Вышка — это университет с развитой системой органов студенческого самоуправления и представительства. В университете на постоянной основе работают Студенческий совет и уполномоченный по правам студентов, а с 2022 года еще и студенческий Ситуационный центр. «Вышка для своих» в преддверии выборов поговорила со студенческими лидерами и проректором Дмитрием Земцовым о традициях самоуправления, а также обсудила новую, созданную за последний год модель партнерства студентов и администрации.
Студсовет — это самый крупный орган студенческого самоуправления в университете. Прямые выборы в Студсовет проходят ежегодно, для их организации формируется избирательная комиссия. В этом году ее формирование завершилось 1 ноября, а значит, скоро будет дан старт предвыборной кампании. Традиционно явка на выборы составляет в среднем около 30%, однако на некоторых факультетах достигает 100%. Студенческий совет представляет интересы и озвучивает мнение студентов, а также формирует исполнительный офис, включающий комитеты по всем важным вопросам студенческой жизни — от качества образовательного процесса до оказания материальной помощи и комфорта в общежитиях.
Дмитрий Земцов, проректор НИУ ВШЭ: «В Вышке сложилась не вполне обычная для российских университетов ситуация, когда Студенческий совет пользуется реальным авторитетом у студенчества, представляет позицию основной массы студентов. Во многом это связано с тем, что система студсоветов очень разветвленная: существуют локальные студсоветы отдельных факультетов, общежитий, система студсоветов работает во всех кампусах. Кроме того, студсоветы избираются ежегодно самими студентами на весьма популярных выборах, и это придает им дополнительный авторитет. Такая модель самоуправления позволяет администрации лучше слышать голос студентов, привносит в управленческие практики человекоориентированность».
Нина Кулюлина, директор исполнительного офиса Студенческого совета: «Я занимаюсь координацией работы по сбору болевых точек студентов по разным направлениям, а затем мы перерабатываем их в конкретные управленческие решения, которые могут быть рассмотрены и приняты университетом. Помимо этого, я координирую деятельность Студсовета по восьми проектным направлениям»
Уже семь лет в Вышке работает экспериментальная модель правового сопровождения студентов. Ее ведет выборный уполномоченный по правам студентов — студенческий омбудсмен. Он представляет студентов в коллегиальных органах (комиссии по разрешению споров, дисциплинарной комиссии), занимается медиацией конфликтов, правовым просвещением. В 2015 году Вышка стала первым университетом в России, где прошли прямые всеобщие выборы студенческого омбудсмена.
Данила Морозов, действующий омбудсмен Вышки: «Моя задача — разрешать конфликтные ситуации, всевозможного рода споры, заниматься медиацией конфликтов. Например, в последнее время мне часто приходится разрешать конфликты между студентами. Также в отдельных случаях я представляю студентов перед администрацией, выполняю роль своеобразного адвоката. Я по должности включен в две важнейшие университетские комиссии (дисциплинарную и по урегулированию споров), для одной из которых я готовлю заключения с анализом фактов и обстоятельств каждого происшествия, вторая же сформирована на паритетной основе представительства студентов и администрации. Обобщенно моя роль — разбирать частные кейсы студентов и помогать тогда, когда больше им некому помочь».
Дмитрий Земцов: «Институт омбудсмена — крайне полезная структура, во многих точечных случаях помогает войти в положение конкретного человека и избежать несправедливостей, которые могли бы произойти из-за недопонимания. Данила и его команда работают очень тщательно, погружаются в каждую сложную ситуацию, помогают установить их правовое и этическое содержание».
С ноября 2021 года в университете принят курс на создание партнерской модели студенческого управления. Ее суть в том, чтобы во всех вопросах, когда это возможно, приглашать профильные комитеты Студенческого совета к выработке управленческих решений, влияющих на жизнь студентов.
С декабря 2021 года в Вышке действует проектный комитет по общежитиям. Основная цель создания проектного комитета — наладить более тесную связь со студентами, чтобы финансовые решения были понятны не только администрации, но и учащимся. Комитет занимается распределением средств на ремонт и обновление общежитий. В этом вопросе позиция студентов очень важна, она помогает правильно расставить приоритеты. В проектный комитет на паритетной основе вошли сотрудники администрации и студенты, и уже в 2022 году в комитет поступили большие средства — 54 млн рублей, которые по итогам работы комитета были направлены на масштабные и системные обновления в общежитиях.
Также в ноябре 2021 года была сформирована рабочая группа по психологическому благополучию.Студсовет поставил перед собой задачу повысить качество оказания психологической помощи в Вышке, однако вскоре стало понятно, что эта задача должна решаться более комплексно и системно, начиная с формирования культуры психологического здоровья. Идея была поддержана администрацией, и в рабочую группу также вошли сотрудники университета. Благодаря объединению усилий и сотрудничеству рабочая группа смогла расширить штат психологов, запустить систему волонтеров допсихологической помощи, а также поднять вопрос доступности психиатрической помощи для студентов на уровне Министерства науки и высшего образования.
Дмитрий Земцов: «Когда нам удается через представительные органы включить студентов в принятие решений, влияющих на их жизнь, эти решения становятся более качественными. Органы студенческого самоуправления — это своеобразная нервная система университета, нервные окончания, которые передают сигналы.
В общежитиях представители соответствующего проектного комитета организовали с ребятами обсуждение их реальных нужд. Это позволило нам быть уверенными, что принятые решения действительно сделают жизнь студентов лучше.
Мы, конечно, должны расширять партнерскую модель работы, но уже сейчас видно, что нам со студенческим самоуправлением удалось создать эффективно работающий механизм обратной связи, встроенный в систему принятия решений. Очень удобный кибернетический инструмент. Именно эту модель, кстати, мы использовали и при создании Ситуационного центра».
24 февраля ряд студентов Вышки оказались в трудной ситуации: некоторые из них — в зоне проведения специальной военной операции, другие — на программах академической мобильности за рубежом; у одних пропала возможность получать денежные переводы от родителей, у других возникли трудности с оплатой обучения и проживания в общежитии. В Студенческий совет стало поступать множество нетипичных вопросов от студентов, и в этот же день Студсовет инициативно создал Ситуационный центр для помощи каждому обратившемуся. На следующий день, 25 февраля, ректор поддержал инициативу и утвердил приказ о создании рабочей группы ректората в поддержку работы Ситуационного центра. Центр продолжает работать и сейчас: последний месяц он решает вопросы, связанные с частичной мобилизацией и помощью семьям мобилизованных. За время работы Ситуационный центр помог более чем 1000 студентов и сотрудников, а также стал модельным для других университетов.
Нина Кулюлина: «Самое позитивное в этом деле — то, как быстро и четко удалось все реализовать. Впервые мы озвучили идею создания Ситуационного центра вечером 24 февраля, а уже 25-го он начал работу. Мы действовали достаточно слаженно: быстро договорились с администрацией университета о его создании, выделили помещение, а из Студсовета в Ситуационный центр делегировали людей, имеющих опыт работы по конкретным вопросам: иностранные студенты, общежития, психологическая помощь и прочее. Я совсем иначе взглянула и на свою роль в Студсовете, и на многие внутренние/структурные вопросы, и на коммуникацию с администрацией, да и на всю систему в целом. За все время в Студсовете я никогда не ощущала так сильно, что занимаюсь чем-то настолько важным и полезным, никогда не чувствовала такую потребность студентов в существовании структуры. Мне кажется, что это просто беспрецедентный опыт для каждого из нас, и я безумно благодарна всем тем, с кем мы работали практически круглосуточно и принудительно отправляли друг друга спать».
Данила Морозов: «В течение первых трех месяцев мы круглосуточно оказывали помощь нуждающимся студентам, дежурили ночами на горячей линии, отвечали на сотни писем, обзванивали студентов, в экстренном режиме выстраивали процессы помощи и придумывали решения для каждого кейса».
Центр возобновил работу с момента объявления частичной мобилизации. Координаторы и волонтеры отвечают на обращения не только студентов, но и сотрудников университета. Совместно с Ситуационным центром создан штаб помощи семьям мобилизованных.
Дмитрий Земцов: «Чем важен Ситуационный центр? В первую очередь тем, что людям в нем не все равно. Каждый случай для них уникален, потому что приходит человек, ему тяжело, ему нужна помощь. Студенты-волонтеры, которые работают в Ситуационном центре, умеют понять чувства конкретного человека и предложить самое человечное решение. Если бы не Ситуационный центр, нашему очень большому вышкинскому сообществу было бы сложнее проходить через кризисы последнего полугодия. Взаимное доверие между членами студенческого самоуправления и ректоратом, которое в Вышке исторически очень высокое и которое нам удается сейчас укреплять, позволило нам установить принцип: каждая проблема человека должна быть быстро понята, правильно сформулирована и гуманно решена.
Мы будем расширять количество проектных комитетов по тематикам работы исполнительного офиса. Я считаю, что по всем направлениям работы Студсовета должна сложиться такая же система совместной работы с администрацией, с таким же уровнем доверия, как сейчас у Ситуационного центра. Если это получится, то в структуре университета принцип человекоориентированности преобразуется в устойчивый институт».
Фото: Даниил Прокофьев