До 30 ноября продолжается прием заявок в новый набор Административного кадрового резерва. Участники АКР в течение двух лет вместе с командой будут работать над реализацией собственного проекта, важного для всего университета. Выпускники-резервисты прошлых наборов рассказали «Вышке для своих», с какими сложностями они столкнулись за два года, как менялась концепция проекта и что им дало участие в АКР.
Eсли у вас есть идеи, как улучшить бизнес-процессы в Вышке, и вы хотите развивать свои управленческие и коммуникационные компетенции, подайте заявку на участие в программе в едином личном кабинете. Заявки принимаются до 30 ноября.
Проект «Квиз HSELife» (2020–2022 годы)
Идея нашего финального проекта, с которым мы вышли на защиту, возникла не сразу.
Мы много пробовали и присматривались — от мобильного приложения по хобби до проведения интеллектуальных игр. Последнее нам особенно запомнилось и понравилось, в результате мы решили продолжить работу в этом направлении и разработали руководство по проведению квизов в Вышке.
Самым сложным было увидеть конечный продукт проекта. Кажется, это легко…
Вот у вас есть идея, и очевидно же, что в конце должно быть приложение, в котором есть такой-то раздел и такая-то информация.
В реальности оказывается не все так просто: необходимо учитывать временные, человеческие и финансовые ресурсы. Необходимо понимать спрос и предложение. В какой-то момент казалось, что идея с конечным продуктом рушится на глазах как карточный домик, и вы начинаете все делать с нуля и ходить по кругу. Для нас действительно значимым результатом проекта оказалась возможность попробовать себя и свои инструкции на практике и провести квизы для сотрудников. Во-первых, это было весело. Во-вторых, значимо для подготовки необходимых материалов, с которыми мы в итоге вышли на защиту. В-третьих, просто хороший опыт.
Также для нас была значима обратная связь после проведения квизов: появились заявки на проведение новых и положительные отзывы коллег.
К сожалению, к концу второго года нашего набора состав команды сильно поредел, поэтому организовать квиз полностью своими силами теперь у нас вряд ли получится. Но мы надеемся, что разработанное руководство по проведению квизов поможет коллегам-организаторам провести достойное мероприятие. Мы, в свою очередь, готовы подключаться на разных организаторских этапах и помогать.
Проект «Доступная высшая школа: решение задач профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья» (2019–2021 годы)
Наш проект «Доступная высшая школа: решение задач профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья» стал продолжением работы команды АКР 2018 года набора «Высшая проба: равные возможности для незрячих». Коллеги из команды АКР-2018 решали задачи по адаптации олимпиады «Высшая проба» для незрячих и слабовидящих участников. Были внесены изменения в нормативные акты, добавлены соответствующие вопросы в личном кабинете участника, и на основании получаемой от школьников при регистрации информации был разработан алгоритм адаптированной процедуры участия в «Высшей пробе».
В 2019 году наши команды работали вместе. Мы занимались организацией занятий по русскому языку, литературе и лингвистике, проводимых студентами и преподавателями ВШЭ, подготовкой и накоплением материалов для этих занятий, а также организацией участия школьников с ОВЗ в летних школах. Нам удалось организовать проведение подготовительных занятий уже не только для незрячих школьников, но и для других групп нозологий.
В результате двухлетней работы проект получил большое количество положительных откликов и благодарностей от вовлеченных в него участников — руководителей школ, коллег из ЦПМ, студентов и преподавателей ВШЭ, школьников и их родителей.
В настоящее время результаты работы наших команд используются при проведении олимпиады «Высшая проба». Ребята, принимавшие участие в организованных нами занятиях, успешно поступили в Вышку и обучаются на образовательных программах разных факультетов, мы вместе с коллегами активно участвуем в организации их обучения.
Проект «Азбука обмена: как создать работающее соглашение об обменах» (2016–2017 годы)
Так получилось, что в нашей команде собрались люди, которые на своих рабочих местах занимались поддержкой студентов и аспирантов. Всем нам так или иначе была небезразлична тема международной академической мобильности и международных партнерств. Всем нам хотелось, чтобы образовательные программы, помимо основной траектории, имели возможность предложить желающим студентам (и аспирантам в случае с третьей ступенью образования) во время учебы в Вышке, помимо прочего, и возможность международного академического опыта. Так появилась идея нашего проекта «Азбука обмена: как создать работающее соглашение об обменах».
Чтобы международная мобильность была именно академической, а не туристической, нужно было перед подписанием соглашения синхронизовать с зарубежным партнером всю совместную академическую кухню, понять, как подобрать такого международного партнера, чтобы пазл сложился и результаты мобильности правда усилили, а не испортили академический опыт студента. Для этого до заключения международного соглашения нужно было вместе с потенциальным партнером понять, как у кого организован академический календарь, какие дисциплины можно предложить студентам во время мобильности, чтобы потом в домашнем вузе все оценки перезачли и студентам не пришлось изучать их заново, и еще очень много нюансов с системами оценивания разных стран и даже университетов внутри одной страны, единицами трудоемкости дисциплин, не говоря уже о бытовых вопросах, страховках и жилье.
Нам пришла идея сделать шпаргалку для того (факультета, программы или отдельного специалиста), кто задумается о налаживании международного партнерства с целью обмена студентами и аспирантами. Почему именно в рамках Административного кадрового резерва? Потому что единого подразделения, которое бы сопровождало весь процесс под ключ, не было и в принципе, наверное, быть не могло. Были подразделения, которые отвечали отдельно за международные связи, за студенческую мобильность по уже готовым соглашениям, за образовательный процесс и общую рамку в целом, за реализацию конкретных образовательных продуктов и сопровождение образовательных траекторий студентов. А АКР как раз стал площадкой, где представители всех (или почти всех) этих офисов встретились и смогли сложить общий пазл.
Сначала это была брошюра-памятка с набором рекомендаций и контрольных вопросов в духе «Проверь себя и повтори шаги с третьего по восьмой». Проблема с памяткой была в ее доступности: оставался вопрос, кто и как о ней узнает, почему вообще у кого-то появится в ней потребность, где человек сможет достать этот материал. Самым очевидным решением было разместить материалы в открытом доступе на сайте Вышки. В процессе у нас получился отдельный сайт «Азбука обменов», который спустя время стал полноценным информационным ресурсом «Азбука мобильности». Ссылку на этот ресурс можно найти через «Справочник сотрудника» (см. часть «Поддержка студенческой мобильности» в разделе о международной деятельности) или через сайт для студентов о международных академических программах (см. кнопку «Справочник для менеджеров» на поле справа).
Сегодня «Азбука мобильности» — это полноценный самостоятельный информационный ресурс для сотрудников об организации международной студенческой мобильности в Вышке, который поддерживается силами сотрудников Центра международной студенческой мобильности. В «Азбуке» есть инструкции, как подготовить работающее соглашение об обменах, реализовать его как для направления студентов в партнерские вузы, так и для приема учащихся в Вышку. Помимо этого, здесь размещены подробные инструкции, как оформить разные виды мобильности в корпоративных системах Вышки, контакты специалистов по международной деятельности в различных подразделениях, справочные материалы о перезачете результатов, в том числе рекомендации по сопоставлению систем оценивания разных стран мира и Вышки, и, конечно, рекомендации относительно того, как в целом оценить эффективность работы соглашения в области обменов.
Чтобы получить полный доступ ко всем материалам сайта, необходимо подать заявку через форму в правом верхнем углу «Азбуки мобильности».
Проект Welcome Aboard: Info Support for International Staff Across Campuses (2017–2019 годы)
У иностранных коллег, работающих в кампусах, возникла насущная потребность в информационной поддержке на местах (это показывали ежегодные опросы сотрудников). Были нужны информационные ресурсы, адаптированные под местные реалии, — сайты со структурой положительно зарекомендовавшего себя портала в Москве. Так появился проект Welcome Aboard: Info Support for International Staff Across Campuses.
Самым сложным для нас был процесс перехода из состояния «рабочая группа» в непобедимое понятие «команда». Вместе поработав над проектом, с некоторыми участниками мы стали близкими людьми и общаемся до сих пор. Но сам процесс притирания был достаточно сложным.
Также у нас были сложности, связанные с тем, что команда была фактически разделена на четыре города с разными часовыми поясами и рабочими графиками. Но с помощью общих чатов, гугл-папок и желания реализовать нужный университету проект мы успешно настроились на совместную работу.
Самый значимый результат участия в проекте для меня — то, что АКР дает резервистам практические навыки командной работы, позволяет увидеть и услышать коллег вне четырех стен своих кабинетов (в нашем случае мы расширили границы до кампусов). После реализации проекта появилось чувство включенности в общие процессы и понимание, что для того, чтобы идти к большим целям, действия должны быть согласованными. А еще было приятно в конце получить шахматы, т.к. наш проект стал победителем.