Григорий Гольцман — редкий для российского ландшафта образец ученого и бизнесмена в одном лице. Принадлежащая ему и основанная на его научных открытиях компания «Сконтел» работает на глобальном рынке квантовых технологий. С 2013 года Гольцман возглавляет базовую кафедру в МИЭМ. В свой юбилей (25 февраля ему исполнилось 75 лет) Григорий Наумович рассказал «Вышке для своих», как это все начиналось.
Детство мое прошло вблизи Кремля, в Лебяжьем переулке, который идет параллельно Москве-реке непосредственно от Боровицкой площади. Родители мои были связаны с педагогикой, но по-разному. Отец собирался быть учителем физики, окончил педагогический в июне 1941 года, но вместо школы сразу пошел на фронт, и из мужчин всего его выпуска физмат-факультета выжили двое — он и студент Семенов, которого не взяли на фронт из-за горба. После войны отец учителем работать передумал, а стал работать в кино. Группа, в которой он работал, снимала стереокино, и потом он работал в области съемок в космосе. А мама как раз была учителем — русского языка и литературы, но окончила она знаменитый ИФЛИ.
Учился я в 57-й школе, тогда она еще не была математической, но после 7-го класса я решил, что пойду работать. Меня никто, конечно, к такому шагу не принуждал, мне самому не хотелось еще 4 года сидеть в школе, так как предстоял переход на 11-летнее обучение. При этом оставалась возможность учиться в десятилетке, но для этого надо было сдать экстерном за 8-й класс и продолжать учиться в вечерней школе (такие школы назывались «школы рабочей молодежи»).
Работать я пошел в ту же школу рабочей молодежи, в которой учился, лаборантом кабинета физики, и это была интересная школа. Хотя в ней учились в основном уже взрослые люди, кто не сумел вовремя получить полное среднее образование (например, был класс милиционеров), но была и занятая молодежь школьного возраста: спортсмены, артисты и др. Например, танцевальный ансамбль Моисеева целиком учился у нас. В моем классе училась Таня Тарасова, тогда еще фигуристка, а не наставник фигуристов, Алексей Уланов — первый партнер Ирины Родниной (она училась на пару классов младше), тогда уже известный артист Николай Бурляев. На два класса старше учился Никита Михалков.
Это был 1962 год, и в это время в школьном образовании по математике и физике начался интересный процесс, который сыграл важную роль в моей жизни. Два выдающихся ученых, академики Андрей Николаевич Колмогоров и Исаак Константинович Кикоин, взялись за модернизацию школьного образования — соответственно по математике и физике. При этом Андрей Николаевич Колмогоров был одним из главных инициаторов основания московской школы-интерната ФМШ №18 (ныне — СУНЦ МГУ им. А.Н. Колмогорова), в которую тогда отбирали по всей стране самых способных к математике школьников. А Исаак Константинович Кикоин, один из главных участников атомного проекта, открыл в МГУ подобную школу выходного дня по физике для московских школьников, в которую я, к счастью, прошел отбор. Кикоин сам занимался со школьниками, читал нам лекции, и, слушая его, я воодушевился физикой. После первого года занятий Кикоин пригласил нескольких профессоров МГУ, чтобы они проэкзаменовали нас, школьников, по программе по физике первого курса МГУ. Я получил на этом экзамене 4 балла, был очень воодушевлен, некоторые другие ребята, которые со мной учились, тоже сдали этот экзамен хорошо, и Кикоин получил для нас разрешение ректора на поступление в МГУ без школьного аттестата после 9-го класса. Я получил двойку на вступительном экзамене по физике, занимался еще год и через год опять поступал.
Теперь у меня было 2 года рабочего стажа, и по правилам поступления в том году такие абитуриенты имели существенные преимущества. После первых четырех экзаменов поступающих с двухлетним рабочим стажем осталось мало, так что на экзамене по физике мне было достаточно получить хотя бы тройку, но я опять получил двойку… Большая часть фамилий из списка моей экзаменационной группы прозрачно намекала на определенную национальность. Экзамен у нашей группы длился так долго, что я сделал 5 ошибок. Этого было достаточно для законной двойки. Все же психологической закалки мне на тот момент не хватало.
Как бы то ни было, отец мой, окончивший педагогический, очень мне его рекомендовал, и я пошел по его стопам. Он оказался прав: там было много замечательных ученых. В основном это были профессора и преподаватели, которые по тем или иным причинам не могли преподавать в МГУ, и в общем их набиралось изрядное количество. Еще там были замечательные девушки, не в пример МГУ. Со мной в группе училась моя будущая жена, самая красивая девушка факультета, и вот мы уже более 50 лет вместе. А еще педагогический называли «поющий институт»: в нем учились знаменитые барды того времени Визбор, Якушева, Ряшенцев, Ким. Я, конечно, завзятым походником и членом этого клуба студенческой песни не стал — слишком много времени вместо этого проводил в лаборатории, но тем не менее эта часть жизни тоже у меня присутствовала.
Лаборатория, в которую я хотел попасть, как и многие другие в ведущих вузах страны, была секретной. Поэтому, пока мне не исполнилось 18 лет, попасть туда я не мог, но мой профессор Евгений Михайлович Гершензон давал мне правильные задачки, фактически меня экзаменовал. Затем я получил свою форму секретности, попал в эту лабораторию и теперь уже много лет ее возглавляю, хотя уже более 30 лет никаких секретных работ в ней нет. Это была работа на военно-промышленный комплекс, прежде всего приборы для станций дальнего обнаружения и для спутников дистанционного зондирования Земли из космоса. Одним из заказчиков у нас был Дмитрий Борисович Зимин, впоследствии создатель компании «ВымпелКом» с торговой маркой «Билайн». Тогда он тоже работал в секретном институте, который назывался Институт радиотехники АН СССР. Для меня было важно, что эта работа оставляла мне время и возможность заниматься тем, что мне было действительно интересно. В этом смысле я именно «удовлетворял собственное любопытство за государственный счет», как это назвал когда-то академик Арцимович.
А интересны мне были исследования в области физики полупроводников. Еще в 30-х годах прошлого века было сделано открытие экситонов в полупроводниковом кристалле, и стало понятно, что это первое возбужденное состояние идеального полупроводникового кристалла. Первое состояние — это экситон, а я искал второе, работал с экситоном как со свободным атомом, в то время это была популярная область исследований. Другой интересовавший меня в то время вопрос: может ли мелкий донор в полупроводнике иметь отрицательный заряд, а мелкий акцептор — положительный?
Про самые важные мои и моих коллег научные достижения в области физики полупроводников, а они были сделаны в 70-х годах, в мире не было широко известно. Публикации в советских научных журналах этому не способствовали, а представить свою работу на международной конференции было вообще недостижимой мечтой.
Допустим, я опубликовал статью в ЖЭТФ (Журнале экспериментальной и теоретической физики), через какое-то время статья переводилась неким незнакомым мне переводчиком, и потом, читая ее по-английски, я сам не все мог понять, а коллеги за рубежом, те, кто работал в той же области науки и кому удалось эту статью прочесть, может быть, через несколько лет на нее ссылались. Я мечтал сесть с зарубежными коллегами за один стол, обсудить, что происходит в нашей науке... Но до этого были еще долгие годы.
И все же — о чудо! — я опубликовал одну статью в западном журнале. Это было так. Мой руководитель Евгений Михайлович Гершензон был знаком с Эмануилом Канером, крупным ученым, именем которого вместе с Азбелем был назван циклотронный резонанс в металлах. Канер был соредактором в научном журнале, в котором я мечтал опубликоваться. И я упросил Евгения Михайловича написать ему, спросить о возможности публикации. Тот написал, получил ответ и сказал мне, что с этим ответом я могу идти в первый отдел института, но предупредил, что дело безнадежное. Первый отдел — это понятно что: это люди, связанные с секретными службами, их задача — не допустить ничего лишнего. Я пришел к руководителю нашего первого отдела, к Ивану Прохоровичу Жучкову, держу за спиной письмо, но показывать его не тороплюсь. Говорю: вот, советский соредактор международного журнала готов нашу статью опубликовать, и мой руководитель согласен, давайте и вы согласитесь. Он отвечает: «Письмо-то покажи». Я и показал... А там написано: «Женя, конечно опубликуем вашу статью!» И подпись: «Моня». Жучков засмеялся и говорит: «Ну если Моня за, то я тоже». Эта единственная англоязычная публикация, конечно, погоды не сделала.
В конце 70-х годов я сменил сферу своих научных интересов с полупроводников на сверхпроводимость. В этой сфере в СССР работали замечательные ученые, были известные имена, и по сравнению с физикой полупроводников требуемое технологическое оборудование было не столь дорогим. Но в педагогическом институте, особенно по сравнению с западными коллегами, конечно, мы прозябали: закупать оборудование и расходуемые материалы нам не давали, приходилось обходиться, как бы это сказать... ворованным. Придешь на предприятие, увидишь оборудование, которым там не пользуются, спрашиваешь: «Если вы все равно не пользуетесь, может, мы заберем? Для вас же польза будет». Нам говорят: «Сможешь через проходную пронести — забирай».
И тут случилось чудо. В 1987 году Нобелевскую премию вручили за открытие высокотемпературной сверхпроводимости, и это открытие сулило большие достижения в промышленности (которые, надо сказать, впоследствии не совсем оправдались). Мои коллеги из МГУ смогли донести до председателя совета министров Рыжкова то воодушевление, которое царило в этой области науки, и в результате в СССР появилась первая грантовая программа, в рамках которой можно было получить деньги в твердой валюте на покупку приборов. И не только получить деньги, но и поехать на завод, производящий это оборудование. Было секретное письмо КГБ СССР о том, что можно выпускать в капиталистические страны, минуя социалистические, и через десять дней после этого письма я оказался в первой своей загранкомандировке — в ФРГ, а затем в Польше. Оборудование было куплено, но, самое главное, посмотрев на то, что происходило в Польше в 1988-м, я понял, к чему нам нужно готовиться. В частности, для себя я понял, что моя мечта оказаться среди коллег, которые занимались моей тематикой, сбудется, и я принялся усиленно подтягивать английский.
Следующие 15 лет я активно ездил по странам Европы, в Америку, Японию, Китай. Больше, чем 2–3 месяца, там пробыть было невозможно, поскольку у меня студенты были в Москве, меня заменяли другие преподаватели (мы друг друга заменяли). Но через 2–3 месяца можно было еще поехать, часто в другую страну. И мои студенты и аспиранты, которых я старательно выращивал в педагогическом, ездили со мной. Например, была замечательная программа в Гарварде — pre-doc (в то время как у нас известны только постдок-программы). По этой программе каждые 3 года один из моих аспирантов получал трехлетнюю стипендию. Я же, например, на базе Гарварда имел прекрасный опыт сотрудничества с чудесными западными коллегами. Например, вместе с Рэймондом Бланделлом мы получили премию Van Duzer. Еще более престижную премию — IEEE Award Совета по прикладной сверхпроводимости — я тоже получил благодаря тому, что коллеги знали меня, я много общался, делился с ними, они — со мной. В этом сыграли значительную роль также мои ученики. То есть это уже совсем другая научная жизнь.
В этой новой жизни мне помогло еще то, что я в очередной раз сменил траекторию научной работы — перешел в прикладную область приборов для астрономии. В принципе, астрономия связана со сверхпроводимостью, поскольку приборы на сверхпроводниках — это лучшие инструменты для наблюдений, они позволяют дальше и глубже заглянуть во Вселенную до ее края. Еще в советское время при создании Института космических исследований Академии наук два отдела были сформированы из нашей лаборатории. Быстро войти в мировое астрономическое сообщество мне тогда помог один случай. Когда в 1990 году в Москву приехала делегация Европейского космического агентства во главе с ее вице-президентом, к нам они приехали тоже. И в конце визита мне было поручено проводить делегацию в Шереметьево. И пока мы сидели и ждали самолета в VIP-зале, двери открылись, и вслед за фотографами, которые пятились от дверей, в зал вошел Михаил Сергеевич Горбачев с Раисой Максимовной. Они летели в Берлин на разрушение Берлинской стены, но, увидев нас, они подошли и поздоровались со всеми за руку. Наши гости поинтересовались, знаком ли я с Горбачевым. И потом я имел возможность взаимодействовать с членами этой делегации по поводу того, как нам попасть в европейские астрономические запуски со своими приборами. В результате наш прибор летал на европейской космической обсерватории «Гершель», и это астрономическое сообщество до сих пор является моей областью науки и человеческих связей.
С течением времени, кроме исследований, мне стали все более интересны разработки практических устройств и их вывод на рынок. Разработки приборов для астрономии показали, что это получается, что наша единичная продукция очень востребована. Это другая жизнь, которая началась в то же время, — моя жизнь в коммерческом секторе. Стало понятно, что нужно регистрировать компанию, и я предложил своим сотрудникам, студентам и аспирантам поучаствовать. Откликнулись 10 человек, и вот уже 18 лет наша компания, которая называется «Сверхпроводниковые нанотехнологии», или «Сконтел», успешно работает на глобальном рынке квантовых технологий.
Интересна история начальных инвестиций. Однажды сотрудник некой большой международной компании прочитал в одной из моих статей, что я предлагаю создать сверхпроводниковый однофотонный детектор, который будет эффективно работать в инфракрасном диапазоне. А эта компания пыталась разработать прибор, который был бы способен в режиме реального времени сквозь кремниевую подложку заглянуть внутрь большой интегральной схемы, состоящей из миллиона транзисторов, и найти там малейший дефект, например один неработающий транзистор. Конечно, там было написано не совсем так, но так они прочитали, и, может быть, я несколько самонадеянно на это и намекнул в статье. Я тогда работал короткое время в университете города Рочестер, штат Нью-Йорк, США, и это один из сильнейших университетов, откуда произросли компании Xerox, Kodak и другие. Мне позвонил инженер этой компании и поинтересовался, не сгоряча ли я это написал. И я ответил, что нет, не сгоряча, отчего же. И мне под голую идею, ничем не подкрепленную, дали первые деньги. Через два года нужно было представить готовый продукт.
Начинать надо было с исследования такой возможности, и я занялся этим в Москве, в своей лаборатории. Довольно быстро стало понятно, что конкретный способ осуществления моей идеи, который мне виделся изначально, неправильный. Но деньги взяты, и надо погрузиться в это полностью, найти другой путь решения проблемы. И полетело! Через два года у нас появились работающие приборы, они их поставили в свои системы. А потом продали свою специально созданную под этот проект компанию другой большой корпорации за 650 млн долларов.
В Америке этот сюжет произвел большое впечатление. Нам, конечно, из этих денег достался какой-то мизер, но разработку, которую мы сделали за их деньги, мы имели право продавать самостоятельно, только не на рынке производства интегральных схем. И это был существенный вклад в наши дела. Компания, которую мы создали на основе этой технологии, 10 лет была монополистом на глобальном рынке сверхпроводниковых однофотонных детекторов, а сейчас участвует в конкуренции, которую обеспечивают компании из Европы и Америки.
Впрочем, эти сюжеты про рынок, конкуренцию, увеличение прибыли меня увлекают не сильно. Если бы я стремился к увеличению бизнеса, мне пришлось бы уходить из науки и из образования, а если бизнес остается небольшим, этого можно не делать. Бросать любимое дело и заниматься только нелюбимым — зачем это надо?
Мне интереснее, чтобы студенты прямо с первого курса приходили в науку, публиковались в лучших журналах. Поэтому мы сделали бакалаврскую программу в педагогическом, единственную в стране, — «Физика на английском». И чтобы в образование было встроено наукоемкое производство, пусть и небольших серий производство. И в этом смысле, когда к нам приходит студент, он видит, как это происходит, как его учеба, его исследование и разработка приходят на рынок и нужны людям, весь этот цикл тут, перед глазами.
Постепенно выяснилось, что работа в педагогическом институте имеет для меня свои ограничения. Я теперь хотел учить не столько учителей, сколько инженеров, ну и реже — ученых. Хороший ученый из студента — это, конечно, редкий зверь. Иногда я вижу студента, который читает запоем научные статьи, ищет в них что-то, что может сравнить с тем, что делает сам, и я тихо радуюсь: да, этот человек будет ученым. Больше попадается людей, которые хотят не научное открытие сделать, а хорошую вещь, и они по-своему не менее ценны, это хорошие инженеры в будущем. Где их готовить? Всяко не в педагогическом. Десять лет назад рассказал одному из своих товарищей еще из советского времени, Сергею Филоновичу, про свои идеи подготовки инженеров. И он позвал меня к ректору Вышки, мы поговорили, и Ярослав Иванович предложил мне сделать базовую кафедру в МИЭМ.
Базовая кафедра — это интересно, это дает возможности прорастать в новую среду. А среда здесь такая... необычная во многом. Я мало знаю институтов, где начальство реально болеет за дело и многие — специалисты в той области, в которой готовятся студенты. Мало знаю вузов, где на ученом совете люди не скучают, а обсуждают, что и как нужно делать для студентов, как развивать образование. Обычно ведь идешь на ученый совет — берешь с собой работу, чтобы время не терять. А здесь не беру, здесь участвую. И я еще очень приветствую, что в МИЭМ проектное обучение не просто для отдельных студентов, которые хотят и могут, а для всех. Это трудно организовать, но здесь это делают.
Фото: Михаил Дмитриев