которых студенты оценивают высоко, в Вышке много, и, кого они выберут в этот раз, загадывать невозможно. Но, честно говоря, для меня самая важная составляющая студенческой оценки преподавания — не сами оценки, а комментарии, которые их сопровождают. Читать их не всегда легко (помимо приятных, теплых и остроумных бывают и очень обидные, а иногда и вдвойне обидные тем, что справедливые). Ни к каким регалиям их не добавишь, но какие-то важные вещи про то, насколько ты в этот раз справился или не справился со своей работой, неожиданным образом понимаешь именно из анонимных комментариев. Даже странно, что когда-то у преподавателей не было возможности их посмотреть. По поводу организации процесса: хотелось бы более понятной презентации результатов (раньше была хотя бы разбивка, по лекциям или семинарам проголосовали за конкретного преподавателя на конкретной ОП).
Что касается преподавания, этот год стал однозначно самым тяжелым за все время моей преподавательской деятельности. Первая половина — пик пандемии коронавируса и утомительное чередование онлайн- и офлайн-занятий. На второе полугодие пришлись курсы по философии, этике, философии войны, которые изначально предполагали обращение к этой проблематике. Вряд ли можно научиться у Блаженного Августина, Ханны Арендт или Карла фон Клаузевица, как жить и правильно поступать, оказавшись посреди исторических событий. Но хотя бы напомнить себе через их тексты, что в самых тяжелых или трагичных обстоятельствах можно сохранять способность наблюдать, думать и рефлексировать, то есть в конечном счете оставаться собой, — такая возможность у нас, кажется, есть. Не мне судить, насколько удалось передать эту мысль через занятия (и нужна ли она была студентам), но если кому-то мои курсы этого года помогли в чем-то помимо освоения изложенного в учебной программе — мне повезло с профессией и местом работы.
Победа в номинации «Выбор выпускников» стала для меня неожиданной, но невероятно приятной новостью. Очень радостно и ценно осознавать, что вчерашние студенты, а сегодня молодые специалисты, начинающие свой путь по карьерной лестнице, помнят и так высоко оценивают мой вклад в их личностное, академическое и профессиональное развитие. Со многими мы до сих пор поддерживаем связь, горжусь их успехами и начинаниями и рада быть причастной!
Думаю, что комментарии от студентов (особенно положительные!:)) нужно делать неанонимными, поскольку очень важно, чтобы студенты Вышки, будущие топовые специалисты ведущих российских и зарубежных компаний, умели правильно и корректно как хвалить, так и критиковать.
В этом году смешение традиционного и дистанционного форматов обучения потребовало от преподавателей гибкости и скорости реагирования. В то же время это позволило всегда оставаться в тонусе, освоить новые инструменты и технологии преподавания, а также стимулировало меня пройти несколько курсов повышения квалификации, организованных НИУ ВШЭ, по работе в цифровой среде.
Я очень рада снова оказаться в числе ЛП — для меня это, как и отзывы студентов в СОП, важный показатель контакта с аудиторией, того, какой отклик находят у нее мои программы, достаточно ли прозрачна и объективна система оценивания. Этот год определенно выдался непростым в силу постоянно менявшихся ковидных ограничений и общей ситуации. Гибридный формат ведения занятий — это вызов для преподавателя, поскольку надо вовлечь в процесс студентов в аудитории, но также не забыть и тех, кто может присутствовать только онлайн. Но я очень рада была ощущать большую поддержку и понимание со стороны студентов: весь этот год со сложностями мы справлялись вместе.