Вышка — это не просто университет, но и компания с большими карьерными возможностями. Некоторые карьерные треки и перспективы часто могут быть незаметны извне. Мы начинаем публикацию серии материалов о том, как может сложиться профессиональное развитие в современном университете, какие возможности можно создать для себя в Вышке, и о том, как люди из разных сфер строят здесь свою карьеру. Первый материал серии — об айтишниках, которые нашли себя в том числе в преподавании.
Что значит быть айтишником? Выучиться на профильном факультете, а потом всю жизнь писать код или быть сисадмином? Сотрудники Вышки рассказывают на собственных примерах, что в этой профессии все может быть очень и очень по-разному.
Старший преподаватель департамента информатики (Санкт-Петербург)
Автор более 30 научных публикаций, занял призовые места в 15 крупных международных соревнованиях по машинному обучению; руководитель программ развития инструментов и технологий искусственного интеллекта, «Газпром нефть»
Я пришел в IT путем крайне извилистым. Учился я в матклассе знаменитой московской 57-й школы, откуда все обычно идут стройной толпой на мехмат или на ВМК. Единственная тройка у меня в аттестате — по информатике, о чем я, считающийся специалистом в IT-индустрии, сегодня с удовольствием рассказываю школьникам.
Почти все шли дальше в вуз в математику, а я к 11-му классу от чистой математики порядком устал. Плюс к этому в 11-м классе я прочитал «Игру в бисер» Германа Гессе. Мне кажется, автор писал именно про математику, этакую красоту ради красоты.
И я решил вместо мехмата пойти на факультет биоинженерии и биоинформатики: там было больше всего разнообразных предметов, были и классические ботаника с зоологией, и даже квантовая химия! Когда пришла пора курсовых работ, выяснилось, что очень не хватает информатиков в различных проектах, связанных с моделированием биологических процессов. Несмотря на тройку по информатике, с программированием у меня было довольно неплохо. Я стал делать проекты, связанные с моделированием динамики микротрубочек и всяких связанных с ними органелл.
В процессе учебы я познакомился с замечательным ученым Андреем Райгородским, который вел у нас комбинаторику, один из моих любимых предметов. Я вообще считаю, что большая часть моих успехов связана главным образом с моим довольно приличным пониманием теории вероятностей и комбинаторики. Райгородский работал в «Яндексе» и пригласил меня работать с ним. Он возглавил отдел теоретических и прикладных исследований, я же постепенно стал смещаться в сторону разработок, связанных с искусственным интеллектом.
Через 8 лет я встретил девушку, влюбился и переехал в Санкт-Петербург, чтобы жениться на ней. Из «Яндекса» я уволился. Переехал, не имея никаких рабочих планов, но они, конечно же, сразу образовались. И были связаны с компанией JetBrains. Когда я вел переговоры о работе, я впервые сформулировал, чего на самом деле хочу, а хотел я заниматься наукой, преподаванием, и при этом чтобы это все имело практический смысл. И в компании это прекрасно восприняли, поскольку у JetBrains на тот момент было плотное сотрудничество с Санкт-Петербургским Академическим университетом, а потом главным партнером стала Вышка. После ухода JetBrains из России я релоцироваться отказался, остался в Вышке и очень горжусь созданной нами магистерской программой, нашим факультетом, мы растем во всех смыслах.
Пару лет назад меня позвали заниматься искусственным интеллектом в «Газпром нефть». На самом деле вот этот вызов был для меня самым спорным. Я к тому времени уже много чего достиг в науке, имея отношение практически ко всему, что делается в области искусственного интеллекта в Санкт-Петербурге. Я получил премию Сегаловича; более того, трое питерских лауреатов этой премии являются моими учениками. Так что уходить в бизнес мне было совсем не с руки. Но я смог себя убедить, что иметь отношение к чему-то очень масштабному, с совсем иным уровнем ответственности, нежели в науке, — это тоже стоит попробовать в жизни. И вот пробую. Этим нужно заниматься: степень проникновения искусственного интеллекта в промышленность очень низкая, нет языка, на котором будут говорить разработчики и люди тяжелых индустрий, ничего пока нет. Так что работы много, нужно ее делать.
Декан факультета компьютерных наук
Компьютерные науки и информационные технологии за последние десятилетия сформировали совершенно замечательную и по-своему уникальную сферу человеческой деятельности.
Хочется найти стабильную работу в крупной IT-компании? Там ждут интересные задачи, сплоченный молодой коллектив, прекрасные карьерные перспективы и высокая зарплата уже на стартовых позициях. Тот факт, что человек работает в IT, отлично воспринимается обществом. Профессии здесь окружены уважением и даже романтикой: это люди, которые творят чудеса, и чудеса эти меняют к лучшему жизнь каждого из нас. Хочется создать свой бизнес, реализовать оригинальную идею в форме собственного стартапа? Информационные технологии подходят для этого как нельзя лучше, и сейчас есть много возможностей получить поддержку для своего проекта на всех этапах. Хочется заниматься фундаментальной наукой, проводить исследования и публиковаться на ведущих конференциях? Computer Science молода, и здесь можно за относительно небольшое время по сравнению со “старыми” науками выйти на передний край и делать по-настоящему прорывные открытия. При этом развитие компьютерных наук происходит не только в традиционных академических рамках: к передовым исследованиям проявляют активный интерес и коммерческие компании, и государственные корпорации, и общество в целом. Есть желание преподавать? Преподаватели в сфере IT очень нужны, их не хватает, и хороший преподаватель обязательно будет обеспечен мотивированными и благодарными слушателями. Хочется сменить сферу деятельности, попробовать себя в другом направлении? И здесь у вас почти нет шансов работать не по специальности: ваши знания и навыки будут востребованы и полезны практически в любой области.
Приятно видеть, что перед студентами и выпускниками факультета компьютерных наук открывается такое многообразие возможностей, и я уверен, что наши молодые коллеги воспользуются этими возможностями с максимальной пользой и отдачей для себя и окружающих.
Старший преподаватель факультета компьютерных наук
В сферу IT я пришла, когда поступила в Вышку на «Программную инженерию». До этого я училась в физико-математическом классе, и мне это направление казалось перспективным и интересным.
Когда я приступила к учебе в Вышке, IT-направление еще не было настолько популярным, и свою будущую работу я представляла таким образом: я буду просто каждый день своей жизни писать код. Но эта область менялась буквально на глазах (и продолжает меняться). Я начала как разработчик, но, кроме написания кода, в мои обязанности уже входило выявление задач из требований бизнеса: их придумывание, декомпозирование и реализация. В итоге мое рабочее время состояло из 60% общения и 40% непосредственно разработки.
Уже на первом курсе мой будущий научный руководитель предложил стать его учебным ассистентом. Часто мне приходилось на консультациях объяснять студентам какие-то задачи, давать пояснения, составлять обучающие материалы. Мне очень нравилось, поэтому после бакалавриата моим вторым треком осталось преподавание. На самом деле я не считаю это работой, скорее хобби. Сейчас я преподаю языки программирования, такие как С#, С++, Python, а еще курсы, связанные с алгоритмами и структурами данных.
Мне нравится, что я и сама учусь у студентов. Мне не нужно бояться, что я не смогу ответить на какой-то вопрос, заданный в аудитории, поскольку в IT-мире это абсолютно нормально: то, что было актуально вчера, может сегодня уже не использоваться. Но я все время учусь, развиваю свои навыки, и это необходимо каждому, кто работает в индустрии. Мы даем базовые знания, понимание того, как и что работает, но объясняем, что через пару лет эти технологии могут уже устареть.
Для меня как преподавателя ценно, что студенты сами обращаются ко мне за помощью, видят во мне наставника, который готов подсказать и объяснить. Я очень горжусь своими ребятами, которые ездят на конференции, выпускают научные статьи, устраиваются на стажировки, а потом приходят работать в крупные IT-компании.
На мой взгляд, для разработчика важны не только hard, но и soft skills. Сейчас почти не существует таких позиций, где нет взаимодействия с людьми. Поэтому стоит уделить внимание умению коммуницировать, работать в команде, решать конфликтные ситуации и так далее. Разработка давно уже не ограничивается технической частью, здесь, как и во многих других областях, важны люди.
Академический руководитель образовательной программы «Прикладная математика и информатика»
Программированием я увлекся еще в школе, участвовал в различных олимпиадах, а в 11-м классе получил диплом призера Всероссийской олимпиады школьников по информатике и поступил в МГУ на факультет вычислительной математики и кибернетики. К пятому курсу у меня были и научные публикации, и большое желание работать в IT-индустрии. На тот момент мне показалось, что работать в компаниях интереснее.
Еще в университете меня вдохновляли харизматичные преподаватели, которые не просто учебник пересказывали, а делились своим опытом, рассказывали о по-настоящему интересных вещах. Я переживал из-за своего косноязычия, хотелось так же здорово объяснять и структурировать материал, как и те преподаватели, на которых я равнялся. Ближе к концу учебы я уже помогал преподавателям: проверял домашние задания, помогал принимать экзамены. А по окончании университета меня позвали вести семинары по машинному обучению. Таким образом, помимо основной работы, у меня почти сразу возник преподавательский трек. Сейчас есть тенденция: очень многие выпускники сразу после учебы не только идут в большие компании, но еще и преподают. Мне кажется, это реализуется потребность в менторстве, общении и обмене опытом, которых не хватает в работе разработчиков.
В какой-то момент передо мной возникла дилемма: работа в крупной компании или преподавание, было понятно, что на двух стульях уже невозможно усидеть. Если честно, я недолго думал, потому что убежден, что академическая работа куда более интересна и важна для меня. У меня уже был опыт запуска первой онлайн-магистратуры, набора талантливых олимпиадников в наш бакалавриат, преподавания новых курсов, выстраивания образовательных модулей. И это все я делал, будучи лишь совместителем в Вышке! То есть простор для работы и дальнейшего развития был, и еще какой.
Сейчас для меня преподавание — основная деятельность, то, чем я горжусь. Меня очень вдохновляет общение со студентами, да и в целом немало времени уходит на разговоры по душам. Ко мне приходят ребята и советуются, как им быть с учебой, в каком направлении двигаться, спрашивают о возможных карьерных треках. Хочется думать, что мой интерес передается им, что это помогает найти свое призвание. Я радуюсь любым успехам наших студентов и выпускников, но, когда они приходят за советом, я стараюсь донести одну мысль. Мы на ФКН даем мощную базу и очень современные навыки, поэтому не круто, когда студенты тратят свой потенциал и идут работать над чем-то неважным — условно говоря, документы перекладывать или делать деньги из воздуха. На сегодняшний день существует столько возможностей, что мне кажется странным их упускать, не браться за по-настоящему сложные задачи и вообще никак не развиваться. Я стараюсь призывать своих студентов ответственно использовать полученные знания — скажем, пойти в медицину и вывести ее на новый уровень, облегчить работу врачам и спасать жизни с помощью своих разработок.
Заведующий Международной лабораторией стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных
До выпускных классов у меня не было представления о том, чем я хочу заниматься. Были мысли о медицине, международных отношениях. А в 10-м классе я оказался в математической школе, где, благодаря моему учителю математики, принял решение поступать в МГУ на факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК).
Во время учебы интерес к математике только укреплялся. Я много читал о жизни известных ученых — Л. Понтрягине, А. Колмогорове, Г. Вейле, Н. Винере, Дж. Нэше, — общался с профессорами и академиками и уже на втором курсе задумался о поступлении в аспирантуру. Но в тот момент реальность внесла свои коррективы: престиж профессии ученого был невысок, и бытовало мнение о невозможности «прокормить семью», работая в науке.
Тогда же я узнал про Джеймса Саймонса, который получил выдающиеся результаты в математике, а потом создал очень известный хедж-фонд Renaissance Technologies. Его пример меня очень восхищал. Кстати, спустя несколько лет я подался и смог получить стипендию фонда его имени. В общем, тогда я выбрал путь углубиться в финансовую математику и устроился в финансовый сектор. Мне казалось, что работа количественным аналитиком (quantitative analyst) в банке позволит совместить интерес к науке и возможность неплохо зарабатывать.
Тем не менее в аспирантуру я тоже пошел. Именно там произошли поворотные для карьеры и жизни в целом события. В 2011 году мой научный руководитель Владимир Ульянов помог организовать мне научную стажировку в Билефельдский университет в Германии, где я познакомился с выдающимся немецким математиком Ф. Гетце (позже — президентом Немецкого математического общества) и моим будущим соавтором Александром Тихомировым. Мы начали вместе работать над задачами теории случайных матриц — одной из самых активных тем исследований в теории вероятностей в то время. Результатом стажировки стала моя первая серьезная научная публикация — об эллиптическом законе для спектра случайных матриц. Позже вместе с Фридрихом Гетце и Александром Тихомировым мы написали обобщение этого результата, но опубликовать не успели: нас буквально на несколько дней опередила группа ученых из Йельского университета в США. В тот момент я впервые понял, что заниматься наукой в дополнение к чему-либо невозможно, если ты хочешь быть частью мирового сообщества и конкурировать с ним.
В 2013 году я защитил диссертацию (PhD — в Германии, кандидатскую — в России) и принял решение уйти из бизнеса. Моим основным местом работы стал МГУ, кафедра математической статистики ВМК. Это был интересный период: в одночасье зарплата сократилась на 90%, и надо было реализовывать предпринимательский талант. В течение года я получил два гранта (РФФИ и президента РФ) на исследования по теории случайных матриц и стал ездить с короткими визитами в разные университеты мира.
Моя жизнь сделала очередной поворот после знакомства с профессором Владимиром Спокойным в Институте Вейерштрасса в Берлине. Он открыл для меня новые приложения моих исследований и сделал предложение перейти работать в ИППИ РАН и Сколтех, от которого я не смог отказаться. Уход из МГУ, в котором прошли 11 лет моей жизни, был для меня тяжелым решением, но я чувствовал — пора делать следующий шаг.
За первые годы работы удалось сформировать свой небольшой коллектив, запустить научный семинар по структурному обучению, к которому присоединилось много сильной молодежи из МФТИ, Сколтеха, ВШЭ, МГУ, и прийти к пониманию, что необходимо создать и институционализировать свое научное направление. В этот момент я узнал, что на ФКН ВШЭ открыта tenure-track-позиция профессора и объявлен конкурс на создание международных лабораторий. Так и родилась наша лаборатория, научным руководителем которой стал французский академик, профессор École Polytechnique, Эрик Мулине.
В следующем году лаборатория отпразднует свой пятилетний юбилей. Мне искренне кажется, что нам есть чем гордиться. Сейчас в нашем коллективе более 50 сотрудников, из которых большая часть — талантливые молодые ученые. Ежегодно нам удается публиковать порядка 20 научных работ в ведущих зарубежных журналах и конференциях. Например, в 2022 году одна из статей была принята с длинным докладом (long presentation) на ведущую конференцию по машинному обучению ICML. Такую возможность получают только 2% коллективов, чьи работы были приняты к публикации. Мы активно интегрированы в жизнь университета: являемся одним из ключевых исполнителей проектов Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ, участвуем в качестве соисполнителя в мегагранте РНФ, реализуем ряд индустриальных проектов, организуем научные конференции и школы для студентов. В ближайшее время состоится серия защит кандидатских диссертаций сотрудников, которые пришли в лабораторию в самом начале ее становления. Для нас это большое событие и гордость. Сам я планирую защитить докторскую диссертацию в сентябре этого года.
Если бы меня сейчас спросили, хотел бы я изменить что-то в своем пути, думаю, я дал бы отрицательный ответ. Безусловно, выбирая карьерный путь в науке, не стоит ожидать быстрых результатов. Порой приходится преодолевать творческий кризис, неудачи в публикациях и заявках на гранты, различные управленческие трудности. Но тем не менее наука дает возможность развиваться постоянно, чувствовать свою причастность к решению прорывных задач и, что главное, ощущать себя творчески свободным.
Директор по персоналу НИУ ВШЭ
Вышка предоставляет возможности IT-специалистам совмещать свою основную деятельность с преподаванием. Для многих преподавание стало потребностью, неким дополнительным способом профессионального роста и самореализации — это возможность поделиться своими знаниями и практическими наработками, пообщаться с достаточно продвинутой и интересной вышкинской студенческой аудиторией, а также присмотреть (и даже, возможно, вырастить!) потенциальных молодых сотрудников из числа студентов. Наши студенты очень ценят своих преподавателей, и это мы видим по их комментариям, когда проходит студенческая оценка преподавания:
— Огонь. Один из самых понятных лекторов за все время.
— Очень понравилась манера преподавания, все аккуратно и математически строго. Просто замечательный лектор, всегда интересные пары, всегда идет навстречу студентам, оперативно отвечает на все вопросы в телеграме и просто очень классный!
— ВСЕ НРАВИТСЯ, АБСОЛЮТНО ВСЕ.
— На семинарах и тему разберем, и задачи, и сами успевали порешать. Золотой семинарист!
Важно, чтобы студенты всех специальностей, включая гуманитарные, достигли уровня цифровых компетенций, достаточного для успешной работы с данными в современных компаниях. Дисциплины, связанные с программированием, активно внедряются в Вышке практически во все образовательные программы — не только на ФКН, в МИЭМ и на других специализированных факультетах, но даже на некоторых гуманитарных направлениях, поэтому вариантов применения своих практических знаний в учебно-образовательном процессе предостаточно.