Многие студенты Высшей школы экономики мечтают, получив диплом, остаться в университете в качестве преподавателя. Некоторым это удается. «Вышка для своих» поговорила с теми, кто успешно делает карьеру в юридических департаментах НИУ ВШЭ.
Я окончила юридический факультет нижегородской Вышки. А поскольку училась я хорошо, мне сразу предложили остаться преподавать. Примерно через полтора года стало понятно, что без практики это делать невозможно. Обязательно нужно приносить на занятия что-то извне, чтобы ребята понимали, насколько их профессия важна и сложна. Тогда параллельно с работой в университете я устроилась в Центральный банк, где мне как юристу приходилось решать самые разные и достаточно сложные профессиональные задачи. Решение сложных задач — это то, за что я в том числе люблю свою профессию.
Ситуации, с которыми юристу приходится сталкиваться в реальной жизни, невозможно смоделировать теоретически. Они про людей, про их понимание мира и их ответ этому миру
Недавно я нашла свое школьное сочинение за 9-й класс, в котором писала, что очень хочу помогать людям. Видимо, это одно из объяснений, почему я выбрала юрфак. Безусловно, были и другие, более практические причины. Я понимала, что мне нужна профессия, которая даст возможность обеспечивать себя и родителей, и факультет находился недалеко от дома. Но желание взаимодействовать с людьми и помогать в решении их проблем было и остается на первом месте.
Когда я поняла, что пора двигаться дальше, то переехала в Петербург. Мне повезло, что вместе с новым домом я приобрела замечательных коллег и друзей на юридическом факультете НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. За эти годы я очень прикипела к факультету. У меня тут налажен быт и отношения с людьми, и в настоящий момент, по моим ощущениям, я нахожусь в кульминационной точке. Петербург раскрыл мой потенциал. Я вижу себя такой, какой всегда хотела себя видеть.
Я преподаю международное и банковское право и делаю еще одно, на мой взгляд, очень важное дело — занимаюсь выстраиванием образа факультета вовне. Это большая и сложная задача — сломать в представлении людей образ юриста-крючкотвора и показать им «юриспруденцию с человеческим лицом», которая не про сложные конструкции, а про помощь и решение проблем, возникающих у нас ежедневно. Не менее важно, чтобы это понимали ребята, которые у нас учатся, и их родители. Я бы очень хотела, чтобы наши студенты воспринимали свой факультет как место притяжения.
Профессия юриста не оторвана от жизни. Это и есть жизнь. Мне радостно наблюдать, как в процессе решения задач во время очередного семинара до студентов начинает доходить такая мысль: «Это не кто-то придумал — я сейчас делаю то, что буду делать, когда пойду работать». И пусть не все они станут юристами, умение решать сложные задачи пригодится где угодно и позволит им достигать целей самостоятельно. Вот основная задача современного юридического образования, как мне кажется.
Когда я оканчивала школу, профессии юриста и экономиста считались наиболее перспективными, но экономисты дружили с математикой, а я нет. Поэтому я выбрала юридический факультет в ВШЭ — одном из взрослеющих передовых российских вузов. Я хорошо представляла себе подход к обучению и атмосферу Вышки, так как училась в базовой школе университета.
В 2010 году я окончила факультет права, тогда еще специалитет, и мой научный руководитель и наставник по жизни, доктор юридических наук, ординарный профессор Наталия Юрьевна Ерпылева, пригласила меня в аспирантуру. В департаменте я начала работать как преподаватель, потом стала ее заместителем и бесконечно благодарна Наталии Юрьевне за то, что она приняла меня в команду департамента.
При поступлении в вуз у меня не было ни малейшего представления о том, чем занимается практикующий юрист и какими он должен обладать компетенциями. Одним из ключевых моментов, которые определили мой выбор в пользу специализации в сфере международного частного права (МЧП), стал курс «Введение в специальность (профессию)». Его нам читала на первом курсе доктор юридических наук ординарный профессор НИУ ВШЭ Оксана Михайловна Олейник. Именно Оксана Михайловна познакомила нас с международным частным правом. После этого у меня не осталось ни малейших сомнений в том, чем я хочу заниматься в дальнейшем. Тем более что, учась на третьем курсе, я попробовала себя в коммерческом секторе и в банковском деле и поняла, что не хочу работать в офисе. Как раз в это время к нам пришла Наталия Юрьевна, вместе с которой я стала развивать на факультете права ВШЭ школу международного частного права. На сегодняшний день школа является самой передовой на российском рынке юридического образования (особенно востребована магистерская программа «Юрист в бизнесе»).
Для юридической практики МЧП дает знания, которые позволяют выйти за рамки национального правового регулирования, мыслить шире, решать заковыристые задачи
Сегодня эти знания актуальны в том числе в области санкционного регулирования. Поэтому наша команда юристов-практиков, которые входят в состав департамента правового регулирования бизнеса и задействованы в реализации магистерских и бакалаврских программ факультета, сумела быстро перестроить свои авторские курсы под современные вызовы. Для студентов эти курсы — прекрасная возможность увидеть, как это работает на практике (как со стороны законодательства нашего государства, так и со стороны законодательств иных юрисдикций).
Еще одной ключевой фигурой в моей профессиональной судьбе был декан нашего факультета Вадим Александрович Виноградов, доктор юридических наук, профессор, один из крупнейших современных специалистов в области конституционного права. Считаю, что уникальная профессиональная и творческая среда, которая отличает наш факультет, — его заслуга. На сегодняшний день передо мной как академическим руководителем образовательных программ бакалавриата стоит задача доказать, что переход факультета права на пятилетний бакалавриат является несомненным конкурентным преимуществом наших студентов в глазах работодателей, а также задача дальнейшего развития проектного обучения для студентов бакалавриата и развития трекового подхода к обучению.
Стать юристом я решила в восьмом классе, прочитав книжку Валерия Карышева «Записки бандитского адвоката». Она была мне явно не по возрасту. Но мне понравилось. В представлении восьмиклассницы адвокаты были людьми, всегда защищающими невиновных. В моей семье все так или иначе связаны с МИИТ. Думали, что и я туда пойду. Тем более что я училась в школе при МИИТ. Но я сразу решила, что буду поступать в Вышку. Бабушка говорила: «Понятно, что ты не поступишь. Уже придумала, чем станешь заниматься?» И меня это так задело, что я решила: буду землю грызть, но поступлю. Два последних года в школе я много занималась, участвовала во всех олимпиадах, которые давали возможность засчитать результаты как вступительные испытания, и поступила, набрав на 1 балл больше проходного.
Относительно специализации мне говорили, что уголовное и гражданское право — это топы. Я выбрала то, что мне нравилось, — уголовно-правовое направление. Я мечтала работать в полиции и на четвертом курсе даже ходила устраиваться туда дознавателем. Но я очень молодо выгляжу, а тогда казалась совсем ребенком. В общем, дознавателем меня не взяли.
После института я поступила в аспирантуру и защитила диссертацию. В учебу я втянулась в основном благодаря профессору Альфреду Эрнестовичу Жалинскому и его жене, тоже профессору, доктору юридических наук Ольге Леонидовне Дубовик. Они были преподавателями старой школы и аспирантов фактически принимали в семью. Мы, аспиранты, много занимались научной работой. Если открыть учебники Альфреда Эрнестовича времен моего обучения в аспирантуре, мы указаны либо в качестве авторов каких-то глав, либо в благодарности в предисловии. В марте 2012 года я защитилась, а в апреле скончался Альфред Эрнестович. В кампусе на Малой Ордынке его именем была названа аудитория, и есть стипендия его имени, которая вручается студентам, отличившимся в области уголовного права.
Отучившись, я могла пойти работать корпоративным юристом, но осталась в университете, о чем ничуть не жалею. Это идея Ольги Леонидовны, моей научной «крестной феи».
Пока мы учились в аспирантуре, у меня была возможность попробовать себя в качестве преподавателя. Оказалось, что мне комфортно со студентами. Они все такие особенные, мотивированные, с ними интересно вести диалог и вообще что-то делать вместе
В 2012 году я пришла на кафедру старшим преподавателем, а сейчас я доцент. 50% моего рабочего времени занимает преподавание, а еще 50% — работа с абитуриентами. Я заведую Проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по праву. Наша лаборатория организует и участвует в различных мероприятиях для школьников: конкурс «Суд да дело», Летняя правовая школа, Открытая правовая школа и многие другие. Конкурс «Суд да дело» мы затеяли с группой студентов второго-третьего курсов еще в 2019 году, тогда участниками были всего несколько команд из школ Распределенного лицея НИУ ВШЭ. Теперь и студенты уже магистры и работают в лаборатории, и конкурс на регистрации собирает 4000 человек. Много лет я участвую в качестве составителя задач для олимпиады «Высшая проба».
Моя мечта — когда-нибудь написать докторскую. Но пока на это нет времени. 25 января, в День студента, я родила дочь и уже через полтора месяца поехала на финал конкурса «Суд да дело». Для меня это было важно, я люблю свою работу.
Я училась в пермском кампусе НИУ ВШЭ. На направлении «Юриспруденция» мой набор был третьим. Выпусков еще не было, и многим казалось рискованным решением поступать туда. Меня в Высшей школе экономики заинтересовало наличие бюджетных мест, и в целом, если сравнивать вузы, представленные в тот момент в Перми, Вышку отличала некая открытость. Мне нравилось, что там были очень открытые преподаватели, постоянно проводились встречи со школьниками, на которых с тобой работали, отвечали на любые твои вопросы и пытались чему-то тебя научить.
Я не была тем человеком, который с детства мечтал стать юристом. Но, порешав задачки и пообщавшись с преподавателями на занятиях для абитуриентов, я решила для себя, что это очень разносторонняя, интересная и подходящая гуманитарию профессия. Уже на первом курсе я поняла, что это мое, и чем дальше, тем больше в этом убеждаюсь.
По окончании бакалавриата меня и двух моих одногруппниц взяли на работу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, где мы несколькими месяцами ранее проходили практику. Это же интересно — работать там, где пересекаются экономика и право. В УФАС я пришла в 2019 году на должность ведущего специалиста, а в 2023-м стала заместителем руководителя. Без ложной скромности, объективно, это хороший карьерный старт.
На втором курсе магистратуры по программе «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности» я начала преподавать в Вышке на той же кафедре, где училась сама. В нашей Вышке магистратура вечерняя. Это удобно, если совмещать работу и учебу, как это делала я. А теперь я совмещаю работу и работу. Конечно, бывает тяжело, но мне моя жизнь нравится. Нравится общение со студентами. Когда ты видишь их горящие глаза, стремление научиться чему-то новому, задор, это дает хороший заряд энергии. Ну и смена обстановки тоже очень важна.
В УФАС ты постоянно ощущаешь, какая на тебе лежит ответственность. В университете атмосфера более творческая. Есть стимул придумать новые форматы занятий
Например, ребятам понравился формат дебатов, с которым они не были знакомы. Кроме того, как человек, имеющий большой опыт участия в студенческих конкурсах и выступлений в судах, я даю им рекомендации по устным выступлениям, подсказываю, как скорректировать свое поведение и справиться с волнением. Для юристов это важно. Они понимают, что, несмотря на мою молодость, я компетентна и могу их многому научить, — это главное. Но и сама с удовольствием учусь — и в плане основной работы, и как преподаватель. Меняются люди, меняются времена, нужно уметь к ним адаптироваться и вырабатывать новые подходы.
Я родилась в Дзержинске, который всем известен как город химии. Уезжать в другой регион не хотелось. Было желание переехать в Нижний Новгород и остаться там. В девятом классе я увидела сайт Вышки. Он был информативным и красивым, как и сам университет, когда я попала туда на экскурсию. Изначально появилась мысль поступать на экономический факультет, но потом, на курсах, необходимость заниматься математикой, в которой я была не так хороша, как хотелось бы, изменила мое решение. Я подумала, что оказаться не в топе курса, потока и профессии — это мне не подходит. Я выбрала юриспруденцию и ни разу об этом не пожалела. Я цивилист, занимаюсь гражданским правом. Окончила специалитет нижегородской Вышки еще до введения бакалавриата, а потом поступила сюда же в магистратуру и параллельно начала писать диссертацию.
Когда я училась на пятом курсе, профессор Ольга Александровна Берзинь предложила помогать ей вести криминалистику в качестве учебного ассистента. Но желание преподавать появилось у меня еще раньше. Очень хорошо помню этот момент. Это был четвертый курс. Мы участвовали в юридической игре, и какой-то студентке, не мне, декан в качестве утешительного приза предложила попробовать себя в преподавании. Я тогда подумала, что быть преподавателем здесь, на факультете, — это же моя мечта. Я не знала, что у выпускников есть такая возможность. Мне казалось, что сначала нужно защититься, набраться опыта и уж потом... Не знаю, какая муха меня укусила, но я, скромный по натуре человек, подошла после игры к декану и сказала: «Я очень хочу у вас преподавать, возьмите меня». Кажется, она была в шоке от моей наглости. Тем более что даже не знала, кто я такая. А на следующий год возникла потребность в человеке, который бы на общественных началах вел курс для школьников, и про меня вспомнили.
В январе 2015 года мы на факультете организовали клуб «Нескучное право». Через него проходят все школьники, которые попадают к нам Вышку в рамках разных проектов. «Нескучное право» — не только Нижний Новгород и область. У клуба широкая география — от Краснодара до Архангельска. Сейчас я продолжаю заниматься этим клубом, который вырос в большой серьезный проект, также занимаюсь студенческим клубом, преподаю студентам гражданское право, а после защиты диссертации два года назад стала академическим руководителем программы «Юриспруденция» в Нижнем Новгороде.
Мне повезло с наставниками — это заведующая кафедрой гражданского права, наш предыдущий декан Марина Вячеславовна Клепоносова, и нынешний, Мария Евгеньевна Лошкарева, а также мой научный руководитель Ольга Александровна Берзинь. С ними ничего не страшно и легко включаться в любую работу. Я занимаюсь тем, чем я всегда хотела заниматься: миксом преподавания и административной работы. И, что особенно важно, делаю это в НИУ ВШЭ.
У меня был опыт преподавания в других вузах, но там все иначе, начиная с людей и заканчивая организацией образовательного процесса. Мое место — в Вышке, это моя альма-матер
Цели и ценности Вышки мне знакомы с момента, когда я ходила на курсы для школьников. Я понимаю, как университет живет, как развивается, какие здесь работают люди, какие учатся студенты и зачем они приходят именно сюда. Выпускников Вышки отличают компетентность, активный мыслительный процесс и творческий подход к любому делу. И это не только мое мнение. Наши выпускники востребованы у работодателей.
Материал подготовлен под руководством директора по персоналу НИУ ВШЭ Елены Молодых.