11 ноября в России отмечают День экономиста. К этому празднику «Вышка для своих» подготовила очередной выпуск проекта о профессиональных возможностях внутри университета. Здесь мы собрали истории вышкинцев, повествующие о том, какими разными и подчас неожиданными могут быть карьерные траектории экономистов.
Так получилось, что я несколько раз менял траектории своего академического развития. И усвоил вещь весьма банальную, но важную: главное — не сделать какой-то «правильный» выбор, а делать то, что тебе действительно интересно. И если глаза горят, то вокруг оказываются люди, которым интересно то же самое, и вместе вы делаете хорошую работу.
По первому образованию я математик. Учился в московском лицее «Вторая школа», из которого поступил на мехмат МГУ. Но мое школьное увлечение математикой несколько трансформировалось на мехмате: оказалось, что математика очень разная и, например, есть такие виды математики, которые не про абстрактные формулы и конструкции, а про конкретные практические вещи. Например, есть задача определения траектории полета мяча или задача поиска оптимальной остановки. Хотя я занимался фундаментальной математикой, к концу обучения мне захотелось узнать больше о том, как устроен мир. Я пошел учиться в магистратуру РЭШ (Российской экономической школы). Магистратура РЭШ наложилась на аспирантуру мехмата, и именно это помогло мне понять две вещи: во-первых, что я хочу остаться в академии, во-вторых, что я нащупал ту область исследований, которая мне особенно интересна. Это теория игр — область, которая находится как раз на стыке математики и экономики. С одной стороны, она изучает стратегическое поведение людей, компаний, правительств, старается объяснить, как все эти агенты принимают решения. С другой стороны, математический инструментарий используется, чтобы считать и предсказывать, что получится в результате столкновения интересов конкретных агентов.
Вышка стала для меня естественным местом работы, потому что она — один из немногих российских университетов, в которых выстроена академическая среда, позволяющая вести исследования на высоком уровне.
Я стал читать математические дисциплины на кафедре высшей математики и параллельно занялся исследованиями в области спорта.
Оказалось, что теорию игр в этой области можно использовать очень эффективно: решать задачи, связанные с конкурентным балансом участников, дизайном турнирных правил. И эта сфера где-то с 2012 года стала для меня основной областью исследований.
А потом выяснилось, что в Вышке, если ты что-то активно делаешь и у тебя получается, усидеть на одном месте очень тяжело. Началось с того, что мы вместе с коллегами по кадровому резерву попробовали реализовать несколько проектов, которые могли бы найти свое применение в методологии преподавания. Эти проекты вызвали обсуждение, и мне предложили попробовать еще и поработать на административной позиции. В тот момент как раз обсуждалась необходимость оценивания публикационной активности работников университета. Если для преподавателей уже существовали понятные критерии оценивания, то для научных работников таких критериев не было, и Мария Марковна Юдкевич, занимавшая тогда должность проректора ВШЭ, предложила попробовать выстроить такие правила, механизмы оценки публикационной активности научных работников, чтобы они создавали стимулы к развитию коллег. Я в 2013 году почти ничего не знал о том, что такое хорошие и плохие журналы, с этим нужно было разбираться по ходу дела. Этим проектом я занимался следующие несколько лет.
Самое удивительное в этом деле, что административная работа не помешала, а помогла моим исследованиям. Я стал лучше понимать, как сделать результаты научной работы более видимыми академическому сообществу. А разобравшись в системе научных журналов, я выбрал публикационную стратегию, ориентированную на донесение результатов до широкой аудитории на международном академическом пространстве. К 2018 году появилась лаборатория, в которой мы вместе с единомышленниками занимаемся спортивными исследованиями. У нас появились совместные проекты с Российской премьер-лигой, с Российским футбольным союзом, и результаты исследований стали приносить практическую пользу. Вот это обстоятельство про практическую пользу — очень важное для меня, мне важна возможность хоть на маленьком участке, но как-то улучшать мир. Я с глубоким уважением отношусь к математикам, для которых красота математической структуры является вещью самодостаточной, часть меня тоже этой красоте радуется. Но во мне есть еще другая часть, практическая, и это замечательно, что в Вышке можно заниматься и фундаментальной, и прикладной наукой.
Я выросла в деревне Дубровка — это на севере Тверской области, на границе с Новгородской. Не так давно смотрела передачу про Василия Шукшина, он такую фразу сказал, мне очень понравилась: «Хоть и живу уже всю жизнь в городе, а одной ногой все равно там, в деревне». Вот и я так всю жизнь чувствую. В детстве я думала, что вот выучусь в Москве на агронома и вернусь в деревню: работать, в земле копаться. Но так не вышло. Училась я в Тимирязевской академии и защищалась по направлению «Земледелие». После защиты кандидатской начала преподавать на кафедре земледелия дисциплину «Методика опытного дела» — это вообще-то та же статистика, только не с абстрактными, а с живыми объектами: например, сравнение разных сортов пшеницы по урожайности, эффективность применения фунгицидов и т.д. Это меня увлекло очень, и статистику я полюбила так, что осталась, можно сказать, в науке.
Это по нашей классификации статистика — часть экономики. А по мировой — естественно-научная дисциплина. Статистика — это ведь буквально все. Это и наука, и прикладная деятельность, и даже искусство. А вообще-то это скорее универсальный язык: если вы умеете читать цифры, вы можете все понять про какую-то сторону жизни страны, даже не зная языка этой страны. И даже больше: вы и будущее увидите в этих цифрах, нужно только уметь видеть. Очень интересно о таком статистическом видении вещей рассказывает на своих лекциях руководитель департамента статистики и анализа данных профессор Суринов Александр Евгеньевич. Вот я этим вещам и учу. Со студентами мы всякие интересные вещи делаем, чтобы они понимали, насколько цифры могут не хуже слов истории рассказывать (я этому у профессора Сиротина, Вячеслава Павловича научилась, у него такой творческий подход к преподаванию, и я тоже стараюсь это перенимать). Например, студенты могут посчитать среднюю стоимость мертвых душ по Гоголю или стратегию карточных игр по Достоевскому.
В магистратуру я пошла в 34 года. По первому образованию я ведь была агрономом, а к этому возрасту уже вовсю занималась статистикой. Там же, в Тимирязевской академии, пошла получать экономическое образование. И когда эти два образования наложились друг на друга, многое стало понятнее, объемней картинка получилась. А в 2018 году создавался Институт аграрных исследований в Вышке, и его руководитель, Серова Евгения Викторовна, позвала меня работать сюда. Для меня Вышка всегда была чем-то космическим — концентрация всего самого крутого, и я, конечно, очень рада была этому предложению. Сейчас в институте я отвечаю за магистерскую программу «Аграрная экономика». Тут все мои интересы сошлись: и статистика, и агрономия, и сельское развитие. Но я и с бакалаврами занимаюсь. Вообще, студенты — это главное удовольствие от работы, бесконечное вдохновение в общении с ними черпаешь.
Изначально я выбирала путь где-то между психологом, управленцем и экономистом. Во мне была такая любовь к улучшениям во всякого рода хозяйственной деятельности, и, думаю, она в итоге взяла верх, я выбрала путь экономиста. Учась в МГУ на экономфаке, сначала своего будущего я совсем не видела, понимала только, чем я не хочу заниматься: например, финансами. Но на третьем курсе мне очень понравился курс институциональной экономики. Он был связан в значительной степени с поведенческой экономикой, с тем, как люди принимают решения и как это влияет на их дальнейшую жизнь. А когда я училась в магистратуре, больше всего понравились треки, связанные с инновациями и интеллектуальной собственностью. В эту сторону я и двинулась: писала магистерскую работу о том, как возмещаются затраты на интеллектуальную деятельность, а после выпуска пошла работать в компанию, которая занималась интеллектуальной собственностью.
Не могу сказать, что работа в бизнесе меня совсем не привлекала — там было достаточно интересно. Но мне все-таки хотелось более масштабных интеллектуальных вызовов, большего тематического разнообразия. И когда один из моих университетских преподавателей рассказал о том, что есть такой Институт статистических исследований и экономики знаний, где занимаются как раз инновациями, мне стало очень интересно. И вот я уже 11 лет в нем работаю.
Что для меня самое ценное в этой работе? Уровень сложности и разнообразия — ровно такой, которого мне хотелось. Моя деятельность связана с прогнозированием, форсайтом, новыми областями знания. У нас есть алгоритмы, но тем не менее каждый проект — это максимальное погружение в новое. Один из первых моих проектов был связан с исследованием направлений развития науки и технологий, проект был международный, и мы общались с огромным количеством ученых из разных областей. Это было невероятно вдохновляюще, и мы получили довольно интересные результаты.
В этом году я начала совмещать данную работу с преподаванием. И в этом, наверное, обрела второе дыхание. Помимо того что в принципе делиться знаниями очень приятно, студенты еще часто вдохновляют посмотреть на вещи с неожиданной стороны. Иногда обнаруживаешь, что они мыслят куда свободнее и более нестандартно.
С исследовательской деятельностью я впервые столкнулась во время обучения в магистратуре на острове Тайвань. На занятиях мы проводили активные обсуждения современных исследований в области финансовых рынков и корпоративных финансов, выполняли эмпирические задания и проводили работу с данными. Идею о продолжении обучения мне впервые предложил мой научный руководитель магистерской работы. Однако на тот момент я не рассматривала карьеру исследователя всерьез — главным образом из-за того, что заработная плата в частном секторе существенно превышала аспирантскую стипендию, а понимание карьерных перспектив было туманным. Мои сокурсники готовились к сдаче CFA и работе в инвестиционном банкинге, и я тоже приступила к работе в реальном секторе. Проработав несколько лет, я поняла, что такая деятельность меня не привлекает из-за своей ригидности, в ней мало места для творческих инициатив. Самое время для перемен и переосмысления своих ценностей.
О потенциальном поступлении в аспирантуру я задумывалась еще в школе, а кандидатскую степень видела именно в качестве ступени образования, но не элементом построения (академической) карьеры. Для человека, который имел опыт обучения за рубежом, НИУ ВШЭ оказался одним из немногих видимых на международной арене российских университетов в сфере экономики и финансов. Кроме того, являясь лидером в области экономического образования, НИУ ВШЭ поддерживает прозрачную процедуру поступления, что очень важно для абитуриента со стороны. Я поступала по портфолио и дистанционным вступительным экзаменам и, пройдя конкурсный отбор, стала аспирантом школы финансов факультета экономических наук. В самом начале после поступления были сложности с тем, как выбрать направление для исследовательской работы, которое, с одной стороны, было бы интересно для академического сообщества и для меня лично и, с другой стороны, было бы адекватным и реализуемым в рамках таймлайна аспирантской программы. Но мне хватало смелости и авантюризма обращаться за помощью, быть открытой к различным исследовательским направлениям. Таким образом, пообщавшись с разными сотрудниками из Вышки, через довольно короткое время я решила продолжить работу с Юрием Яковлевичем Драневым, заведующим отделом количественного моделирования в Институте статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ). Уже через год после моего поступления вышла наша первая совместная публикация в одном из ведущих зарубежных журналов по финансам (входит в первый квартиль международной базы научного цитирования Scopus). За время обучения были опубликованы еще две работы, что позволило защищаться по новым правилам: не по «кирпичу», а по совокупности публикаций.
Я преподаю на англоязычной магистерской программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций». Считаю, что в академическую среду ВШЭ я вошла во многом благодаря удачному стечению обстоятельств. Мне повезло найти научного руководителя, с которым нам удалось быстро наладить совместную академическую работу. В дальнейшем в дополнение к научной деятельности мне предложили принять участие в одном из экспертно-аналитических проектов, реализуемых ИСИЭЗ для крупных внешних заказчиков.
Я окончила факультет экономики пермской Вышки по специальности «финансы и кредит» и работать предполагала в банковской или аудиторской сфере. Собственно, так и произошло: уже после третьего курса я начала проходить практику в аудиторской компании, и следующие пять лет проработала там. Но потом я поняла, что хочу работать не с бумагами, а с людьми. И я вернулась в университет.
На самом деле я особо не уходила из университета: я начала преподавать сразу после выпуска — как почасовик вела семинары на кафедре бухгалтерского учета и аудита. Когда сосредоточила фокус внимания на этой деятельности, начала расти: стала старшим преподавателем, в 2012 году защитила диссертацию и стала доцентом.
Одновременно росла наша пермская Вышка: кафедры бухучета, экономической теории и финансового менеджмента объединились в департамент экономики и финансов, открывались новые образовательные программы. В этом году открылась совместная программа международного бакалавриата по бизнесу и экономике для трех кампусов (Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Пермь). Это такая объединенная программа по экономике и менеджменту, и я являюсь ее научным руководителем.
Помимо преподавательского трека, я сотрудничаю с Центром прикладной экономики пермской Вышки — на постоянной основе провожу для различных предприятий финансово-экономический анализ деятельности и экспертизы. Это, конечно, не является полноценной научной деятельностью, но оставаться в практическом поле преподаватели вузов должны. Возможно, в будущем также займусь и научными исследованиями.
Это мой основной посыл, который я доношу до наших студентов: учиться в Вышке сложно, но перед любым выпускником ВШЭ открывается огромный спектр возможностей. Главное — не бояться.
Руководство Университета: Директор по персоналу
В последние 10–15 лет в топ-10 самых популярных, престижных, хорошо оплачиваемых специальностей входят финансисты, экономисты, аналитики и бухгалтеры. Наличие одной из этих профессий — гарантированная возможность занять достойное место на рынке труда и успешно продвигаться по карьерной лестнице.
Преподаватели финансово-экономических дисциплин Вышки обладают широким опытом научных исследований и образовательной деятельности. Наши преподаватели используют различные технологии построения и организации образовательного процесса, в том числе творческий подход к преподаванию экономических дисциплин. Студенты Вышки мотивируют и вдохновляют своих преподавателей на дальнейшие исследования и профессиональное развитие.
Фото: Даниил Прокофьев, Михаил Дмитриев