15 октября заканчивается прием работ на конкурс НИРС. Заместитель декана факультета социальных наук Денис Стукал был участником и победителем самых первых конкурсов НИРС, а сегодня входит в состав предметных комиссий, которые подводят итоги конкурса. С «Вышкой для своих» он поделился своей историей успеха в науке и рассказал, почему не стоит упускать шанс участия в таких конкурсах.
— Расскажите о своей образовательной и карьерной траектории. Где вы учились и чем сейчас занимаетесь?
— Можно сказать, что я вырос в Вышке: в 2004 году поступил в бакалавриат факультета прикладной политологии, который сегодня стал частью ФСН, а уже через четыре года начал работать на факультете: преподавать, заниматься организационной работой и параллельно — продолжать обучение в магистратуре (на магистра-политолога).
Потом я пошел в аспирантуру, которую окончил досрочно в 2012 году. Так и работал в НИУ ВШЭ до тех пор, пока в 2013-м не уехал в аспирантуру Нью-Йоркского университета. После получения степени с 2018 года на протяжении двух лет работал там научным сотрудником, затем полгода преподавал анализ данных в социальных науках в Университете Сиднея в Австралии. А в октябре 2020 года снова вернулся в Вышку, теперь уже на факультет социальных наук.
С одной стороны, я уже три года преподаю различные методы статистики, анализа данных и машинного обучения бакалаврам и магистрантам-политологам. С другой — работаю заместителем декана по науке на факультете и координирую научные исследования.
— В своем интервью первый проректор Вадим Радаев назвал вас человеком, успешно сделавшим научную карьеру, упомянув, что начиналось все с победы в конкурсе НИРС. Расскажите немного об этом.
— Действительно, 15 лет назад, в далеком 2008 году, когда я был студентом третьего курса, я заинтересовался количественными методами в политологии (тогда у нас в стране это было, наверное, совсем большой редкостью). Я пришел к Фуаду Тагиевичу Алескерову с просьбой включить меня в какие-то текущие исследования. И он предложил мне заняться изучением устойчивости парламентских коалиций. Однако мы довольно быстро поняли, что схожие методики могут применяться и для других задач, в частности для изучения этнической поляризованности.
Затем я написал вместе с моей однокурсницей совместную работу про использование методов агрегирования предпочтений для изучения этих двух тем. Она и победила в конкурсе НИРС. Это был для меня совершенно удивительный опыт, поскольку нас очень мало тогда учили каким бы то ни было формальным методам. Помню, как впервые столкнулся с совершенно новой и вначале непонятной для меня литературой, которая демонстрировала различные способы измерения сложных социальных концептов и показывала, что математика может очень успешно применяться и в политологии.
Конечно, победа была неожиданной, ведь я просто писал работу о том, что мне было интересно, не задумываясь о призовом месте. Но факт победы, конечно, окрылил и показал, что у меня вполне неплохо получается. Это был достаточно весомый аргумент в пользу того, чтобы продолжать заниматься научными исследованиями. И после третьего курса я принял для себя окончательное решение, что останусь в науке, а в начале четвертого курса стал ассистировать преподавателям.
— Каковы, на ваш взгляд, главные преимущества Вышки для начинающих исследователей?
— Вышка — живая и быстро развивающаяся среда, в которой можно воплощать в жизнь новые задумки, причем делать это достаточно быстро. У нас активно развиваются самые разные формы поддержки научных исследований — от больших лабораторий до малых проектных групп. Если у вас есть интересная идея и несколько единомышленников, не нужно годами ждать удобного случая для воплощения ее в жизнь: для этого есть понятные и работающие механизмы, которые доступны не только заслуженным профессорам, но и начинающим исследователям.
И конечно, важно, что продуктивные в научном плане исследователи могут очень достойно зарабатывать в университете благодаря, с одной стороны, системе академических надбавок, а с другой — множеству научных проектов, в которых можно принимать участие.
— Что бы вы сказали тем, кто сомневается, стоит ли участвовать в конкурсе?
— Участвовать, конечно, стоит, потому что, с одной стороны, ты ничего не теряешь, а с другой — можешь много чего приобрести.
Наверное, самое важное, что может получить студент во время обучения в университете, — это опыт и резюме. Опыт нужен не только для того, чтобы потом продемонстрировать его работодателю, но и для того, чтобы найти себя. Если человек ничего не пробует, ему сложно найти интересную для себя сферу деятельности.
Когда я встречаюсь с первокурсниками при вручении студенческих билетов, я всегда говорю, что сейчас самое лучшее время для того, чтобы экспериментировать и пробовать себя в совершенно разных областях, в том числе в науке. Надо обязательно включаться в какую-либо организационную деятельность, проходить практику, стажироваться в компаниях, чтобы в итоге понять, что вам ближе всего.
Конкурс НИРС — это одна из возможностей попробовать себя в научной работе. Понятно, что на конкурс выносится уже результат ранее проведенного исследования, но в результате вы получаете интересный и полезный фидбэк от экспертов. Он может либо окрылить, либо дать достаточно мощный толчок для движения вперед, когда вы понимаете, что в вашей работе есть целый ряд недостатков, на которые обратили внимание. Тогда можно принять решение, интересно ли вам улучшить свою работу, отреагировать на эти комментарии. Если да, то, скорее всего, наука — это про вас, потому что в науке нет предела совершенству. Если вы скажете: «Спасибо, но больше не хочется», — тогда, наверное, следует поискать себя в какой-то другой области.
Иными словами, конкурс НИРС в любом случае поможет каждому участнику понять, в какой мере научная работа может быть ему интересна. Если же получится победить или занять призовое место, то будут и лавры победителя, и множество полезных плюшек. Конечно, это также приятный бонус для научного руководителя, который с вами работал на протяжении года. В общем, для меня ответ очевиден: нужно участвовать!
Как человек, который сам вышел из конкурса НИРС, я всегда ориентирую студентов, пишущих у меня курсовые и дипломы, на то, чтобы подавать свои работы на конкурс. Среди них действительно не раз были победители и призеры.
— В течение 20 лет вы в той или иной степени связаны с конкурсом. Какие тенденции вы наблюдаете в работах студентов в последнее время?
— Наверное, самая главная тенденция, которую я заметил за последние три года, — это растущее качество подаваемых работ. Некоторым предметным комиссиям становится все труднее распределять призовые места среди наиболее сильных кандидатов. Это связано, конечно, с тем, что растет уровень подготовки наших студентов, но, с другой стороны, это связано и с расширением географии конкурса. В те далекие времена, когда я был участником конкурса, это все-таки была история сугубо вышкинская. Сейчас же на конкурс подают свои работы не только студенты Вышки, и это замечательно.
— Что бы вы хотели пожелать участникам НИРС-2023?
— Не останавливаться на достигнутом. Если вы победили в конкурсе, это здорово, и вы большие молодцы. Однако это лишь один шаг большого пути, и впереди еще много нерешенных задач. Дерзайте, двигайтесь вперед!
Если же вам не удалось в этом году занять призовое место — не беда. Наоборот, это хороший стимул для того, чтобы в дальнейшем сделать работу лучше, сильнее, интереснее и снова попытать удачу. Есть много разных конкурсов, в каких-то вы побеждаете, в каких-то нет, но главное, что вы нарабатываете опыт. С каждым конкурсом вы пишете работы все лучше и лучше, потому что набиваете руку (это, между прочим, очень важный навык, как и подача заявок на разные конкурсы, стипендии, гранты). Единственный способ овладеть навыком подачи хороших заявок на разнообразные конкурсы — это подавать их как можно больше. С этой мыслью я и желаю сегодняшним студентам участвовать в конкурсе НИРС: не для победы, а для участия и получения нового опыта. И конечно, пускай победит сильнейший!
Аспирантка Вышки Мария Парфеня — о своей мечте стать ученым-историком и пути к ней
Студентка НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург победила на конкурсе НИРС с работой, посвященной школьному образованию в Арктической зоне России. О своем опыте Виолетта рассказала в интервью
Иван Груздев — о возможностях академического развития студентов