Академические руководители появились в НИУ ВШЭ в 2014 году. Их ключевая задача — развитие образовательных программ. Оценка ключевых показателей эффективности их деятельности проводится ежегодно с 2019 года. Цели такой оценки — активизация деятельности академических руководителей в рамках Программы развития НИУ ВШЭ до 2030 года и повышение качества образования в Высшей школе экономики.
Участниками оценки являются академические руководители всех образовательных программ московского кампуса. В этом году оценка впервые разделена на несколько разных рейтингов, которые не агрегируются друг с другом, а рассматриваются отдельно, вследствие чего число академических руководителей, отмеченных по итогам оценки, значительно возросло.
Всего в оценке использовалось 7 рейтингов, связанных с различными аспектами работы академических руководителей. Для всех уровней образовательных программ использовались рейтинги приема иностранных студентов, проектных работ студентов с внешними заказчиками, лояльности студентов к продолжению образования в НИУ ВШЭ, удовлетворенности студентов качеством образовательной программы, участия студентов в межкампусных дисциплинах. Еще два рейтинга использовались не везде: рейтинг цифровых навыков студентов применялся только для программ бакалавриата и специалитета, а приема платных студентов — только для магистратуры. Таким образом, каждый академический руководитель оценивался по 6 рейтингам. По каждому рейтингу выделена группа лидеров, каждый участник которой будет отмечен соответствующей благодарностью от университета.
Коровко Анна Валентиновна
Старший директор по основным образовательным программам
Рейтинг образовательных программ помогает понять, как мы справляемся со сложными вызовами и с задачами, на которые нацелился университет до 2030 года. Результаты оценки — это срез текущей ситуации. Год от года мы наблюдаем динамику, смену лидеров или, наоборот, стабильно хорошие результаты одних и тех же программ. Это значит, что университет разнообразный, живой и готовый к изменениям. Благодарю академических руководителей за хороший год и желаю побед в будущем.
Абсолютным лидером по итогам года стала Алина Вячеславовна Щербакова, академический руководитель бакалаврской программы «Мировая экономика» на факультете мировой экономики и мировой политики. Она заняла лидерские позиции сразу во всех рейтингах оценки.
Щербакова Алина Вячеславовна
Академический руководитель ОП «Мировая экономика», доцент департамента мировой экономики
Я очень благодарна Дирекции основных образовательных программ за идею разработать такие показатели, которые помогают абсолютно всем программам проявить себя в том или ином качестве, вне зависимости от направления подготовки или количества студентов. При этом хочу отметить, что по большинству показателей лидерские позиции достигаются за счет коллективных усилий всех, кто причастен к реализации программ: профильного департамента (в моем случае — департамента мировой экономики), учебного офиса, факультета. И, безусловно, я хочу отдельно поблагодарить моих студентов, которые видят и высоко оценивают наши усилия по руководству программой. Это, конечно же, самое ценное!
Наибольшая доля программ, академические руководители которых получили высокие оценки в рейтинге, — на факультетах математики и физики, а также в Школе иностранных языков (в них хотя бы в один рейтинг попали академические руководители каждой образовательной программы), а также на факультетах права и экономических наук (86 и 81% программ соответственно).
Также можно выделить еще две группы факультетов-лидеров: факультеты компьютерных и гуманитарных наук, Высшая школа бизнеса, факультеты социальных наук и мировой экономики и мировой политики во второй группе (от 71 до 80% программ), и МИЭМ и факультеты биологии и биотехнологии, городского и регионального развития, креативных индустрий — в третьей (от 61 до 70%).
Масютин Алексей Александрович
Академический руководитель ОП «Финансовые технологии и анализ данных», директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук
Академический руководитель — это роль, которая подразумевает постоянное управление изменениями. Необходимо отслеживать тренды как в образовании и науке, так и на рынке труда и сообразно адаптировать учебные планы, выстраивать нетворкинг среди интересных специалистов. Нужно экспериментировать. Наш главный клиент — это студент. Но и корпоративный партнер — тоже очень важный клиент образовательной программы. Его ожидания мы должны учитывать и даже превосходить. Требуется формировать комьюнити преподавателей. В сфере прикладного машинного обучения особенно ценны практики из индустрии, которые способны донести свои знания до ребят.
Академический руководитель не может без сильного менеджера программы. Именно постоянный контакт менеджера с абитуриентами, студентами и выпускниками передает пульс программы и дает неформальную обратную связь, за рамками обычной процедуры СОП.
Моляренко Ольга Андреевна
Академический руководитель ОП «Государственное и муниципальное управление», доцент департамента политики и управления
Проекты и практики на базе органов власти представлялись мне существенной точкой роста для программы, поэтому первое собрание по летним проектам 2022 года (в которых в результате поучаствовало более 100 студентов, в том числе только окончивших первый курс) я с коллегами из Центра практик и проектной деятельности ФСН проводила еще в середине мая, за 3,5 месяца до того, как стала академическим руководителем. В течение учебного года мы также продолжали активно вовлекать студентов в решение задач государственных и муниципальных ведомств, в том числе обращаясь за «заказом» работ к многочисленным выпускникам нашей программы (первый набор в специалитет ГМУ состоялся в 2003 году), работающим на государственной и муниципальной службе, а летом 2023-го повторили опыт «массовых» проектов.
Именно вовлечение в практику помогает ребятам понять важность их будущей профессии, глубину требующихся знаний и уровень компетенций, найти насущные темы курсовых и выпускных работ, а также уже во время студенчества получить предложения трудоустройства (в этом году на работу пригласили нескольких студентов, только окончивших первый курс, поскольку они разработали приложение на Python, позволившее сотрудникам федеральной службы сэкономить тысячи человеко-часов на этапе сбора данных). Это хорошая иллюстрация и к вопросу о цифровых компетенциях бакалавров ГМУ. Показатели нашей программы — заслуга наших студентов. Они регулярно приходят с отлично продуманными инициативными предложениями (по популяризации программы, мастер-классам и проч.), сами же активно участвуют в организации и реализации задуманного. Надеюсь, что ребята и дальше будут столь же вовлеченными, неравнодушными, мотивированными и трудолюбивыми — с такими студентами академическое руководство программой приносит глубокое удовлетворение и удовольствие.
Иванов Федор Ильич
Академический руководитель ОП «Информационная безопасность», директор Центра организации работ по проекту «Передовая инженерно-математическая школа»
Ключевое, на чем я акцентирую свои усилия как академический руководитель, — это постоянно держать руку на пульсе и находиться в непрерывном контакте со студентами. Инструменты для этого можно использовать самые разнообразные, но для себя я выбрал формулу «если руководишь образовательной программой, то обязательно участвуешь в ее реализации в качестве преподавателя». И уже с первого курса это самый важный момент в формировании восприятия программы у студентов. Это не только позволяет действовать проактивно, но и делает академического руководителя ближе к студентам, способствует непрерывной обратной связи, что в итоге позволяет оперативно реагировать на проблемы, гибко настраивать образовательную программу. Я считаю, что если студентам нравится учиться, если они знают, что всегда будут услышаны, то это автоматически приводит к успеху образовательной программы по самым различным показателям.
Бакулев Алексей Валентинович
Академический руководитель ОП «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», доцент Школы иностранных языков
Преобразование системы оценивания KPI академических руководителей дает возможность каждой образовательной программе проявить себя, а коллегам из ДООП — еще более объективно и дифференцированно оценивать объем и качество нашей работы, что очень благотворно влияет на уровень образовательной деятельности Вышки. Разумеется, пока рано делать глобальные выводы, но, на мой взгляд, первые шаги обновленной системы показывают, что принятое решение разумно и удачно.
Походня Наталья Витальевна
Академический руководитель ОП «Совместный бакалавриат НИУ ВШЭ и ЦПМ», начальник отдела математического образования факультета математики
Конечно, мы, академические руководители, работаем не ради рейтинга, с одной стороны, а с другой — ничто человеческое нам не чуждо и нам важно получить оценку своей работы, и приятно, если твоя работа оценена высоко. В новой системе даже у малых ОП (как моя) появилась возможность выделиться среди таких гигантов, как ФКН или факультет права. Считаю правильным оценивать участие студентов в сторонних проектах: работа в них реально дает шанс увидеть, как устроен мир вне твоего факультета, твоей специальности, твоего круга общения. И получить навыки работы в проектных командах — это тоже дорогого стоит. Ну и, безусловно, я благодарна студентам своей программы за высокую оценку работы команды наших преподавателей и моей лично.