Каждый учебный модуль в Вышке проходит СОП — студенческая оценка преподавания. Для студентов участие в опросе анонимно и обязательно. Эти два условия позволяют получить максимально объективную и полную информацию о том, как идет учебный процесс, какие курсы и преподаватели наиболее популярны у ребят. Важной частью анкеты СОП в конце каждого учебного года являются выборы лучших преподавателей. В 2023 году студенты Вышки назвали лучшими более 650 преподавателей в московском кампусе, конкурс проходил в трех номинациях — кроме голосования студентов, это выбор выпускников и научное руководство победителями конкурса НИРС. О своих методах работы, принципах и отношении к студентам «Вышке для своих» рассказали трое лучших: победитель во всех трех номинациях доцент факультета экономических наук Андрей Субочев, а также старший преподаватель факультета компьютерных наук Владимир Куренков и доцент факультета экономических наук Алексей Мячин, за которых проголосовали студенты разных факультетов.
— По первому образованию я физик-теоретик. В 1999 году, выпустившись с магистерской вышкинской программы «Экономическая социология», я остался здесь работать на факультете прикладной политологии. Основная дисциплина, которую я преподаю, — математический анализ. Кроме того, я время от времени читаю другие курсы.
За годы преподавания в Вышке мне довелось работать с очень разными студентами — по мотивации, по уровню знаний и кругу интересов. Но в целом современные первокурсники, которым я с удовольствием читаю, такие же жизнерадостные и любознательные, как ребята, которым я читал 24 года назад. А вот методическая система, которую мы разрабатывали специально для бизнес-информатиков, эволюционировала и уже прошла проверку временем. Сейчас мы работаем в более щадящем режиме, задействуя мотивационные механизмы, чтобы у студентов и преподавателей была возможность адаптироваться к программе и друг к другу. Тем, кто только поступил в Вышку, помогают освоиться старшекурсники. Благодаря этому у нас существенно снизился процент первичных незачетов (в этом году он был совсем незначительным!). Это дает нам возможность повышать планку, что лично меня очень радует.
Преподавание отнимает огромное количество времени, зачастую в ущерб моей научной работе. Поэтому для меня было исключительно ценно и приятно получить такую оценку моей работы от студентов. Она определяет важность этого курса и является для меня главным мотивационным фактором.
Я считаю, что студентов надо любить. У человека, которому неинтересно и сложно общаться со студентами, не получится стать хорошим педагогом. У молодых людей очень развита эмпатия. Они чувствуют отношение преподавателя и рано или поздно ответят ему взаимностью. Нужно быть честным и открытым. И быть готовым ответить на любой вопрос и потратить на общение столько времени, сколько нужно студенту, чтобы удовлетворить его любопытство.
Еще один важный момент: в значительной степени успех в преподавании сложных дисциплин основан на наличии в группах сильных мотивированных студентов, которые берут на себя часть педагогической нагрузки. Когда в группе достаточно сильных, активных ребят, эта группа в целом будет преуспевать. Поэтому мы должны всячески сподвигать отличников к сотворчеству. Такое мое мнение.
— Я читаю лекции по курсу «Алгоритмы и структуры данных». Информационные технологии постоянно меняются, языки программирования тоже. Мне приходится постоянно учиться, и мне нравится учить других.
В Вышку я пришел в 2016 году. Сначала преподавал в лицее, а последние два года начал работать в университете. На самом деле, прошлый учебный год был моим первым полноценным годом в «большой» Вышке. Была поставлена задача подготовить студентов так, чтобы они могли в дальнейшем осваивать сложные дисциплины, которые читаются в университете. Я много работал. Проводил дополнительные консультации для тех, кто отставал по программе. Особенно в начале года. Все-таки программирование в школе было не у всех. То есть контакт со студентами был постоянный. Тем приятнее было получить оценку «лучший преподаватель».
В работе со студентами я стараюсь уважительно относиться к ним. Например, если ты хочешь перенести занятие или еще что-то резко поменять, нужно спросить, удобно ли это им. Они тоже взрослые люди, у них есть своя жизнь, и не нужно им устраивать сюрпризы. Стремлюсь, избегая конфликтов, решать все быстро и мирно. Даю возможность студенту исправить оценку, если, конечно, система оценивания знаний это позволяет. Спрашиваю у студентов, что они поняли, что не поняли. Не поняли с первого раза? Ничего, повторим. Важно, чтобы они не стеснялись задавать вопросы. И еще очень важно относиться ко всем студентам одинаково. Правила должны быть для всех одни.
— Многие студенты говорят, что я строгий преподаватель, всегда даю много домашних заданий с жестким дедлайном их выполнения. Тем не менее со студентами мне очень везет. Большинство из них учится усердно и достигает хороших результатов.
Я начал работать в Вышке в 2013 году, и так получилось, что с первого года моего преподавания я получал оценку «лучший преподаватель». Нужно сказать, что этот факт всегда сильно мотивирует. Особенно я люблю читать комментарии студентов к СОП. Ребята часто пишут слова благодарности, что поддерживает во мне желание преподавать и дальше.
Что для меня самого значит быть «лучшим преподавателем»? Это значит стараться сформировать у студентов навыки современного специалиста, которые пригодятся им в дальнейшем, информировать их об интересных курсах, стажировках в лабораториях или крупных компаниях, находить что-то интересное в предметах, которые они хотят изучать, даже (и особенно) если это предметы непростые.
Я преподаю дисциплины, связанные с математикой, методами принятия решений и анализом данных. Преподаю не только студентам, получающим технические специальности, но и гуманитариям. Часто вторым бывает сложно. Не каждый, кто поступает в НИУ ВШЭ, любит математику. Но постепенно, выполняя разные практические задания, ребята увлекаются, появляется интерес, который у многих остается по окончании изучения дисциплины.
Часто перед началом нового учебного года я стараюсь подобрать учебные пособия и дополнительную литературу, написанные максимально понятным для студентов языком. Разобрав новую тему, я всегда спрашиваю, откуда взялась эта формула и почему она выглядит так, как она выглядит. Классический пример: все знают, что нельзя делить на ноль. А почему? Или возьмем факториалы. Все знают, что это произведение натуральных чисел от 1 до n. Но почему факториал нуля равен единице? Или как понять, что означает нулевая степень. Разумеется, в большинстве случаев студенты не знают ответа, и мы ищем его вместе. А потом используем эту логику при составлении различных формул. Например, при помощи различных индексов влияния исследуем распределение институционального баланса власти в парламентах различных государств. Задачу с парламентом я позаимствовал из курса моего учителя, д.т.н., руководителя департамента математики факультета экономических наук Фуада Тагиевича Алескерова. С помощью таких примеров абстрактная математика становится ребятам ближе и понятнее.
И конечно, мне часто помогает чувство юмора. Во время моей учебы в аспирантуре Высшей школы экономики иногда на занятиях нам рассказывали забавные факты по изучаемой теме. И теперь, когда мы с ребятами разбираем сложную долгую тему, я тоже стараюсь рассказать забавный факт или дать им логическую задачу — когда группа в течение полутора часов пишет формулы, это очень бодрит и помогает сконцентрировать внимание.
Победителями в московском кампусе стали более 650 человек
Зачем Вышке нужна СОП