• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Вывести университет на новый уровень развития»

В Вышке прошел традиционный Teacher’s Day

© Высшая школа экономики

С лекцией об ИИ в обучении и оценивании перед участниками встречи выступил директор по развитию преподавательского мастерства НИУ ВШЭ Андрей Дементьев, а профессор Высшей школы бизнеса Сергей Филонович рассказал о преодолении академического индивидуализма. Также прошел традиционный преподавательский марафон: победители весеннего конкурса образовательных инноваций 2023 года в разных номинациях говорили о своих педагогических находках, в том числе об использовании технологий ИИ.

В роли модератора Teacher’s Day выступила директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ, исполнительный директор программы «Фонд образовательных инноваций» Оксана Черненко. Она поздравила коллег с началом нового учебного года и отметила, что уже в сентябре проект «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» предложит преподавателям различные форматы повышения квалификации: мастер-классы, интенсивные курсы и новые выпуски подкаста.

Директор по развитию преподавательского мастерства НИУ ВШЭ Андрей Дементьев рассказал об ИИ в обучении и оценивании.

Свою лекцию он начал с рассказа о проблеме, с которой столкнулся год назад, когда эссе, сгенерированное им с помощью ChatGPT, получило высокую оценку в системе взаимного оценивания студентов магистратуры. В следующем семестре он пересмотрел критерии оценивания эссе, но вскоре стало понятно, что ни один способ вручную выделить текст, сгенерированный ИИ, не дает надежного результата. «Революция искусственного интеллекта в образовании случилась и требует рефлексии», — заключил Андрей Дементьев.

Основной тезис лекции он сформулировал так: в обучении фокус на результат, который по определению должен быть наблюдаемым, измеряемым и отчуждаемым, следует смещать в сторону оценивания процессов формирования компетентностей. Причина в том, что результат все чаще будет получаться в сотрудничестве со множеством реинкарнаций ИИ, нейронок и всякого рода генеративных алгоритмов. Самые ответственные, смышленые и смелые студенты уже интересуются у преподавателей, каким образом будет оцениваться написанная таким образом работа.

Андрей Дементьев считает, что студентов необходимо позиционировать как профессионалов, которые будут конкурировать за рабочие места с нейронными сетями, университет для них — это возможность быть сопричастными к центру экспертизы и прокачать свои навыки, чтобы в перспективе выиграть неравный бой с ИИ. «Для более эффективного обучения студентов с разными уровнями подготовки и ориентирами на будущее требуются более тонкие, изощренные и кастомизированные подходы в преподавании, которые пока очень трудоемки», — заключил лектор.

По его мнению, улучшить качество и эффективность обучения поможет тот же ИИ: преподаватели с его помощью могут повысить скорость и качество создания учебных материалов, избежать профессионального выгорания. ИИ автоматизирует рутинные процедуры оценивания заданий открытого типа и предоставление обратной связи, включая исправление ошибок и подробные комментарии, распознает рутинный текст, графики и изображения, повышает объективность оценивания заданий.

Комментируя выступление, руководитель департамента больших данных и информационного поиска ФКН Евгений Соколов отметил, что применения студентами генеративных моделей нельзя избежать и нельзя игнорировать. Так что в правила выполнения работ вносятся корректировки: преподаватель может предложить студентам сообщать об этом и добавлять в отчет информацию, как именно они их использовали, какие плюсы и минусы увидели. В противном случае они их все равно используют, но преподаватель ничего не узнает.

Профессор ВШБ НИУ ВШЭ Сергей Филонович выступил с лекцией «Преодоление академического индивидуализма — путь к повышению конкурентоспособности университета». Он рассказал о трех кейсах из собственной практики, которые были направлены на преодоление академического индивидуализма, свойственного большому университету, и привели к интересным, а иногда удивительным результатам.

Первый кейс — создание программы Executive MBA в начале 2000-х годов. В отличие от зарубежных аналогов, где EMBA идентична по содержанию обычной МВА и отличается только тем, что предназначена для топ-менеджеров и немного сжата по объему, в Вышке было решено положить в основу программы не дисциплины, а актуальные проблемы и освещать их с точки зрения стратегии, маркетинга, финансов, HR, а впоследствии еще и IT.

Авторами и преподавателями программы были пять профессоров Вышки, в конечном счете ставшие ординарными профессорами: Николай Берзон, Ирина Ивашковская, Геннадий Константинов, Игорь Липсиц и сам Сергей Филонович. Успех программы (высокий спрос при высокой цене и небольшом количестве контактных часов) он объясняет тем, что пять коллег примерно одинакового возраста не «мерились достижениями», а были интересны друг другу, учились друг у друга, обменивались опытом и работали вместе. Хотя материалы программы находились в открытом доступе, ее никому не удалось повторить.

Второй кейс, о котором рассказал профессор Филонович, был посвящен подготовке группы преподавателей ВШБ НИУ ВШЭ, способных разрабатывать востребованные образовательные решения ДПО и исполнять роль владельца соответствующего образовательного продукта. 28 слушателей этой программы были набраны из разных департаментов ВШБ, и в ходе обучения они не просто познакомились друг с другом, а узнали о компетенциях коллег, обсудили возможность их приглашения на свои будущие программы. Налаженные личные контакты позитивно отразились на уже действующих основных образовательных программах.

И, наконец, третий кейс был посвящен двум кадровым акселераторам ВШБ, которые состоялись в 2022 и 2023 годах. Задачей акселераторов был отбор менеджеров-практиков, решивших заняться преподаванием, и его совместно проводили представители всех департаментов ВШБ, одновременно знакомясь друг с другом и преодолевая академический индивидуализм.

Подводя итоги лекции, Сергей Филонович отметил, что преодоление академического индивидуализма способствует созданию новых междисциплинарных программ, проведению междисциплинарных исследований, более широкому использованию интеллектуальных ресурсов университета для эффективного взаимодействия с внешней средой. «Интеллектуальный потенциал Вышки огромен, и это позволит нам вывести университет на новый уровень развития», — заключил он.

© Высшая школа экономики

В рамках Teacher’s Day также прошел традиционный преподавательский марафон: победители весеннего конкурса образовательных инноваций 2023 года в разных номинациях рассказали о своих педагогических находках. На конкурс поступило 46 заявок в четырех номинациях: «Преподавание учебного курса и технологии искусственного интеллекта», «Практика внедрения peer-review и peer-assessment в преподавании учебного курса», «Оригинальные решения при проведении контрольных/оценочных мероприятий», «Вольная номинация». Победителями были признаны 16 проектов.

В числе победителей в номинации «Преподавание учебного курса и технологии искусственного интеллекта» — старшие преподаватели Мадина Давлатова (Институт образования) и Евгения Васильева (Школа иностранных языков), авторы курса «Цифровые технологии в преподавании», который реализуется в магистратуре для практикующих учителей и на программе профпереподготовки «Преподаватель английского языка». В рамках курса изучаются более 20 инструментов и технологий ИИ, которые слушатели тут же могут использовать в повседневной работе. Полученные знания облегчают учителям подготовку к уроку, поскольку их научили подбирать цифровую технологию или технологию ИИ с учетом преподаваемого предмета и особенностей своих учеников.

Доцент факультета права Ольга Новикова победила в этой же номинации с проектом «Создание интерактивных тестов для студентов, направленных на развитие и проверку их знаний, с использованием языковой модели GPT-4». Причины появления своего проекта она объяснила так: «Меня впервые попросили выйти к 100 студентам бакалавриата на английском языке, и я поняла, что нужно как-то себе помочь и изобрести быстро эти тесты, чтобы уделить внимание каждому студенту». Пригодился и ее профессиональный опыт — стартап, который помогает крупным компаниям обрабатывать большие объемы документов с помощью ИИ.

Ознакомиться с разработками победителей весеннего конкурса образовательных инноваций 2023 года можно здесь.

Также читайте

Долгожданный праздник собрал сотрудников и детей, чтобы вместе окунуться в атмосферу веселья, игр и развлечений

Сотрудники и студенты Вышки приняли активное участие в прошедшем юбилейном X Московском марафоне

27 сентября, 2023 г.

«Вышка» в Telegram