22 и 24 сентября в рамках фестиваля «Проектируем будущее» на ВДНХ прошел лекторий НИУ ВШЭ. «Человек и город», «Психология и нейронауки» — такие темы ждали слушателей. 2 дня, 3 блока, 11 спикеров и 5,5 часа экспертной информации. Рассказываем, как это было.
В пятницу, 22 сентября, образовательный вечер начал Петр Посмаков, автор проекта Now&Then Russia «История в кадрах». Рассказывая о том, как менялась Москва в разные эпохи, Петр устроил для слушателей настоящее путешествие во времени и провел их от Земляного города до современных высоток. Вместе со спикером у гостей лектория получилось прогуляться по несуществующим улицам Москвы, узнать историю Белого города, окунуться в Москву времен Екатерины II (желавшей превратить город в мифологический Акрополь), посмотреть на планы великой реконструкции и понаблюдать за тем, как менялся город во времена советской власти. И да, на Садовом кольце когда-то действительно были сады, а фрагменты Кузнецкого моста можно увидеть и сейчас, стоит лишь спуститься на один из нижних этажей Музея археологии Москвы.
О современных тенденциях развития города на своей лекции рассказывал Кирилл Пузанов, доцент Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ. На примере Москвы спикер размышлял о том, какие требования к своему жителю предъявляет современный город, и о том, что он может «предложить взамен», как он способен развивать горожан. На эту взаимосвязь влияет множество факторов одновременно: социальные привычки людей, определенное отношение к своему району, использование метрополитена в качестве системы порталов и так далее. Как нам достичь баланса в своих взаимоотношениях с городской средой? Научиться доверять городу и позволить ему себя развивать — именно эта мысль была центральной в выступлении Кирилла.
Знаниями о не менее современной тенденции, а именно об использовании искусственного интеллекта в городской среде и концепции умного города, делилась со своими слушателями Ирина Ильина, профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ. Жизнь в городе — динамичный процесс, который сильно зависит от психологии и потребностей человека. Сейчас одна из главных задач, стоящих перед искусственным интеллектом, — научиться не просто собирать и анализировать данные, а понимать мотивы тех или иных поступков горожан, помогать устанавливать причинно-следственные связи.
Своими предположениями о том, как будут выглядеть города в будущем, делился Андрей Борисов, ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. Сложно предположить, станет ли городская среда такой же, какой мы видим ее в кинематографе, а вот сделать определенные прогнозы о транспорте будущего вполне возможно. Сейчас по всему миру реальностью стали идеи, появившиеся в конце прошлого века, например каршеринг и кикшеринг: возможность делиться автомобилями и самокатами все больше захватывает города. Она будет развиваться, как и сфера электромобилей. Однако, по мнению спикера, вряд ли то же самое ждет многочисленные идеи о доставке с помощью дронов и роботов-луноходов.
В контексте размышлений о городах будущего важно учитывать и стремление сделать пространство более безопасным, в том числе снизить рост преступности. Для этого нужно изучать опыт прошлого и настоящего, которым с гостями лектория поделилась Полина Осипова, выпускница факультета права НИУ ВШЭ. Какие необычные факты можно было узнать на лекции? Оказывается, известные рождественские фильмы отлично иллюстрируют причинно-следственные связи во время совершения преступления, а растения и прогулки с собаками могут помочь уменьшить вероятность совершения правонарушения. Более того, существуют полноценные концепции дизайна окружающей среды, направленные на создание безопасного пространства.
В воскресенье, 24 сентября, в лектории НИУ ВШЭ на фестивале «Проектируем будущее» на ВДНХ поднимались вопросы психологии и нейронауки.
Взрослые люди проводят в помещениях около 90% своего времени. О том, как интерьер и дизайн влияют на человека, на своей лекции рассказала Евгения Альшанская, аспирант НИУ ВШЭ по нейрофизиологии и когнитивным наукам, преподаватель Британской высшей школы дизайна. Дизайн управляет эмоциями, а эмоции и гормоны — то, без чего не обходятся процессы в нашем организме, в том числе и стресс. Свет, форма и размеры комнаты, высота потолка, оттенки в интерьере, фотографии — все это влияет на каждого из нас и на то, в какой области стресса мы сейчас находимся (оказывается, существует «зона хорошего стресса», в которой наш организм поддерживает гармоничный уровень работоспособности и вдохновения). На этапе создания дизайна интерьера важно максимально убрать все раздражающие факторы, позаботиться о биологическом здоровье и добавить источники положительных эмоций. Стоит учитывать, что яркие цвета и узоры приводят мозг в более возбужденное состояние, а память лучше работает в теплых цветовых схемах.
Влияют на наш уровень стресса и фейки, информацией о которых со слушателями лектория делилась Екатерина Косова, аспирант факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Как инструмент, способный повлиять на мнение и мышление человека, фейки использовались с давних времен: одними из ярчайших примеров в истории являются завещание Марка Антония и статья Эдгара По о воздушном шаре. В наши дни фейки стали неотъемлемой частью информационного пространства. Они пробуждают в нас эмоции, поэтому мы ими делимся, обсуждаем их и зачастую считаем информацию в них подлинной. Не попасть под их влияние можно только одним способом — развивать критическое мышление и анализировать свои эвристики мышления.
Стресс можно минимизировать, но совсем избежать его невозможно, особенно после травмирующих событий, в результате которых человек зачастую делит свою жизнь на «до» и «после». Такие ситуации затронула в своем выступлении Татьяна Шмарина, клинический психолог и старший преподаватель департамента психологии НИУ ВШЭ. Эмоциональное опустошение, флешбэки, ощущение нарушения неприкосновенности — с такими проявлениями стресса иногда сталкиваются близкие нам люди или мы сами. Что важно делать в такой ситуации? Не бояться, дать себе время на переоценку, не принимать импульсивные важные решения и стараться придерживаться теории последовательной гибкости в оценке ситуации: что происходит, что мне нужно сделать, что я действительно могу сделать и работает ли то, что я делаю?
Анализировать происходящее важно не только в стрессовых ситуациях. Так, лень и прокрастинация — не признак нашей неэффективности. Скорее всего, причина лежит намного глубже — в страхе ошибки, перфекционизме, несовпадении действия с нашей системой ценностей, нарушении баланса работы и отдыха. О том, как постепенно разобраться с этими пунктами, на своей лекции рассказывал Илья Благов, аспирант факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Вместе со слушателями спикер разбирал примеры и объяснял, чем именно лень отличается от прокрастинации, как на нас влияют критикующие голоса и почему именно они являются причиной страха ошибки, а также составил схему «эволюции задачи», самое главное в которой — расставить приоритеты и понять, действительно ли нам нужно выполнять ту или иную задачу.
Вопрос истинности наших целей и ценностей в своем выступлении поднимала и Аделя Халикова, аспирант департамента психологии НИУ ВШЭ. Ее лекция была посвящена аутентичности. «Свобода», «полноценно функционирующая личность», «самоактуализация», «жизнетворчество» — так трактуют аутентичность разные психологи. Аутентичность — это про верность себе, стремление быть собой без компромиссов, жить и поступать в соответствии со своими представлениями о жизни и взаимодействовать с окружающим миром без масок, а своим подлинным «я». На все это с самого детства влияют люди, окружающие нас: от них мы ждем заинтересованного внимания, справедливого отношения и признания ценности. Более того, способность интерпретировать себя и других заключена в нашей ДНК.
Отчасти от генетических факторов и темперамента зависит и то, будем ли мы счастливы. Анна Фисенко, консультирующий психолог, сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, на примере пирога показала, из чего состоит счастье. Получилась своего рода формула: 10% — обстоятельства, 40% — наши действия и выбор, 50% — генетика и характер. Для того чтобы наполнить приятными эмоциями те 40%, которые зависят только от нас, можно использовать практики из позитивной психологии: дневник благодарности, осознанную фотографию, теорию 3:1 (согласно ей, чтобы восполнить эмоциональный баланс, после 1 негативного ощущения нужны 3 позитивных), составление списка действий, приносящих положительные эмоции. Возможно, лекторий — один из его пунктов?
Текст: Евгения Башкардина, райтер проекта «Университет, открытый городу».
Схватка молодых исследователей НИУ ВШЭ стала одним из особенных событий фестиваля «Проектируем будущее» на ВДНХ