В Вышке развита культура обратной связи: студенты могут оценить учебные курсы и преподавателей, оставить отзывы о работе университетских сервисов или решить срочные вопросы. Аналитики отдела обратной связи и внутреннего оценивания Центра внутреннего мониторинга подготовили материал о том, как работает самый масштабный из каналов обратной связи — студенческая оценка преподавания.
Студенческая оценка преподавания (в Вышке принято называть ее СОП) — это ключевой инструмент обратной связи об учебном процессе. Она проходит четыре раза в год: в конце каждого модуля студенты оценивают дисциплины, которые уже успели изучить, и преподавателей, которые их ведут. Анкета обычно открывается за три недели до сессии и состоит из нескольких блоков вопросов. По каждой дисциплине студенты оценивают ее полезность для будущей карьеры, для расширения кругозора и разностороннего развития, а также новизну полученных знаний и сложность курса для прохождения. Оценивая преподавателей, учащиеся анализируют ясность требований и качество изложения материала, а еще — уровень контакта со студентами и возможность общения вне аудитории.
В анкете дается обратная связь и по другим элементам. Например, можно оценить онлайн-курсы и опыт проектной деятельности, а также организацию учебного процесса в целом.
В СОП важны не только оценки, но и текстовые комментарии: они объясняют причины возникающих проблем и помогают преподавателям разобраться, с чем нужно работать, а похвала мотивирует продолжать выбранный путь. Комментарии сгруппированы в несколько особых полей для каждого учебного курса и каждого преподавателя: в одном предлагается указать позитивные и успешные практики, а в другом — неудачные решения и предложения по их корректировке.
СОП действительно масштабна: ежегодно студенты Вышки оценивают в ней работу около 8 тыс. преподавателей и содержание около 10 тыс. учебных дисциплин. Для учебного процесса это ключевой механизм регулярной обратной связи.
СОП трудно представить без двух ее главных принципов. Она обязательна для прохождения всеми студентами — это позволяет работать с генеральной совокупностью данных, а не с выборкой. Например, в 2022/23 учебном году в течение каждого модуля (то есть четыре раза в год) отзывы оставляли от 40 до 44 тыс. студентов (в зависимости от наполнения индивидуальных учебных планов).
А еще анкета принципиально анонимна: никто не узнает, как именно конкретный студент оценил изученные дисциплины или какие комментарии оставил. Это позволяет учащимся писать отзывы честно и подробно, а преподавателям и управленцам — выслушать всех и принимать решения на основе обобщенных данных.
СОП решает две задачи: основная (с полным набором оценок и комментариев) — посмотреть на то, как была реализована учебная дисциплина вблизи момента ее завершения, и дополнительная (только с комментариями) — дать обратную связь в процессе прохождения курса, чтобы что-то модифицировать уже сейчас, пока он не закончился.
Больше всего пользователей данных опроса — среди преподавателей. С помощью статистики по оценкам и текстовых комментариев они узнают о том, какие темы и форматы работы больше всего понравились студентам, а какие — наоборот, как они оценивают качество учебных материалов и виды заданий. На основе результатов СОП можно также оценить свой прогресс как преподавателя — и это работает как с длительными процессами (например, когда несколько лет подряд менялась система оценивания), так и с экспериментами (например, при введении нового игрового формата занятий). Подробно о том, как преподаватели используют полученные данные, можно почитать здесь.
Результаты СОП также важны руководителям департаментов и кафедр. Данные помогают им определить, кого из преподавателей следует позвать на следующий год продолжить вести ту же дисциплину, а кому лучше подыскать другую нагрузку. Со сценариями использования и личным опытом работы университетских администраторов с СОП можно познакомиться на этой странице.
Данные студенческой оценки преподавания очень полезны академическим руководителям образовательных программ. При составлении учебных планов они смотрят на статистику оценок и комментариев и понимают, какие курсы предложить студентам на следующий год, что изменить в объеме и в содержании, какие дисциплины добавить, сделать по выбору или поставить на другой курс обучения. Есть и другие примеры использования данных анкеты в методической работе, о них можно прочитать здесь.
Наконец, результаты СОП важны для общей управленческой повестки университета, для его руководства: помимо постоянного мониторинга возможных проблемных зон и вопросов, они, к примеру, помогают вычислять часть ключевых показателей эффективности деканов факультетов и академических руководителей образовательных программ, а также много других индикаторов для различных управленческих задач.
Студенческая оценка преподавания — действительно очень масштабный проект Центра внутреннего мониторинга. Без обратной связи невозможно развиваться, и СОП обеспечивает ее на всех уровнях. В целом студенческие оценки преподавания — один из ведущих инструментов внутреннего мониторинга качества в мировых университетах. Но эта система в нашем университете далеко не статична, не стоит на месте: мы регулярно ищем возможные направления для улучшений и нововведений. За последние годы в ней появились оценка проектов, онлайн-курсов, возможность дать комментарии к дисциплинам, которые еще продолжаются, а также новые, более удобные и стабильные модули просмотра результатов для преподавателей и дэшборды для руководства. По мониторинговым опросам преподавателей мы знаем, насколько СОП для них важна, и стараемся делать процесс работы с ее результатами максимально удобным.
Роль студентов в СОП не ограничивается заполнением анкеты. С результатами анкетирования после подписания соглашений о неразглашении конфиденциальной информации регулярно работают различные студенческие исследовательские группы (в том числе представляющие органы студенческого самоуправления). Руководители образовательных программ, как и преподаватели, нередко сами обсуждают результаты СОП с учащимися.
В Вышке действительно получилось сформировать внутреннюю культуру обратной связи — взаимную заинтересованность всех сторон в повышении качества образовательного процесса, готовность слушать и принимать другие точки зрения, а также институциональную и технологическую платформу для этого.