Социология — одна из самых многоликих наук. Благотворительность, искусство, образование, медицина, медиа — ей интересно все, где задействован человек. А лучше несколько людей. Сотрудники Вышки рассказали, каким направлением социологии они занимаются и почему это невероятно захватывает.
Мне всегда хотелось иметь героическую профессию. В детстве под влиянием прекрасных советских фильмов «Дорогой мой человек» и «Девять дней одного года», где главными героями были врач и ученый-физик, я собиралась стать врачом. Как минимум кардиохирургом. Но с медициной не получилось из-за банальной аллергии, и мы с родителями стали выбирать другой вуз. В 2002 году в Северной Осетии, а я окончила школу №1 в городе Беслане, о Вышке знали не так много, но по подготовительным курсам было понятно, что вуз очень хороший и передовой. Факультет социологии выбрали потому, что эта дисциплина показалась интересным, хотя и не совсем понятным тогда направлением.
Я полюбила социологию не сразу. Интерес возник, когда на втором курсе у нас появился «Анализ данных», который преподавал первый декан факультета социологии Александр Олегович Крыштановский. Благодаря ему я увидела, что за сухими цифрами стоит целый мир, а социология дает инструмент, чтобы его понять или хотя бы ответить на какие-то важные для себя вопросы. Социология ведь многолика, и, помимо основы всех основ — классической социологической теории, существует огромное количество отраслевых социологий. Есть экономическая социология, социология искусства, социология профессий, социология образования, права, повседневности, музыки, девиантного поведения.
Как человек, изначально ориентированный на точные науки, придя в социологию, где очень много различных теорий, касающихся одного и того же явления, я все больше увлекалась вопросами, связанными со строгими математическими моделями и их применением. Больше, чем поиск ответа на вопрос «что изучать?», меня интересовало «как изучать?». Работая в тандеме с коллегами, у которых есть интерес к определенной содержательной проблеме, я, как правило, занимаюсь разработкой процедуры, дизайном исследования, анализом собранных данных. Если посмотреть проекты, в которых я участвовала, список тем получится очень разнообразный: от благотворительности и социологических аспектов содержания популярных песен до особенностей применения тех или иных методов анализа данных. Думаю, именно поэтому мне интересно преподавать «инструментальные» дисциплины. Это позволяет быть в курсе очень разных полей, вокруг которых социология развивается и которые интересуют моих коллег и студентов.
Преподавать я начала на первом году аспирантуры, хотя, будучи внучкой директора школы и дочерью учителя, никогда не планировала этим заниматься. Я надеялась, что буду тихо сидеть в уголке за компьютером и строить различные модели данных. Преподавателем я стала с подачи Юлианы Николаевны Толстовой, которая сменила Александра Олеговича Крыштановского в должности заведующего кафедрой методов сбора и анализа социологической информации. Сначала она привлекла меня к преподаванию курса методов сбора данных. О том, что мне предстоит вести этот курс, я узнала дней за пять до 1 сентября. А через четыре месяца стартовал курс анализа данных, и Юлиана Николаевна решила, что будет логично, если и его буду читать я. Преподавание меня настолько увлекло, что диссертация ушла на второй план. К моменту защиты диссертации мечты о непубличной работе аналитика, тихонько сидящего за компьютером, перестали быть такими уж привлекательными. Кончилось тем, что 13 лет назад я оставила свою работу аналитика в маркетинговом отделе другого университета и перешла на полную ставку преподавателя в Вышку — на родную кафедру методов сбора и анализа социологической информации. Все это время я безумно люблю свою работу.
В сентябре я стала руководителем департамента социологии. До этого я была заместителем руководителя департамента, а еще раньше — заместителем заведующего кафедрой. Но все равно новая должность стала для меня большой неожиданностью и серьезным вызовом. Особенно ценной в этот момент оказалась поддержка коллег, многие из которых были моими преподавателями. Чтобы совмещать роль администратора, роль преподавателя и роль исследователя (в Вышке же нельзя не заниматься наукой), нужно быть очень организованным человеком. И мне, склонной к легкой прокрастинации, приходится учиться тайм-менеджменту у коллег. С другой стороны, есть мнение, что административная работа всегда мешает научной, но в моем случае это не так. Когда от тебя зависят рабочие процессы многих людей, ты просто обязан соблюдать дедлайны. Меня это структурирует. А преподавание, общение с замечательными студентами и коллегами, многие из которых когда-то были моими студентами, дает невероятную энергию и желание развиваться!
По первому образованию я биолог, а социологом стал много позже, так что я не держусь за дисциплинарную идентичность. Когда меня спрашивают о моей профессии, я отвечаю, что я университетский преподаватель, веду разные курсы по социальным и поведенческим наукам, а изучаю я поведение людей. Например, травлю среди подростков или образовательное поведение в школе и в вузе. Я редко говорю о себе как о социологе. Борьба за какие-то особенные стандарты той или иной дисциплины вредит развитию науки и знания в целом. Когда мои коллеги-политологи, оценивая работу студента, отмечают как недостаток то, что «работа хорошая, но в ней мало политологии», или мои коллеги-социологи говорят, что «в работе слишком много психологии», я не понимаю, какая от этого польза.
Перед тем как прийти на работу в Вышку, я увлекался социологией. Когда-то я всерьез думал, что буду заниматься именно этим. Помню, на меня произвела большое впечатление реакция ученых на эпидемию ВИЧ/СПИДа, когда все вместе делали общее дело. Люди, которые занимались количественной эпидемиологией, с восторгом мне рассказывали про работу коллег-антропологов. Антропологи положительно отзывались о коллегах-врачах. И так все, кого ни возьми. Тогда я получил понимание, что, если есть проблема, для ее решения должны быть привлечены все инструменты. Только так к ней можно подступиться с разных сторон. И это важная часть моего подхода к тому, что я делаю в социологии образования и почему считаю, что это скорее наука о поведении людей.
Мой путь в социологию был небыстрым. Начал я с естественных наук: после физико-математической школы поступил на биофак СПбГУ (тогда это был ЛГУ). Моими учителями были люди с широкими международными связями. К нам в университет приезжали иностранные ученые. Организовывались совместные русско-американские экспедиции в разные точки России. Студентом я переписывался с учеными из разных стран мира и каждую неделю ходил в библиотеку читать новые поступления научных журналов на английском, а заведующий кафедрой возмущался, что я все еще не освоил французский и немецкий. Потому что настоящий ученый должен знать три европейских языка.
Окончив ЛГУ, я остался там преподавать: занимался экологией и эволюционной биологией. Позже заинтересовался историей науки и науковедением, а в 1988-м изменилось время, и я переключился на историю и социологию. То, что я изучаю как социальный ученый, — отношения людей между собой и с обществом — очень похоже на то, что меня интересовало как биолога. В социологии, как и в биологии, меня привлекает разнообразие. Страны разные. Люди разные. Они живут разной жизнью, и это все нужно знать, нужно освоить. Я проповедую студентам, что мало уметь обрабатывать статистические данные, нужно любить людей. Иначе непонятно, зачем вы их изучаете.
За восемь лет, с 1992 по 2000 год, я в разное время преподавал в Чикагском университете, в Технологическом институте штата Джорджия в Атланте и в Орегонском университете в Корваллисе. Был временным сотрудником разных институтов в США и Европе, а в России преподавал на факультете истории Санкт-Петербургского университета и на факультете политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге.
В 2002 году меня позвали в Высшую школу экономики строить программу социологии в петербургском кампусе, и вот тут я осел и уже 20 лет работаю, и мне это нравится. Нигде больше в России я не хотел бы работать, только в Вышке. Сначала просто был профессором социологии. В 2007 году получил Лабораторию социологии образования и стал заместителем директора по научной работе НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, а с 2014-го четыре года был еще и деканом Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук. Потом в 2018 году ушел со всех руководящих должностей и очень рад. Все же главное университетское занятие — преподавать.
Я назвала бы свои отношения с профессией marriage of convenience. Дело в том, что я родилась и выросла в городе Серове Свердловской области. Это очень небольшой город. Для человека, который растет в таком месте, высшее образование — один из немногих способов перебраться в большой город. Я выбрала Пермь, потому что мы часто там бывали у родственников и мне понравился местный университет. Это единственный классический университет в городе, кампус которого вырос вокруг нескольких исторических зданий. На дне открытых дверей меня заинтересовал философско-социологический факультет, и я привезла домой буклеты двух специальностей: философии и социологии. Выбор между ними решил вопрос «Кем ты будешь работать, если выучишься на философа?». Поэтому я выбрала социологию. И хотя в тот момент никакого представления о профессии социолога у меня не было, я поняла, что должна полюбить то, что имею. И у меня это получилось.
Работать преподавателем я начала на пятом курсе университета. Я шучу, что моим первым местом работы был кулинарный техникум, как в миниатюре Геннадия Хазанова. На самом деле это был техникум пермского филиала Московского университета коммерции, в котором я читала социологию и философию будущим технологам общественного питания и работникам торговли. Социология ведь очень прикладная история, можно было найти какие-то вопросы, которые были моим студентам интересны и полезны. После университета моим основным местом работы стала образовательная организация, аффилированная с Пермским государственным техническим университетом. Там я учила студентов маркетинговым исследованиям, делала маркетинговые исследования и вела дипломников. Через несколько лет я решила, что все-таки хочу защитить диссертацию, которую писала с 2004 года. Защитившись, в сентябре 2009 года я вышла на работу в пермскую Вышку.
Есть известная цитата Льва Андреевича Арцимовича: «Наука — лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет». Я абсолютно с этим согласна. Потому что если человеку самому неинтересно, то никакое практическое применение его работу не спасет. Все эти годы в Вышке я стабильно занимаюсь тремя темами. Это потребление культурных продуктов, интеллект-карты как инструмент обучения и история советской моды в провинции, которую я начала изучать с 2016 года. Эта тема для меня очень личная. Советские журналы мод были первыми модными журналами, которые я увидела. Они хранились в доме моей бабушки — издания 60-х годов, напечатанные на толстой матовой бумаге с прекрасными эскизами моделей. И потом в аспирантуре моим научным руководителем был Александр Бенционович Гофман, автор первой книги по социологии моды на русском языке — «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения». Так что мне просто пришлось ее прочитать. А потом я написала свою — «Мода, которая работала. Моделирующие организации в Перми 60–80-х годов» — о том, как была организована советская мода в провинции, откуда брались манекенщицы и модельеры, как в обществе постоянного дефицита это все функционировало. Феномен советской моды объединяет сразу несколько социальных тем. В частности, историю колонизации и деколонизации. Причем как внешней, так и внутренней. Мы же, когда говорим о моде, подсознательно подразумеваем западную, капиталистическую моду. Но есть государства с другими социальными системами, и там люди тоже одеваются. Перестать думать о моде, которая организована по западному образцу, как о единственно правильной моде — это шаг в сторону деколонизации нашего понимания моды. И к советской моде, на которую долгое время смотрели как на недомоду, это относится в том числе. Я рада, что постепенно с моим участием это отношение меняется.
Кроме исследовательской работы, я преподаю в Вышке: читаю на первом курсе в международном бакалавриате по экономике и менеджменту и со следующего года буду читать маркетинг на майноре «Креативные индустрии».
Я знаю, многие преподаватели, мои друзья и коллеги, не планировали становиться преподавателями. У меня, кажется, было все наоборот. Я достаточно рано понял, что преподавание — это кайф, потому что мне всегда нравилось общаться с людьми. Правда, вхождение в профессию у меня получилось необычное. Чаще всего человек начинает читать младшим курсам, потом переходит к магистрантам и далее по нарастающей. А я еще в РАН начал вести семинары для сложившихся преподавателей кафедр социологии из разных вузов страны, заведующих кафедрой и докторов наук, которые приезжали в Москву повышать квалификацию. Это был стресс-тест: будучи аспирантом, выйти на такую аудиторию было настолько страшно, что я даже вряд ли тогда это понимал.
В Вышку я пришел в 2002 году, когда еще был аспирантом РАН. У меня хранится копия приказа о моем зачислении на факультет социологии. Я сразу заметил, что здешние студенты особенные. Помню, на одном из моих первых семинаров по социологической теории студенты сказали: «Обычно преподаватели в ВШЭ приносят комплект распечатанных текстов, раздают их нам, и мы с ними работаем». А я, значит, пришел неподготовленный. Я очень переживал, пока мне не объяснили старшие товарищи, что это «развод», своего рода психологическая работа с новым преподавателем, цель которой — поставить его на место.
Сейчас я являюсь старшим преподавателем и руковожу Центром академического развития студентов. Пять лет назад возникла идея создать в Вышке подразделение, которое бы взяло на себя заботу о тех, кто делает первые шаги в сторону академической карьеры или предрасположен к занятиям наукой. Другими словами, наша цель — вовремя выявлять академические таланты, ребят, которые ловят кайф от исследовательской работы. Есть такой негласный, но очень распространенный в студенческой среде феномен — «кризис третьего курса». Это когда человек уже набрал какие-то базовые знания, прошел микро- и макроэкономику, теорию вероятностей и оказался в точке выбора. Грубо говоря, пути два. Или ты специализируешься как потенциальный участник рынка труда, и тогда ты набираешь профессиональные навыки и, образно говоря, начинаешь смотреть из универа на улицу. Или ты будешь, наоборот, углубляться в науку. Тогда тебе нужно выбрать кафедру по душе, подыскать соответствующую твоим интересам лабораторию и, помимо учебных курсов, начинать посещать конференции и другие научные мероприятия. Как раз этим мы и занимаемся — создаем вокруг студентов (причем практически всех программ) правильную среду, в которой они бы почувствовали научную траекторию, нашли свой научный коллектив. Если научный климат благоприятный и все идет само, то потом уже человек и не вспомнит, как все произошло и он (или она) стал ученым-исследователем, профессором или преподавателем.
Разработка различных программ, проектов и мер поддержки для студентов с высоким академическим потенциалом — первое направление работы центра. А второе — мы занимаемся популяризацией науки в самых разных форматах и для самых разных аудиторий. Один из наших лучших проектов — «Научные бои: Вышка», который держится в топе студенческих проектов уже шестой сезон. Наш центр является организатором нескольких фестивалей науки и занимается поддержкой разных инициатив студентов. Например, два года назад мы придумали идею научного кураторства. Сейчас в Вышке 70 научных кураторов. Это студенты, которые опекают других студентов. А мы, сотрудники центра, учим их этим заниматься, поддерживаем воспроизводство научной студенческой культуры в университете.
Как препод я специализируюсь на социологии науки, изучаю отношения внутри науки и между наукой и обществом. Может, и не случайно, но социология науки для меня оказалась «и для школы, и для жизни» — я сейчас ею занимаюсь как менеджер. А привычка преподавать осталась.
Я окончила факультет социологии РГГУ по специальности «политический PR, бизнес PR и реклама». Но уже на первом курсе, когда нам читали общие дисциплины, включая курс по социологии и методологии социологических исследований, я поняла, что эта область мне интереснее, чем PR. В университете я активно участвовала в прикладных исследовательских социологических проектах. По результатам одного из них руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН Игорь Вениаминович Задорин пригласил нас с подругой на стажировку. В результате я задержалась в ЦИРКОНе на 7 лет. Но при этом у меня осталось желание учиться. Возможно, получить смежную специальность, набрать дополнительные навыки. Я поступила в аспирантуру, и, когда пришло время выбирать тему диссертации, Игорь Вениаминович дал мне совет: «Ищите такую тему, которая была бы новой и при этом связана с интересной для вас тусовкой». Моя дипломная работа про отцовство, родительство, социологию семьи могла привести только в «тусовку бабушек». Хочешь в другую тусовку — ищи новые классные темы. Мы посоветовались с научным руководителем, профессором Николаем Валентиновичем Романовским, и выбрали сетевой анализ, поскольку тогда эта методология в России была практически не представлена.
Во время учебы в аспирантуре в моей жизни случилось знаковое событие: я узнала, что Научно-учебная лаборатория «Социология образования и науки» Даниила Александровича Александрова проводит в Петербурге первую летнюю школу по сетевому анализу. Я еще не очень умела работать в необходимых программах и немного блефовала, когда писала заявку, но каким-то чудесным образом меня взяли. В школе я встретила многих людей, с которыми сейчас иду по жизни. В том числе своего будущего мужа. Стас как раз окончил специалитет в Томске, поступил в московскую Вышку и стал ходить на курс к Галине Витальевне Градосельской — первому российскому социологу, специализирующемуся в области сетевого анализа. Я написала ей письмо с просьбой посещать ее занятия. Мне снова повезло. Галина Витальевна была очень доброжелательна и даже попросила, чтобы мне выдали пропуск. Для меня это был первый настоящий курс по сетевому анализу.
В 2014 году заместитель первого проректора ВШЭ Валентина Викторовна Кускова и ученый Стэнли Вассерман создали Лабораторию прикладного сетевого анализа. Мой муж, учившийся в Вышке, в нее попал, а я нет. Было обидно! Но уже скоро я стала посещать семинары лаборатории и после защиты диссертации в 2015 году стала ее научным сотрудником на небольшую ставку. В конце 2016 года, когда я решила уходить из ЦИРКОНа в свободное научное плавание, Валентина Викторовна, еще не зная о моих планах, предложила мне работу в лаборатории на полную ставку старшего научного сотрудника. В 2017 году я впервые поехала на стажировку — в Центр методологии и социальной информатики Университета Любляны (Словения). До пандемии я бывала там еще много раз. Мы реализовали большой совместный проект, опубликовали ряд статей, провели совместные секции и воркшопы на конференциях. Можно сказать, что между нашими научными коллективами выстроились не просто отношения сотрудничества, а настоящая дружба.
В 2018 году я стала заместителем заведующего лабораторией и взяла на себя многие обязанности, связанные с научной деятельностью. И когда в 2020 году у меня родился сын, работа была отстроена так, что мне не понадобилось уходить в декрет. Я могла прямо из дома организовывать научные семинары, вести отчетность и работать над научными публикациями. Но в начале прошлого года Валентина Викторовна перешла на работу в университет в США. Нужно было быстро принимать решение: закрывать лабораторию или брать на себя руководство. Я выбрала второе. Потом уехал на стажировку научный руководитель нашей магистерской программы, и мне снова пришлось принимать важные решения и брать на себя дополнительные обязательства. Тем не менее за этот год мы смогли отстроить процессы. И главное, я могу осторожно думать о том, что у нас получается создать коллектив, на который можно положиться.
В прошлом году мы закончили третий трехгодичный цикл и представили результаты деятельности лаборатории. Экспертный совет высоко оценил нашу работу в условиях турбулентности, и лабораторию продлили до конца этого года. Мы предпринимаем много усилий для продления лаборатории. Более того, мы рассчитываем стать ведущим центром экспертизы в области сетевого анализа в СНГ на базе Вышки к 2025 году.
После школы я поступил в Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Моя специальность называлась «социальная работа». Нас учили почти как социологов, но плюс к теории — всяким прикладным вещам, связанным с социальной помощью людям. На втором курсе я пришел к родителям и сказал, что хочу параллельно учиться на юриста. Родители обрадовались, потому что почти все мои родственники по образованию юристы, и я поступил в Московский университет им. С.Ю. Витте на заочное отделение юридического факультета. Потом отучился в Малой академии государственного управления ННГУ. Это что-то вроде профессиональной переподготовки. Социальная работа и юриспруденция — каждая по-своему связана с государством. Дальше была аспирантура. Я выбрал направление «Философия, этика и религиоведение» и одновременно с учебой начал работать в Вышке.
Мое попадание в Вышку — отдельная история. Не у всех так было. В 2014 году, когда я еще учился в магистратуре, мы с моим научным руководителем и несколькими студентами решили делать исследование. Подали на грант ныне уже не существующего Российского гуманитарного научного фонда и выиграли его. А через год, когда проект был уже в процессе, наш научный руководитель перешла работать в Вышку. Вместе с ней перешел грант. И тогда нас, участников исследования, тоже трудоустроили в Вышку, притом что учиться мы продолжали в ННГУ. Грантовое исследование закончилось, а я остался в ВШЭ. Первая моя должность здесь — менеджер департамента. Это административная должность, которая предполагает работу с преподавателями. Со студентами я в тот момент практически не пересекался. А потом так получилось, что моего научного руководителя позвали в СПбГУ. Место преподавателя социологии стало вакантным, его предложили мне, и я стал совмещать. Постепенно, кроме социологии, я стал читать другие дисциплины. В это время как раз доучивался в аспирантуре по философии. Но как только начал работать на полную ставку как преподаватель, мне предложили стать заместителем декана по работе со студентами и общим вопросам.
Если есть желание развиваться и пробовать новое, в Вышке есть где развернуться. И, что особенно приятно, твою инициативу всегда поддержат — и преподавательскую, и студенческую. Например, мы с ребятами в этом году победили в вышкинском конкурсе «Открываем Россию заново» и летом поедем в экспедицию в город Кириллов Вологодской области. Будем работать в Кирилло-Белозерском музее при Кирилло-Белозерском монастыре — изучать аудиторию и выстраивать новые способы коммуникации. А прямо сейчас делаем интересный исследовательский проект, в ходе которого изучаем язык и его изменения по текстам на дореволюционных открытках.
Кстати, история с исследованием, которое привело меня в Вышку, имела продолжение. Отправной точкой нашего исследования была теория габитуса известного французского социолога Пьера Бурдьё. Габитус — это, вообще, определение видовых признаков из ботаники и зоологии. У человеческих групп тоже формируются общие признаки. Например, когда люди в течение нескольких лет вместе учатся на одном факультете. С одной стороны, тут есть некая преемственность, старшие курсы передают младшим какие-то традиции. С другой — преподаватели на факультете обычно работают подолгу и оказывают на своих студентов примерно одинаковое влияние. В ходе исследования мы продемонстрировали, что по общим признакам могут отличаться не только факультеты, но и разные специальности в рамках одного факультета. Студенты из разных групп даже досуг проводят по-разному. Теперь, когда я преподаю (и в том числе несколько лет вел майнор «Эффективная профессиональная коммуникация»), понимание таких вещей очень помогает мне в работе. По тому, как человек представляет себе материал и насколько бойко он со мной общается, я могу довольно быстро определить, кто передо мной. Например, экономисты или менеджеры сразу пытаются что-то «продать». Юристы достаточно часто любят дискутировать, тем более что я их учу, что конфликт — это нормально, а главное — экологичное и конструктивное поведение в нем. А математики в большинстве своем люди достаточно замкнутые, приходят на этот майнор, как раз чтобы освоить коммуникативные техники и приемы. А еще я на примере этого исследования в ходе преподавания социологии показываю своим студентам, как разрабатывать инструментарий, работать с данными, и много других полезных для исследователей вещей. Студентам же интересно наблюдать за студентами и сравнивать с собой.
Мне всегда было интересно наблюдать за людьми, за тем, как устроено общество. И потом хотелось делать что-то на стыке гуманитарных и технических наук, чтобы можно было и посчитать, и почитать, и поговорить. Поэтому я выбрала социологию.
Я занимаюсь медиаисследованиями. Это скорее междисциплинарное направление, в котором я стараюсь использовать не только опыт социологов, но и работы ученых-медийщиков, политологов, экономистов и иногда даже психологов. Этот сюжет я нашла почти случайно. После бакалавриата в Новосибирском государственном университете я поступила по олимпиаде в магистратуру Вышки. Здесь я получила возможность свободно выбирать тему исследования, которой не было в моем первом университете. При этом я плохо представляла, чем хочу заниматься. Зато быстро выбрала научного руководителя. Увидев выступление Светланы Юрьевны Барсуковой на научно-исследовательском семинаре, я захотела работать с ней. Светлана Юрьевна предложила мне на выбор два перспективных направления исследования, но наиболее интересным мне показалось изучать то, как в различных СМИ освещается вступление России в ВТО, которое как раз тогда происходило. За время магистратуры я успела проникнуться темой, к концу учебы у нас уже была подготовлена научная статья, которую я обкатала на конференциях. С тех пор я и занимаюсь исследованиями медиа. Правда, в последний год я сфокусировалась на новом аспекте этой области. Если изначально я занималась анализом контента, то позже начала изучать, как люди потребляют новости. Тема моего текущего проекта — избегание новостей и думскроллинг, под которым я понимаю болезненное избыточное внимание к негативным новостям. В условиях кризиса обе эти тенденции широко распространяются. Кто-то начинает шарахаться от любых сообщений о текущих событиях, отписывается от новостных приложений, просит близких не обсуждать с ним определенные темы, иногда даже устанавливает на свои гаджеты специальные блокировщики, ограничивающие доступ на определенные сайты. Кто-то, напротив, сутками не может оторваться от новостной ленты и смотрит новости, даже стоя под душем или на вечеринке. Это очень интересно — как одни и те же события формируют такие противоположные практики.
Моя основная деятельность в Вышке — научно-исследовательская, но со второго года аспирантуры я начала преподавать. За семь лет, что я здесь работаю, я читала разные курсы на разных факультетах. В том числе свой собственный курс «Прикладной анализ медиа», который просуществовал несколько лет в формате общеуниверситетского факультатива. Это был необычный опыт, когда ко мне приходили люди совершенно разных специализаций и иногда в два раза старше меня. Было важно рассказать материал так, чтобы он был понятен и первокурснику с технического факультета, и магистранту с гуманитарного. В следующем году я надеюсь запустить еще один авторский курс. На этот раз в рамках магистерской программы. Его темой станут современные исследования медиапотребления.
Если говорить о моих амбициях как исследователя, конечно, мне хочется публиковаться в хороших зарубежных журналах, получить грант Российского научного фонда, написать книгу и т.д. Но главное не в этом. Я делю проекты, которыми занимаюсь, на две категории: то, что делается для получения формального результата (публикация, надбавка и др.), и то, что делается, чтобы быть сделанным. Это когда главное — в самом процессе, который увлекает и доставляет удовольствие. Лучшие результаты приносят проекты второго типа. Свое текущее исследование я воспринимаю именно так.
Профессия «социолог» предоставляет широкий спектр возможностей для карьерного развития. Это исследовательские фонды, лаборатории, коммерческие, политические организации, органы государственной власти, СМИ, маркетинговые и PR-агентства. На примере наших сотрудников мы видим разнообразие профессиональных возможностей, предоставляемых Вышкой для социологов. Один из героев интервью говорит о том, что в определенный момент жизни человек оказывается в точке выбора. Все наши коллеги-социологи, о которых мы хотим рассказать в этом выпуске «Карьера в Вышке», подошли к своей точке выбора социологии как науки или как учебной дисциплины, несмотря на возможность развития в других направлениях деятельности или выбора иной отрасли науки. Не может не радовать и тот факт, что наши герои, работая в Вышке, не только успешно совмещают исследовательскую деятельность и преподавание, но и проявили себя в качестве высокопрофессиональных администраторов.