Новый выпуск карьерного проекта «Вышка для своих» посвящен организационным психологам, для которых одинаково важны исследовательская составляющая, аналитика и постоянный контакт с внешним миром — от школ и университетов до коммерческих компаний.
— Мой профессиональный опыт в сфере HR начался с обучения на факультете психологии Пермского педагогического университета. Я была в первом наборе. Впервые в нашем городе появилась возможность получить высшее образование по специальности «психолог», и наш курс был экспериментальным — всего 30 человек. Нам давали максимум знаний не только в сфере педагогической, но и в том, как применять эти знания, работая в компаниях.
В 2000-е, когда я окончила институт, в нашем крае психологов в организации особо не брали. Психологи либо работали в образовании, либо вели частную практику. Мне же хотелось поработать именно в организации, и я прошла собеседование в крупную дистрибьюторскую компанию оргтехники и довольно долго работала в ней, применяя свои знания в области управления персоналом. Я занималась подбором персонала, обучением, внутренними коммуникациями.
В пермскую Вышку я пришла 22 года назад. Это интересная история. Моя младшая сестра, которая училась там на 3-м курсе, с упоением мне рассказывала, какой это классный вуз. И в тот момент, когда я ушла из компании, ушла в никуда, я случайно увидела объявление. В нем было написано, что Вышка открывает новую кафедру — кафедру управления человеческими ресурсами. Я поняла, что хочу туда, пришла на собеседование, и в сентябре 2002 года начался новый этап в моей жизни. Я много учусь, чтобы было интересно студентам, обучаюсь современным образовательным практикам, например, с началом работы в университете прошла обучение в Международном Эриксоновском университете коучинга по программе «Трансформационный коучинг», игропрактике в Гильдии разработчиков бизнес-игр, геймификации в НИУ ВШЭ. Это помогает выстраивать занятия так, чтобы студенты могли думать и принимать самостоятельные решения. Полтора года назад я победила в IV Всероссийском конкурсе «Мастер бизнес-тренинга», это мой личный профессиональный результат.
Если говорить про карьеру, то большую часть времени в моей профессиональной практике занимает преподавание и корпоративное обучение. Я обожаю наш вуз, вижу себя его частью и люблю работать со студентами. Сейчас я занимаю должность доцента департамента менеджмента на практико-ориентированной траектории. В этом году мою кандидатуру одобрили на должность академического наставника нового трека широкой магистратуры «HR-технологии и аналитика». Я несказанно рада тому, что такой трек появился, он актуален для нашего региона. Я вижу в таком образовании потенциал, так как квалифицированные специалисты в сфере HR сейчас востребованы. Сегодня бизнес повернулся в сторону сотрудников, и нужны те, кто владеет современными практиками управления персоналом, управления лояльностью и HR-брендом и, конечно, владеет HR-аналитикой.
— Мне всегда нравилось решать сложные консалтинговые задачи. Чем сложнее, тем интереснее. И в организационном консультировании и психологии мне интересно работать с комплексными задачами.
В моей практике есть место индивидуальному формату в форме коучинга, но меня по-прежнему, как и 22 года назад, на старте карьеры, больше увлекает работа с группами, управленческими отраслевыми командами. Ведь группа — это система, которая сложнее, чем один человек. Организация — сложнее, чем группа. А отраслевая команда — еще сложнее.
Я начинала работать бизнес-тренером. Потом, в 2003 году, погрузилась в коучинг и организационное консультирование. А еще позже добавила модерацию. Модератор — это человек, который работает с более сложными проектами, сопровождая команды в разработке стратегий развития.
Раньше мне было интересно попробовать себя в консалтинге в разных отраслях: в банковском деле, в ритейле, в нефтегазовом секторе, в сельском хозяйстве. Сейчас, когда выполнены проекты в 20+ отраслях, важнее ценностные моменты. Как говорится, ты можешь заниматься в жизни чем угодно, но лучше заниматься тем, в чем есть смысл и ценность. Для меня это созидание — делать что-то полезное для развития общества, для других людей. Я вижу в этом и основания организационной психологии. А как продуктивнее делать что-то полезное для людей? Мой ответ — работать с образованием. Поэтому в последние годы я добавила в круг своих проектов проекты для систем образования, здравоохранения и социального сектора. Так мой вклад в развитие общества будет больше.
В Вышку я пришла в 2014 году как аспирант. Защитила диссертацию по формированию готовности к организационным изменениям и начала преподавать. Сначала это был один небольшой курс, а с 2022-го я веду программы по организационной психологии, управлению изменениями и коучингу, провожу исследования.
Самое сложное в моей работе сейчас — успевать реализовывать все интересное и продуктивное и при этом делать долгосрочный вклад в развитие. Мой научный руководитель в магистратуре Алексей Михайлович Долгоруков говорил: «В жизни приличного консультанта должны быть три области. Он должен делать практические проекты, он должен заниматься наукой, чтобы развиваться, и он должен преподавать, делиться со студентами знаниями». В своей профессиональной жизни я следую этому совету — работаю в консалтинге, провожу исследования в области организационной психологии и коучинга и преподаю. Хочется, чтобы научная и практическая психология помогали друг другу. В этом смысле практикам важно делиться своим опытом, людям науки — создавать практичные полезные инструменты для тех, кто в практике, а студентам — видеть свежие работы и кейсы и учиться у тех и у других.
Мне интересно работать со студентами. Интересно то, как они думают. У них пока еще нет ограничений, что сложно, а что нет. Они очень вдохновляющие, мотивированные и целеустремленные.
— Организационная психология — в современном мире вещь довольно распространенная. Она есть там, где есть организации, а их много. Мы живем в капиталистическом мире, где организация — это единица энергии. Мне всегда было одинаково интересно поведение людей и экономическая составляющая. Поэтому, выбирая между психологией индивидуальной, консультативной, и психологией организационной, изучающей поведение многих людей, я выбрал последнюю. Здесь есть что исследовать, можно программировать, и есть место для анализа данных — это еще одна вещь, которую я очень люблю.
Если не считать волонтерства, которым я занимался в Вышке с первого курса, официально меня приняли на работу в Центр социокультурных исследований (тогда он назывался Лабораторией социокультурных исследований) в 2011 году. У центра есть собственная магистратура. Как только я окунулся в работу и понял, что попал к единомышленникам, я сразу поступил на магистерскую программу, а сейчас учусь в аспирантуре. Моя тема — благотворительность. Тем не менее ничто экономическое или организационное мне не чуждо, и я активно этим занимаюсь вне Вышки. Сейчас, например, я работаю в лаборатории компании Business Speech, которая специализируется на обучении и тренингах.
Что касается научной карьеры, я все еще стажер-исследователь, как в 2011 году, когда только пришел. В этом смысле я самый устойчивый, но не самый взрослый. Мне кажется, в Вышке стажер-исследователь — одна из самых устойчивых позиций. Для меня самое главное — интерес, а карьера идет вторым номером.
Свое ближайшее будущее я вижу в преподавании. Я всегда хотел вести «Методы анализа данных в HR и социальных исследованиях», и вот мечта сбылась: я закончил вести первый год своего курса (три модуля), а до этого я консультировал студентов и научных руководителей. И, кажется, добился определенных успехов. Преподавание стимулирует меня постоянно развиваться. Чтобы продолжать преподавать, нужно не зачерстветь, а значит, у меня нет выбора — придется развиваться.
— Я пришел поступать в университет после окончания срочной службы. У меня были преференции. В Вышке в бакалавриат по психологии не нужно было писать сочинение, требовалось пройти тест, и я подумал, что это здорово и университет как раз для меня. Увидев меня, в приемной комиссии все очень удивились и сказали: «Надеемся, ты переживешь первую сессию». И я пережил.
После бакалавриата я учился на магистерской программе «Психология в бизнесе», затем устроился в корпорацию Philips, где занимался трейд-маркетингом. Параллельно с этим у меня были интенции побыть ученым. В 2009 году я попробовал работать в вышкинской лаборатории. Думал, буду писать кандидатскую диссертацию, но не тут-то было. Чем дольше я писал, тем лучше понимал, что я не классический исследователь. Я практик, человек, который решает прикладные задачи, используя те же академические подходы, но в другом ключе.
Спустя какое-то время меня пригласили в Вышку на форсайт по психологии бизнеса, и у нас с коллегами возникла идея помочь образовательным блокам. Так я вернулся в Вышку преподавать на магистерской программе «Психология бизнеса» на кафедре организационной психологии. Примерно в то же время я ушел из Philips и начал заниматься организационным консалтингом по обучению и развитию. С тех пор, сколько я себя помню, делаю эти две вещи: преподаю и делаю консалтинговые проекты по work design, по стратегии и трансформации.
Налицо принцип дополнения. То, что сотворил на практике, живые кейсы, сразу попадает в курс. С другой стороны, каждый год, когда ты обновляешь курс, тебе нужно читать литературу, включать рефлексию, искать модели и исследования. А тут для рефлексии есть собственная практика, которую ты в это же время обогащаешь разными новыми вещами и все время учишься. Преподавание — как способ постоянно развиваться в своей профессии и в своей практике.
Кроме того, я работаю в проекте, который развивает компания CUSTIS. Это наша российская IT-компания. Она делает продукт для трансформации высшего образования в сторону его индивидуализации, и я выступаю в ней в роли лидера практики по управлению изменениями. Занимаюсь трансформационными проектами в университетах. На третий год работы в проекте мы с коллегами решили поступить в аспирантуру в Институт образования ВШЭ. Так после 10 лет практики я вернулся в Вышку в роли аспиранта, который начинает свой путь исследователя. Теперь я участвую в исследовательских проектах как преподаватель Вышки и как аспирант Института образования. Мы исследуем образовательное поведение как феномен, как сущность и ищем варианты этого поведения в зависимости от того или иного дизайна образования.
Вышка позволяет относительно безопасно попробовать себя в разных треках и сделать выводы.
Психология — интересная, многогранная наука, а также востребованная профессия. Она включает в себя множество направлений: социальная, организационная, педагогическая, возрастная, медицинская психология и др. Разобраться в психологических проблемах бывает непросто даже опытным специалистам, поэтому профессия предполагает регулярное получение дополнительного образования и повышение квалификации. Из интервью наших коллег мы видим, что преподаватели Вышки постоянно совершенствуются в профессиональном плане и успешно совмещают преподавание, научную и практическую деятельность. А Вышка предоставляет им возможность реализоваться в различных сферах и выбрать для себя наиболее значимые и интересные.