Год назад Вышка одной из первых среди российских вузов начала не просто принимать детей участников специальной военной операции, а оказывать этим ребятам комплексную поддержку. Для реализации этой задачи в университете была создана Дирекция сопровождения отдельных категорий студентов. О первых итогах ее работы, а также о том, как живется спецквотникам в Вышке, рассказывает руководитель подразделения Андрей Саак.
— Вышка одной из первых стала активно помогать абитуриентам и студентам — детям военнослужащих, участвующих в спецоперации. Расскажите, как построена эта работа?
— Хотел бы подчеркнуть, что в Высшей школе экономики мы запустили этот процесс еще до того, как в прошлом году появились официальные нормативные акты о спецквоте. Во время приемной кампании мы помогали абитуриентам на этапе подачи документов, общались с ними и их родителями, рассказывали об университете, решали вопросы при заселении в общежития. На протяжении всего периода обучения студентов сопровождают менеджеры нашей дирекции, к которым они могут обратиться абсолютно по любому вопросу и быть уверенными, что он будет обязательно рассмотрен.
Мы также в прошлом году провели для ребят из новых регионов и тех, кто поступил по спецквоте, адаптационный курс по математике, чтобы подтянуть тех, у кого не хватало знаний по этому ключевому для Вышки предмету. Сейчас разрабатываем программу сопровождения на будущий учебный год, в которой стараемся учесть опыт этого года, а также новые условия, вызовы, с которыми столкнемся. К адаптации ребят привлекаются учебные ассистенты и консультанты, лучшие преподаватели.
— Ребята учатся уже почти год, как у них сейчас дела?
— С учебой все справляются нормально: на сегодняшний день выбыл только один спецквотник, остальные успешно учатся. Ребята справляются со своими образовательными программами. Конечно, как в любом процессе обучения и развития, есть свои взлеты и падения, что-то дается легко, что-то — не с первой попытки.
— Как для них решен жилищный вопрос?
— Абсолютно все студенты, обозначившие потребность в этом, обеспечены общежитиями на весь период обучения.
— В университете работает оперативный штаб по организации поддержки работников и обучающихся НИУ ВШЭ и членов их семей, призванных на военную службу в Вооруженные силы РФ по частичной мобилизации. Какие задачи он решает?
— Оперативный штаб — это единое окно для обращений студентов, их родителей (законных представителей) и учебных офисов. Его члены рассматривают все обращения студентов, родители и супруги которых принимают участие в СВО, и вырабатывают наиболее эффективные решения для поддержки каждого студента. В числе мер адресной поддержки — перевод с коммерческого обучения на обучение за счет средств ВШЭ, выплата материальной помощи и иные. Хотел бы подчеркнуть, что университет в целом реализует персональный подход в каждом конкретном случае каждого обратившегося студента. Такая стратегия подразумевает глубокое погружение в ситуацию и способствует выработке наиболее результативных мер поддержки.
— Какова квота для детей военнослужащих и других подобных категорий в этом году?
— Если мы говорим про меру федеральной поддержки, то, как и в прошлом году, 10%. В конце 2022 года были внесены изменения в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», и теперь установлена 10-процентная отдельная квота при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета. Она распространяется на Героев России, людей, награжденных тремя орденами Мужества, детей участников СВО, детей военнослужащих, сотрудников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудников органов внутренних дел РФ, направленных в другие государства органами государственной власти РФ и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
— Сколько мест выделено по отдельной квоте в этом году и какие условия поступления в университет для этой категории абитуриентов?
— Всего в Москве на приемную кампанию 2023 года в рамках отдельной квоты выделено 272 места, в Санкт-Петербурге — 60, в Нижнем Новгороде — 45, в Перми — 24. При поступлении по отдельной квоте абитуриенты могут использовать результаты ЕГЭ, сдавать общеобразовательные вступительные испытания или использовать результаты вступительных испытаний на базе профессионального образования. Если у абитуриента есть результаты ЕГЭ по нужному предмету, он все равно может сдать внутренний вступительный по этому предмету, а после использовать лучший результат. А Герои России и награжденные тремя орденами Мужества поступают без вступительных испытаний. Исключение составляют испытания творческой и (или) профессиональной направленности. Это же правило распространяется на ряд других категорий, подробнее об этом можно узнать на странице нашей дирекции на сайте Вышки.
Хочу напомнить, что, помимо отдельной квоты, ребята могут поступать в рамках общего конкурса, по олимпиадам, участвовать в программе «Социальный лифт» в категории «Дети ветеранов боевых действий».
— Дирекция работает сегодня и с другими специальными категориями абитуриентов и студентов, в том числе с теми, кто идет в Вышку по программе «Социальный лифт», о которой вы упомянули. Каковы основные ее параметры в этом году?
— Условия участия в проекте не сильно изменились по сравнению с предыдущим годом. В этом году на программу выделено 199 мест в Москве, 22 — в Нижнем Новгороде, 31 — в Санкт-Петербурге, 12 — в Перми. Для участия в программе нужно собрать необходимый пакет документов, своевременно подать заявку до 9 июня 2023 года, пройти отбор комиссией, сдать ЕГЭ, набрав установленное университетом минимальное количество баллов по каждому предмету вступительного испытания.
На участие в программе могут претендовать выпускники школ и колледжей (за исключением жителей городов-миллионников*), которые относятся к следующим категориям:
дети умерших (погибших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) родителей при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
дети умерших (погибших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) родителей, имевших высшие государственные награды;
дети родителей, ставших инвалидами I и II группы при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
дети родителей (законных представителей), имеющих высшие государственные награды и являющихся инвалидами I и II группы;
дети из семей с низкими доходами;
дети из малообеспеченных семей из районов с низкой степенью доступности высшего образования (дети, проживающие в моногородах или сельских населенных пунктах);
дети родителей с низким образовательным уровнем;
дети из многодетных малообеспеченных семей;
дети из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
дети ветеранов боевых действий.
* Ограничение для городов-миллионников не распространяется на заявителей из категории «дети ветеранов боевых действий».
— Еще одна важная категория, с которой работает дирекция, — это ребята из новых регионов РФ. Сколько их поступило в Вышку в 2022 году и сколько учится сейчас?
— В 2022 году на программы бакалавриата и специалитета ВШЭ поступили 65 студентов, в магистратуру — 13 человек. Тут я учитываю все способы поступления: и поступление в рамках квоты Правительства РФ, и прием на места с оплатой обучения, и перевод из других вузов. В этой категории у нас больше всего студентов из ДНР (38 человек) и ЛНР (23 человека). Хочу заметить, что отсев минимальный: на начало мая 2023 года по разным причинам выбыло 5 студентов бакалавриата и 1 студент специалитета. Для Вышки это очень хороший показатель, так как учиться у нас сложно, а учитывая тот факт, что ребята из новых регионов готовились к поступлению в университет в крайне сложных условиях и школьные программы на тот период все же имели расхождения с российскими, не могу не отметить их ответственный подход к освоению образовательной программы и высокую мотивацию к учебе. Это говорит об осознанном выборе вуза и направления обучения.
— Какие программы были самыми популярными у абитуриентов из новых регионов?
— Если мы говорим про бакалавриат, то студенты из новых регионов, поступившие в 2022 году, выбрали 24 образовательные программы. Самая популярная программа — «Дизайн» (10 человек), на втором месте — «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» и «Юриспруденция» (по 5 человек), на третьем — «Международные отношения» и «Журналистика» (по 4 человека). В магистратуре все достаточно равномерно: ребята учатся на 11 образовательных программах, популярностью пользуются программы «Стратегический менеджмент и консалтинг» и «Производственные системы и операционная эффективность».
— Изменились ли условия поступления абитуриентов из новых регионов в 2023 году? Какие ключевые моменты условий приема в этом году можно выделить?
— В этом году студенты из новых регионов поступают в вуз как граждане Российской Федерации. Более подробно процедура расписана в соответствующем постановлении Правительства РФ №528, вышедшем в апреле этого года. Единственный момент: абитуриенты из новых регионов могут использовать результаты ЕГЭ (при наличии) и (или) сдавать вступительные испытания по общеобразовательным предметам, проводимые вузом самостоятельно. С перечнем вступительных испытаний и графиком их проведения можно ознакомиться на сайте Приемной комиссии Вышки.
Также для этой категории абитуриентов при приеме учитываются индивидуальные достижения, полученные ими как на территории России, так и за ее пределами, в том числе документы об образовании с отличием, полученные за рубежом. А победителям и призерам IV этапа всеукраинских ученических олимпиад, республиканской олимпиады школьников, членам сборных команд Украины, сформированных в установленном законодательством Украины порядке и участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, предоставляется право на прием на обучение без вступительных испытаний.
— Одна из ваших задач — это помогать и поддерживать студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями.
— Да, мы активно помогаем этим ребятам. Мы регулярно с ними общаемся, принимаем от них обращения. Например, мы поддержали инициативу студентов, вместе с которыми создали рабочую группу и работаем над тем, чтобы сделать жизнь в университете более комфортной для ребят с инвалидностью и ограниченными возможностями (ОВЗ). Фактически ребята сегодня дизайнеры того, как должна быть организована эта сфера в Вышке. Мы также разрабатываем сейчас стратегию по работе с этой категорией студентов, частью которой станет информирование сотрудников и преподавателей о правах ребят и о том, как лучше и эффективнее организовать учебный процесс для них.