До 15 октября продолжается прием заявок на конкурс НИРС. Четырехкратная участница конкурса аспирантка НИУ ВШЭ Мария Парфеня рассказала о своей мечте стать ученым-историком и пути к ней, а также дала полезные советы тем, кто планирует подать свою работу на конкурс в этом году.
— Почему ты решила принять участие в конкурсе?
— В 2019 году я окончила бакалавриат по истории, потом магистратуру по истории современного мира, а сейчас два года учусь в аспирантуре по отечественной истории. После 3-го курса мой научный руководитель написал мне: «Маша, у вас хорошая работа, попробуйте отправить ее на НИРС». Я подумала: «Почему бы и нет?» — и отправила. Дальше все пошло по накатанной: мне понравилось, и я участвовала в конкурсе четыре раза, из них выиграла три (два раза занимала третье место, а с последней работой — первое).
Последние шесть лет я исследую мирское самоуправление в Сибири, крестьянскую общину, и три из четырех работ были посвящены именно этой теме. Две из них по большей части статистические: я считала, каких людей и кого именно в плане социального и имущественного статуса выбирали на мирские должности. Первая работа была по Верхотурскому уезду, вторая, магистерская, — по Иркутскому. Четвертая работа, с которой я заняла первое место, была посвящена уровню грамотности крестьян и посадских людей в Сибири в последней четверти XVII века, и я правда считаю, что она классная. Это была не курсовая и не кусок диссертации, а моя будущая статья. Сейчас она подана в очень хороший журнал, и я надеюсь, что ее опубликуют в этом или следующем году.
— Какие бонусы за участие в НИРС ты получала?
— По итогам последней победы я больше года получала стипендию 20 000 рублей. Ее ввели, когда я участвовала в конкурсе последний раз. Когда я об этом узнала, то даже немного расстроилась: это ведь моя последняя возможность выиграть, а у меня нет приличной работы. Это я сейчас говорю, что статья про грамотность классная, но, когда я ее подавала, думала совсем не так. Я считала, что ничего не выиграю, и было обидно, что в дальнейшем не смогу участвовать, а стипендию придумали только сейчас. Я очень удивилась и обрадовалась, когда увидела, что выиграла конкурс. Также, когда я выиграла НИРС первый раз и заняла третье место, для победителей было мероприятие в Москве-Сити с поздравлениями, подарками, награждением и фуршетом. Очень жаль, что в следующем году из-за коронавируса таких мероприятий не проводилось, а награждение было онлайн.
Еще один бонус — это возможность подаваться на тревел-гранты. Мне кажется, я в любом случае получила бы гранты, вступив в «Республику ученых» на других основаниях, но благодаря НИРС это получилось сделать проще и быстрее. Помимо этого, благодаря тому, что я выиграла конкурс в последний раз перед аспирантурой, мне удалось съездить на «взрослую» научную конференцию.
Это были именно материальные бонусы, а сама по себе победа дает моральное удовлетворение: ты понимаешь, что твою работу ценят. У меня достаточно специфическая тема, особенно для исторической науки, и мне периодически кажется, что я занимаюсь какой-то ерундой и что все это с точки зрения нормального человека ужасно скучно, но три победы в конкурсе НИРС дали мне понимание, что я делаю что-то важное.
— Расскажи подробнее про тревел-гранты. Где тебе удалось побывать?
— Я много путешествовала по России. Так как я занимаюсь Сибирью, сибирскими крестьянами, большинство конференций по моей теме проходит именно там. Благодаря гранту я летала в Новосибирск, Екатеринбург, Питер и в этом году ездила в Кириллов — это очень милый маленький город в Вологодской области, недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря.
— Что еще ты делаешь для своего развития в академической среде?
— Я состою в научной лаборатории, это дает небольшую зарплату и помогает чувствовать себя частью сообщества. Также развитию способствует участие в конференциях и общение по моей теме с другими учеными. Я стараюсь интересоваться, чем они занимаются, всегда жду обратную связь, и у меня уже получилось найти некоторое количество полезных контактов. Также я пишу статьи. Сейчас они опубликованы только в сборниках конференций, не могу сказать, что очень ими горжусь, но я рада, что эти пять текстов существуют. На днях я подам вторую свою статью в научный журнал. Еще я преподаю, в том числе в Вышке, стараюсь участвовать во всяких волонтерских проектах. Например, в конце августа на Летней историко-филологической школе в «Вороново» рассказывала старшеклассникам о своей исследовательской теме, читала семинарский курс по XVII веку. Это помогает структурировать материал в первую очередь у себя в голове, учит доносить его понятным и интересным языком. Конечно, есть и очевидные вещи, такие как чтение книг, посещение музеев и открытых лекций, например в Исторической библиотеке или в Вышке.
— Планируешь ли ты связать свою жизнь с наукой?
— Я думаю, что уже связала свою жизнь с наукой. У меня есть мечта еще с 9-го класса — стать ученым-историком, как минимум кандидатом наук. Очень хочу написать и выпустить свою монографию. К моей жизни вообще применимо высказывание «вижу цель, не вижу препятствий»: уже больше восьми лет двигаюсь в выбранном направлении. Да, бывает тяжело, но я стараюсь и рассчитываю, что защищу кандидатскую в ближайшие пару лет.
— Что бы ты хотела пожелать участникам НИРС-2023?
— Есть смысл не думать о том, выиграешь ты или нет. Мне кажется, что победа в научных конкурсах по большей части зависит не от нас. Конечно, у очень хорошей работы больше шансов выиграть, но после ее написания от тебя уже ничего не зависит. Так что нет смысла иметь какие-то ожидания: так, если вы проиграете, вы не расстроитесь, а если выиграете, то порадуетесь еще больше.
Рекомендую также посоветоваться с научным руководителем перед отправкой работы: попросить прочитать ее и оставить правки. Плюс, из-за того, что обычно материал нужно сокращать до требуемого конкурсом объема, есть смысл довериться мнению компетентного человека со стороны касательно того, какая часть исследования является наиболее ценной. Ему точно будет проще вырезать часть текста, тогда как делать это полностью самостоятельно всегда психологически тяжело.