Преподавание требует не только таланта или яркого ума, но и профессионального подхода, системы и компетенций. Именно этому учит майнор для студентов ВШЭ «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху». Алексей Обухов и Елена Овакимян поделились опытом программы, которая уже пять лет поддерживает молодых людей в их стремлении освоить мастерство педагога и запустить собственный образовательный проект.
Термин «майнор» происходит от английского minor — второстепенный, меньший. Это дополнительный курс, который дает возможность студенту бакалавриата изучить направление, радикально отличающееся от major — его основной программы обучения. Например, студент, изучающий экономику, может заинтересоваться и изучить основы написания художественного произведения или приемы ландшафтного дизайна. Или стать хорошим учителем.
«Профессорский» майнор ориентирован на студентов, которые прежде не были связаны с педагогикой. Получая знания по специальности, на майноре они узнают, как делиться этими знаниями с людьми разных возрастов. Здесь «профессор» — это не степень или звание, это образ наставника, который умеет увлечь и малыша, и пенсионера. Курс показывает, как эффективно организовать учебную деятельность для разных групп обучающихся: что мотивирует детей, как заинтересовать подростка и чем увлечь взрослых.
Когда на майноре собираются и физики, и лирики, они делятся своими знаниями и опытом, делая учебу ярче. Сочетание разных дисциплин не только укрепляет дружеские связи между студентами, но и открывает новый подход к обучению, который редко встречается в классических педагогических вузах.
Обучение здесь не идет по шаблону. Можно анализировать образовательные ситуации, научные работы или даже обсуждать фильмы. Учитывается индивидуальность каждого студента: если что-то не по душе, всегда есть альтернатива, для каждой темы в майноре предложено несколько вариантов заданий.
На майноре студенты создают свои онлайн-курсы, опираясь на собственные интересы и знания. Для понимания педагогики в действии они участвуют в виртуальных занятиях и наблюдают за реальными методами обучения. В процессе они разрабатывают задания на основе современных методик, обсуждая их с практикующими учителями и тестируя в виртуальных и реальных классах.
Студенты — участники майнора помогают преподавателям в бакалавриате, работают в волонтерских центрах ВШЭ, преподают иностранные языки пожилым, идут в кураторы первокурсников и устраивают мероприятия для школы в проекте «Вышка — детям». Некоторые становятся учителями или педагогами дополнительного образования в школах, занимаются подготовкой учеников к олимпиадам в образовательном центре «Сириус», выступают менторами для старшеклассников — участников конкурса «Высший пилотаж».
Майнор также предлагает практику в региональных школах, например в рамках экспедиций проекта «Открываем Россию заново». В прошлом году студенты помогли создать школьный музей-лабораторию в деревне Афимьино Тверской области. В школах Елизовского района Камчатского края они проводили профориентационные тренинги для школьников 7–11-х классов. В этом году путешествие в Забайкалье было посвящено изучению практики краеведения в школах и центрах дополнительного образования детей в Нерчинском районе.
Помимо программы «Стань профессором», Институт образования предлагает еще два майнора. «Исследователь в EdTech» подходит для желающих изучить новейшие образовательные технологии. «Образовательные инновации: от идеи к бизнесу» создан для будущих руководителей образовательных программ и проектов в разных областях — от школьного образования до деловых форумов.